Эффективные способы профессионального совершенствования педагогических работников ДОУ как условия повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого педагога, специалиста к созданию следующих условий:
для реализации целей образовательного процесса;
для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме. Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
социальному заказу государства к данному типу учреждения;
социальным ожиданиям субъектов образовательного
процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.
Находясь в поиске нестандартных подходов к организации методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
В нашей практике существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства.
Наиболее эффективны инновационные формы методической работы в нашем ДОУ, направленные на непрерывное обучение педагогов:
«Банк идей» Нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
«Педагогический портфель» Направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт». Модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения.
«Коучинг». Развивающее консультирование, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант.
«Педагогический ринг». Помогает уточнить и систематизировать знания по одной из проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит чёткости, точности высказываний, развивает находчивость и оперативность в ответах.
«Аукцион идей». Педагоги заранее готовят для аукциона лоты-товары (сценарии, идеи, разработки и т. д.) и перед аукционом представляют их.
«Стажёрская пара». Работа в паре педагогов, работающих на группе, опытного педагога и молодого специалиста. Подразумевает совместные действия по разработке занятий с учётом новых технологий и инноваций, взаимообучение приёмам и технологиям, отвечающим требованиям стандарта, анализ взаимопосещённых занятий, разработку пособий и дидактического материала.
«Методические объединения». Одна из эффективных форм системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Цель — оказание реальной, действенной помощи педагогам путём вовлечения их в комплекс практических мероприятий, что способствует росту их профессионального мастерства, повышению качества и эффективности образовательного процесса.