Статья на тему "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКУ"

Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам - это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. В понятии «индивидуальный подход ученику» есть две принципиально разные стороны. Первая – вопрос о взаимоотношениях учителя и ученика в процессе работы. Сюда входит учет индивидуальных особенностей характера, уровня культуры, технических и музыкальных возможностей. Хороший педагог намечает пути развития ученика, находит лучшие формы личного обучения. Вторая сторона понятия «индивидуальный подход»- это комплекс требований, возникающих в процессе исполнения произведений.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

МЕТОДИЧЕСКИЕ

рекомендации




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

К УЧЕНИКУ.





Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам - это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. В понятии «индивидуальный подход ученику» есть две принципиально разные стороны. Первая – вопрос о взаимоотношениях учителя и ученика в процессе работы. Сюда входит учет индивидуальных особенностей характера, уровня культуры, технических и музыкальных возможностей. Хороший педагог намечает пути развития ученика, находит лучшие формы личного обучения. Вторая сторона понятия «индивидуальный подход»- это комплекс требований, возникающих в процессе исполнения произведений.

Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего- его технические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада. Первое, что отличает учащихся – это их интересы; они определяются тяготением определенного вида деятельности. Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, ибо без этого ученик не достигнет значительных успехов.

Вторая отличительная черта – это способности учащихся. Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одаренностью. Так, чтобы стать настоящим музыкантом, надо не только иметь хороший музыкальный слух, нужен еще ряд других способностей, которые составляют одаренность.

Высшая степень развития одаренности называется талантом. Важной составной частью одаренности является склонность, способность к труду. Без труда никакая одаренность не может развиваться, какой бы большой она ни была. Ясная целеустремленность, сознание своего долга в совокупности с трудом помогают учащимся со средними исполнительскими способностями достигнуть очень хороших результатов.

К основным способностям, составляющим одаренность ученика, относятся также: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память, эстрадные данные и т.д. Кроме интересов, способностей и одаренности, ученики отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью – темпераментом. Темпераменты подразделяются на 4 вида: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Краткая психологическая характеристика типичных представителей каждого из четырех темпераментов, применительно к ученикам, такова: Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на все окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но также быстро охладевает. Если, к примеру, пьеса не получается сразу, с первого же дня, ученик оставляет работу, хотя произведение ему нравится. Учащийся холерического темперамента также быстро на все реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако в отличии от сангвиника возбуждаемость холерика стойкая. Аккордеонист такого темперамента смело берется за разбор произведения и, несмотря на трудности, доводит дело до конца. Отрицательной чертой такого ученика является то, что он с одинаковым успехом может увлечься как хорошим, так и плохим. Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на все медленно. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток. К таким ученикам надо относиться особенно внимательно, так как они могут быть застенчивы. Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Ученик такого темперамента может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, однако то, что сделает, сделает очень добросовестно.

Темперамент не обусловливает ни сознательности, ни интересов человека. Ошибаются те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика сдержанности. Задача педагога – направлять работу учащихся так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Например, спокойствие и уравновешенность, которых не хватает холерику и сангвинику, можно воспитать путем работы над медленными и кантиленными произведениями, энергичность у меланхоликов и флегматиков – работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

Педагог обязан также вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты. К таким чертам психология относит: мужество, честность, добросовестность, принципиальность, последовательность, дисциплинированность, активность, чувство собственного достоинства, настойчивость, трудолюбие. В то же время следует добиваться искоренения таких черт, как: лживости, безответственности, заносчивости, лени, эгоизма.

Характер не является врожденным, он формируется в действиях, поступках. Таким образом, путем воспитания положительных черт и искоренения отрицательных из плохого характера можно сделать хороший. Чтобы правильно осуществить индивидуальный подход к ученику, педагог должен изучить не только его психические, физические особенности, но и его среду.

Изучение учащихся осуществляется путем наблюдения за их поступками как на уроке, так и вне уроков, а также в беседах с ними. При этом необходимо использовать и те сведения, какие могут дать об ученике педагоги по другим предметам, родители и товарищи. Нельзя делать вывод об ученике только на основании резко выявленных свойств, надо учитывать все его индивидуальные особенности.

Основное внимание следует обратить на музыкально – исполнительские данные учащегося: музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональность восприятия музыки, технические способности. Знание особенностей игрового аппарата учащегося дает возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые. Педагог всегда должен помнить, что перед учащимися с различными способностями, характером, темпераментом, физиологическими особенностями надо ставить различные требования, к ним следует подходить по - разному.

Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему приносит желаемые результаты в учебно – воспитательной работе. Итак, средства и методы влияния на учащегося должны быть результатом глубокого изучения его. В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.



































Использованная литература:

  1. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне»;

  2. Б.Кременштейн «Педагогика Г.Г.Нейгауза»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее