Методическая поддержка педагогических кадров
в условиях введения профессионального стандарта
“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”
“Концепция ФГОС общего образования”
В рамках современного исторического периода стремительно меняется структура общества и его потребности, что приводит к нововведениям в системе образования.
Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг.
Происходящие в системе образования трансформации обуславливают необходимость качественных изменений в деятельности педагога, так как он является центральной фигурой образовательного процесса.
В связи с этим, каждая образовательная организация не позднее 1 января 2020 года обязана внедрить профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н.
Это означает, что в оставшееся время необходимо приложить максимум усилий для оказания помощи педагогам в подготовке к введению профессионального стандарта, так как каждый педагогический работник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога.
Успешное введение и освоение педагогическими работниками правовых и предметно - методических основ профессионального стандарта «Педагог» полностью зависит от действенных подходов к организации управленческой и методической работы, связанных с переходом на стандарты нового поколения.
Первостепенной целью работы старшего воспитателя (методиста) является обеспечение перехода дошкольной образовательной организации на работу в условиях действия профессионального стандарта педагога.
Решение этой проблемы получило отражение в задачах, необходимо:
организовать повышение квалификации педагогических работников ДОО в соответствии с требованиями Профстандарта;
повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОО в соответствии с требованиями стандарта;
совершенствовать систему эффективности труда педагогических работников ДОО на основе Профстандарта;
повысить качество образования в условиях действия профессионального стандарта;
повысить престиж профессии педагога.
Вся методическая работа в данном направлении выстраивается и реализуется с учетом концепции и содержания профессионального стандарта педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.
Переориентация современного дошкольного образования со знаниевой парадигмы на системно - деятельностную основу, требует новых подходов к организации методической работы.
Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.Н. Буйловой и С.В. Кочневой, содержание которых адаптируется под поставленные задачи и отражает системно - деятельностный подход в работе с педагогами.
Информационная направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы ДОО, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения в период введения Профстандарта.
Аналитическая направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения поставленных целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию.
Планово-прогностическая - основа деятельности методической работы ДОО. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.
Проектировочная направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения.
Организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в ДОО, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции.
Обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.
Контрольно - диагностическая занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.
В условиях введения профессионального стандарта педагога, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо понять, как именно должна измениться деятельность педагогов, поскольку именно он является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия позитивные изменения невозможны, ведь именно профессионализм старшего воспитателя (методиста) является условием достижения современного качества образования.
Каждое нововведение имеет свой жизненный цикл.
1 этап – Подготовительный.
На этом этапе проводятся мероприятия информационного сопровождения, а так же разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс введения профессионального стандарта педагога.
2 этап – Ресурсный.
На этом этапе проводятся мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы ДОО, развитие компетенций педагогов.
3 этап – Введение профессионального стандарта педагога.
Планирование и организация работы с педагогическими работниками направлены на изменение стереотипа мышления педагогов и ориентированы на его непрерывное профессиональное образование, адекватное требованиям Профстандарта и ФГОС ДО.
План методической работы разрабатывается на основе проблемного анализа работы с педагогическими работниками и перспективных направлений развития ДОО, также учитываются результаты мониторинга и внутреннего контроля. Методическая работа выстраивается по различным направлениям и представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.
Основополагающим является организация изучения профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" и обсуждения возможных механизмов подготовки к введению и реализации Профстандарта на институциональном (локальном) уровне.
Для информирования каждого педагогического работника оформляется информационный стенд «Изучаем профессиональный стандарт педагога», изготавливаются буклеты «Что такое профессиональный стандарт педагога?», чек – листы для педагогов «Алгоритм ознакомления с Профстандартом». Обновляется новостная лента на официальном сайте ДОО, создается подраздел «Профессиональный стандарт педагога».
На методическом совещании «Введение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования!» определяется единство действий всего педагогического коллектива по введению стандарта профессиональной деятельности педагога, создается Рабочая группа по введению профессионального стандарта педагога.
Для определения уровня соответствия владения трудовыми функциями педагога требованиям профессионального стандарта, выявления показателей, оказывающих наиболее максимальное влияние на этот уровень, педагогами проводится самооценка.
Следующим, немаловажным шагом, является проведение оценки готовности педагогов к введению и применению Профстандарта, которая является основой для составления дифференцированной программы профессионального развития педагогов. В результате, педагогические работники условно делятся на группы: «Начинающий педагог», «Педагог- методист», «Педагог исследователь».
Это деление определяет методы и формы работы с педагогами, для выбора оптимальных условий их непрерывного повышения уровня профессионального развития.
Тема подбирается к необходимой форме проведения в зависимости от плана и потребности: «Профессиональный стандарт педагога», «Область применения профессионального стандарта педагога», «Требования к профессиональному стандарту педагога», «Освоение педагогами правовых и предметно-методических основ профессионального стандарта «Педагог», «Уровни квалификации педагога в ходе личностно-профессионального развития», «Задачи профессионального стандарта педагога», «Принципы профессионального стандарта педагога», «Цель применения профессионального стандарта педагога», «Требования к педагогу. Трудовые функции», «Требования к педагогу. Трудовые действия», «Требования к педагогу. Необходимые умения», «Требования к педагогу. Необходимые знания», «Алгоритм разработки индивидуального профессионального маршрута».
Программа профессионального развития педагогов будет реализована эффективнее, при дифференциации содержания и форм методической работы для разных категорий воспитателей.
«Начинающий педагог» - это педагоги, требующие усиленного внимания, у которых возникают затруднения и проблемы в практической деятельности с детьми. Методическая работа с педагогами данной группы заключается в следующем: включение воспитателей в педагогическую деятельность коллектива (работа в паре с опытным воспитателем; включенное наблюдение); создание условий для самообразования (ознакомление с разными подходами организации деятельности детей, организацией предметно-развивающей среды).
Эффективными формами работы являются: «Школа молодого специалиста», участие в методических объединениях, методические часы, посещение открытых просмотров, тренинги, экспресс – консультации, мастер-классы, видеотренинги, осуществление предварительного анализа при подготовке к НОД, с целью предупреждения возможных ошибок; проведение саморефлексии педагогической деятельности, способствующей профессиональному продвижению, стажировка «Наставник – молодой специалист».
«Педагог- методист» - это педагоги с установившимся стилем работы, которые добросовестно выполняют свои функциональные обязанности, владеют методиками. Для реализации нововведений на практике им необходимо косвенное воздействие (поддержка инициатив, положительный психологический климат, квик-настройка).
При организации методической работы с данными педагогами уделяется внимание повышению квалификации данных воспитателей, их мотивации и активности в совершенствовании профессиональных способностей, саморефлексии достигнутых результатов.
Эффективными формами работы являются: круглый стол, деловая игра, экспертиза, мозговой штурм, выступление на методических объединениях, ярмарка методических идей, методический мост.
«Педагог исследователь» - это педагоги, имеющие высокий уровень квалификации - опытные творчески работающие педагоги.
Методическая работа с ними направлена на развитие их творческого потенциала и на развитие организационного единства коллектива.
Эффективными формами работы являются: методический час «Педагог-профессионал», педагогические ситуации, педагогическая мастерская, творческая гостиная, кейс-метод, методический ринг, защита проекта и т.д.
Результативной формой работы с педагогами являются интерактивные методы.
Одна из целей такой формы состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.
Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Это ярко проявляется в таких формах как «Круглый стол», «Вечер вопросов и ответов», «Деловая игра», «Дискуссия», «Педагогический КВН», «Методический диалог», «Таблица контактов».
Для повышения уровня квалификации педагогических работников всех трех групп организуются: постоянно действующий семинар «Профессиональный стандарт», курсы повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года), используются ресурсы сетевых профессиональных объединений (дистанционное обучение, вебинары, сетевое взаимодействие).
Для осуществления консультационно-методической поддержки по вопросам аттестации с учетом требований Профстандарта педагога» проводятся семинары.
С целью актуализации и транслирования опыта работы педагогов, предъявления собственного отношения к проблемной ситуации, а также совершенствования уже имеющихся практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности организуется участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней. (Конкурс «Лучшая методическая разработка», «Лучшая дидактическая игра с использованием ИКТ», «Лучшая развивающая среда», «Лучшая авторская программа», «Воспитатель года» и т.д.)
На всех этапах введения Профстандарта проводятся оценка, контроль, мониторинг, которые дают возможность систематически получать информацию о состоянии дел в дошкольной образовательной организации по различным направлениям деятельности, проводить сравнение между заданным состоянием образовательного процесса, определяемым нормативными документами, и реально существующим. Для получения информации используются анкеты, карты, экспресс – опросы, тест- тренинги, интервьюирование, тестирование, листы обратной связи.
Не менее эффективной формой являются АМО. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Это метод «Квадро», «Коучинг – сессия», «Метод имитации ситуаций».
Результатом всей системы работы будет являться педагогический совет «Профстандарт. Трудности и пути решения», на котором проводится глубокий анализ деятельности ДОО и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.
Вышеуказанный механизм введения профессионального стандарта педагога позволит:
Повысить качество предоставляемых образовательных услуг.
Содействовать повышению квалификации педагогических работников, мотивации к профессиональному развитию.
Повысить степень удовлетворенности родительского сообщества предоставляемыми образовательными услугами.
Создать в ДОО целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала.
В заключении, хочется сказать профессиональный стандарт педагога дошкольного образования - это стандарт деятельности не только одного педагога, это стандарт деятельности всего педагогического коллектива и каждый педагог образовательной организации должен понимать, что от его профессиональной квалификации и качества выполнения трудовых функций зависит качество образования и гарантия развития каждого ребенка.