Статья. «Инклюзивное образование в условиях ДОУ».
Подготовила:Степанова Виктория Михайловна, воспитатель1 категории
ДС № 157«Светлячок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) очень актуальна. Она привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной образовательной и социальной политике России.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ОВЗ.
К категориям детей с ОВЗ в настоящее время относят детей:
с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих);
с нарушениями слуха (неслышащих, слабослышащих, позднооглохших);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (значительную часть которых составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП);
с задержкой психического развития;
с нарушениями интеллектуального развития;
с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
• с комплексными (сложными) нарушениями психофизического развития - сочетанием нескольких однородных (зрения и слуха - двойные сенсорные дефекты) или разного рода нарушений (умственной отсталости и снижения слуха; умственной отсталости и ДЦП и т. п.)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
• Интеллектуального;
• Эмоционально-волевого;
• Деятельностного;
• Нравственно-духовного.
Разработке Индивидуального образовательного маршрута предшествует диагностика особенностей ребёнка, которая включает в себя:1. Беседа и анкетирование родителей
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами
_ активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)
_ совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
_ прием пищи
_ дневной сон
_ фронтальные занятия
Можно сделать выводы, что для развития коррекционной и инклюзивной деятельности в ДОУ необходимы системные изменения, которые не происходят быстро. Самые сложные из них - это изменения в мышлении и сознании людей. Формирование положительного отношения к проблемам инклюзивного образования во многом зависит от профессионализма и нравственных качества личности педагога.
Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Список литературы
Волосовец, Т. В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
Закрепина, А. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. - С. 72-78.
3. Леонгард, Э. И., Краснова, Н. А., Пирожник, Н. Т., Прудникова, М. С.
Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное образование. - 2010. - №1. - С. 139-148.
4. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. - М.: Академия, 2010. - 208 с.