«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Статья "Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается о системе работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС


На сегодняшний день в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Классный руководитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое.

Главная задача классного руководителя - это работа над сплочением коллектива своих воспитанников. В классе все ребята разные, особенно сложно, когда много лидеров среди девочек и среди мальчиков. Чтобы помочь каждому проявить себя, предлагаю детям различные способы участия в жизни класса и школы. Учащиеся, которые хорошо учатся, всегда на виду. Они успевают и на уроках и во внеклассной работе. А многие дети остаются в тени, так и не реализовав свои возможности.

Участие или организация любого внеклассного мероприятия требует подготовки как со стороны классного руководителя, так и со стороны воспитанников. Своих обучающихся всегда настраиваю на победу, создаю ситуацию успеха. А для ребенка это очень важно. Они чувствуют поддержку со стороны взрослого, это придает им уверенность в своих силах, а участие поднимает самооценку. Ребятам очень интересно соревноваться по параллелям, дух соперничества объединяет членов команды, развивает умения действовать в нестандартных ситуациях, формирует товарищеские отношения.

В нашем классе есть свои традиции. Мы ежегодно проводим различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование эстетических, нравственных и патриотических качеств, на развитие креативных способностей: День Знаний, День Матери, Новый год, День Защитника Отечества, Рыцарский турнир, 8 Марта, День именинников, В здоровом теле здоровый дух. Эти мероприятия мои воспитанники называют праздниками, которые проходят в форме концерта, вечера, викторины, чаепития и т.д. На таких мероприятиях ребята проявляют свои способности танцевать, петь, читать стихи, показать сценку, принимают участие в конкурсах. Ко Дню Победы ребята участвуют в акции «Письмо ветерану», в конкурсах рисунков, выпускают стенгазету, выступают на концерте перед ветеранами войны в Доме офицеров.

Для реализации духовно-нравственного воспитания мы всем классом на каникулах посещаем музеи, театры, организуем экскурсии. Будучи руководителем кружка «Юный эколог» я прививаю своим воспитанникам любовь к природе, патриотическое отношение к малой Родине, интерес к исследованиям, новым открытиям. На занятиях кружка мы проводим практические работы, изучаем природу родного края, иногда ребята сами задают тему для возможного исследования или проекта, проведения игры или викторины.

В течение года провожу традиционные и открытые классные часы. Сотрудничаю с реабилитационным центром «Парусник», совместно с ними были проведены открытые классные часы «Толерантны ли мы?», «Палитра общения», «Конфликты в классе» и т.д., а также консультируюсь по вопросам воспитания «трудных детей», решению конфликтов.

Освоить новые виды деятельности позволяет посещение всем классом юношеской библиотеки: участие в интерактивной игре, посвященной Дню Конституции РФ, знакомство с природой и народами родного края, их обычаями.

Мои воспитанники активно принимают участие в конкурсах школьного, регионального и всероссийского уровня и неоднократно становились призерами Всероссийских конкурсов «Загадки природы», «В мире животных», «Удивительные растения» в рамках проекта «Интеллект-Экспресс», «Природоведение» (проект «Познание и творчество»).

Преобладающее число воспитанников ежегодно принимают участие во всероссийских конкурсах «Человек и Природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Гелиос» и другие. В защиту сохранения осетровых пород мои воспитанники в 2013г. впервые приняли участие в научной конференции школьников Астраханской области «Сохранение и пополнение запасов ценных видов рыб Волжско-Каспийского бассейна». Они достойно выступили среди старшеклассников города и области.

Опыт интеграции основного и дополнительного образования позволяет нашей школе эффективно и качественно организовать внеучебную деятельность обучающихся по разным направлениям, в том числе здоровьесберегающему. На базе школьного учреждения девочки из нашего класса занимаются танцами, пятеро учащихся посещают Школу искусств (хор, рисование), практически все мальчики увлечены спортом, занимаются академической греблей, боевыми искусствами, футболом.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Поэтому в своей работе стараюсь быть требовательной, организованной, объективной, занимаюсь самообразованием, не забывая заботиться о своих воспитанниках. Учитель, его отношение к образовательному процессу, его творчество и мастерство, его желание раскрыть способности каждого ребенка –это главное условие реализации новых стандартов школьного образования.

Работая с детьми, нельзя упускать взаимоотношения классного руководителя с родителями. Очень важно, чтобы родители доверяли классному наставнику и могли обратиться за помощью.

Мы живем в непростое время. Когда родители заняты зарабатыванием денег, а есть и неблагополучные семьи или неполные семьи, в результате дети в свободное от школы время предоставлены самим себе. В 5-6 классах ребята начинают взрослеть, изменяться физиологически, меняются взаимоотношения в классе, возникают конфликты. Каждый ребенок ищет понимания, принятия его в общество, которое его окружает. Если окружение его принимает, то он тянется к нему, чувствует себя нужным и востребованным. А если нет? Есть риск попасть в дурную компанию, где он будет себя чувствовать комфортно. В нашем классе, как и в любом коллективе, бывают разные ситуации. Если ребенок провинился, совместно с родителями, психологом и социальным педагогом, пытаемся выяснить причину и помогаем решить ту или иную проблему. Беседы провожу индивидуально, не порицая ребенка перед всем классом.

Классный руководитель- это наставник, это пример для подражания, это друг и помощник. Дети называют меня «вторая мама». Это тяжелый каждодневный труд учителя, у которого полно работы и ежедневных забот, есть своя семья. Но когда я вижу лица ребят, полных радости и счастья, понимаю, вот ради этих улыбок мы и работаем и получаем огромное удовольствие!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее