«Зимний фестиваль знаний 2025»

Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Средства и методы повышения мотивации и качества образования на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Как мотивировать школьников на изучение иностранного языка, как развить и сохранить интерес к предмету? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка. Мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравиться говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к изучению иностранного языка и обеспечены условия для достижения определенных успехов. У каждого ученика есть свой уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Первое, с чего я начинаю - это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает.. В обучении взаимодействуют следующие составляющие: ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности. Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.

На формирование мотивации влияет ряд условий. Первым условием является уровень новизны. Учащиеся с достаточным уровнем языковой и речевой компетенции теряют интерес к повторяющимся заданиям. Что же касается учащихся со слабой подготовкой, они предпочитают выполнять уже знакомые задания, так как их выполнение позволяет им повторно пережить положительные эмоции, что благотворно влияет на поднятии уровня мотивации. Следующее условие - это степень сложности задания, которая оценивается учащимся на основании соответствия этого задания имеющимся у него способностям, средствам и времени на его выполнение. Большое значение в этой связи имеет самооценка учащегося. Помощь учителя позволяет трудное задание перевести в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию к выполнению данного задания. Таким образом, важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивая им поддержку. Еще одним условием для развития мотивации является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности. Самостоятельная работа окрашивает деятельность учащихся эмоционально, тем самым способствуя развитию у них мотивации. Большое значение имеет также время, данное на подготовку задания. При жестких сроках, недостатке времени учащиеся попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать. И наконец, еще одно условие—это влияние на формирование мотивации личного примера и ролевого поведения учителя.

При формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Принципы работы

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Подобный способ изучения языка распространен во многих русскоязычных диаспорах в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно на интуитивном уровне, пользуются новоиспечённые иммигранты. Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен.

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Следует отметить, что очень часто в процессе обучения учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях, что создает большие трудности, как для учителя, так и для учащихся. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий.

Остановимся подробнее на нестандартных уроках иностранного языка, обеспечивающих активность учащихся на уроке иностранного языка. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков

1. Уроки - игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.  Здесь могут использоваться как настольные игры с заданиями по различным видам деятельности, так и ролевые и интерактивные игры. В игре развивается активное, творческое «Я» ребенка. Игра — это фантазия, радость, восторг. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, отвечает на вопросы «Почему?» (мотив) и «Зачем?» (цель) нужно что-то сказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении).

2. Уроки - сказки, уроки - путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков - сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй — сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. 

3. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок - суд, урок - аукцион, урок - биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

5. Интернет - уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 

7. Урок – экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

8. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. 
         9. Интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. 

         10. Урок – интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Cвободное время”, "Планы на будущее”, "Биография” и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. Интервью. Общим признаком этой группы приемов является задача опросить как можно больше присутствующих, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке.

Технологий интерактивного интервью существует огромное количество:

1.     Сменные тройки.

2.     Карусель (образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через 30 секунд меняются.)

3.     Аквариум (несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют)

4.     Броуновское движение (движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)

5.     Дерево решений (класс делится на 3—4 группы. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи, затем происходит общее обсуждение)

11. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.. 

12. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль

В наши дни «процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как особым образом организованное общение или особая разновидность общения». Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики, и ученики друг с другом), под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.

   Эффективность обучения иностранному языку зависит, конечно, от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Но большую роль играет также «взаимодействие их личностей, складывающееся между ними взаимопонимание, которое является основой содружества на уроке».

. Обучение в сотрудничестве (Сooperative Learning)

Обучение в сотрудничестве – это использование малых групп обучающихся в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении) классе; это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя знания в уже готовом виде.

Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся является одним из принципов обучения в сотрудничестве. Меняется роль преподавателя. Педагог является полноправным участником образовательного процесса. В некоторых случаях он привлекается обучающимися в качестве консультанта, помощника.

Существует несколько разновидностей метода (технологии) обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами: Student Team Learning (обучение в команде), Student Teams Achievement Divisions (индивидуально-групповой подход), Teams Games Tournament (командно-игровой подход), Jigsaw (пила), Learning Together (учимся вместе).

Общим для всех вариантов обучения в сотрудничестве являются:

1. Зависимость от единой цели, которую обучающиеся могут достичь только совместными усилиями.

2. Индивидуальная самостоятельная работа, которая является «элементарной частицей» коллективной самостоятельной работы.

3. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Работа в малых группах по методу обучения в сотрудничестве принципиально отличается от традиционной формы работы в малых группах по следующим показателям:

1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения ‒ способам общения между членами группы.

3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Методика обучения в сотрудничестве отвечает личностно-ориентированному подходу, так как предполагает рефлексию, избирательность, ответственность, автономность обучающегося. Этот метод предполагает постоянное самообразование и саморазвитие обучающихся. В его основе лежит деятельностный подход, так как совместная деятельность есть суть метода.

Некоторые рекомендации

по применению метода обучения в сотрудничестве

на уроках иностранного языка

Метод обучения в сотрудничестве подразумевает совокупность приемов и принципов, которые необходимо соблюдать для обеспечения наивысшего результата. Познакомимся с некоторыми из них.

Организация пространства

Приоритетной на уроке является самостоятельная совместная деятельность учащихся. Традиционная расстановка парт предполагает пассивное восприятие информации, то есть слушание. Для того чтобы организовать общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности, необходимо, чтобы учащиеся видели друг друга. Мебель в классе должна быть мобильна, чтобы до урока или на любом этапе урока можно было поставить столы под углом друг к другу, или составить вместе, или вообще отодвинуть для презентации результатов работы.

Правила работы в малых группах

С этими правилами должны быть ознакомлены все учащиеся, задача учителя – соблюдать их самому и следить, чтобы их соблюдали все. Можно повесить их в классе. Правила могут быть дополнены, лучше их разработать совместно с учащимися. Например:

– взаимодействовать с любым партнером или партнерами;

– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

– помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами;

– помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.

Принципы формирования малых групп, распределение ролей

Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Такое деление является условным и субъективным. Любой ученик может быть слабым, например, в грамматике, но может быть сильным организатором работы в группе. В течение года состав подгрупп стоит менять, чтобы каждый учащийся мог поработать в различных подгруппах со всеми членами группы. Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их между собой. Обязательно стоит предусмотреть такие роли, как организатор активной деятельности (следит за активностью партнеров в группе), редактор (контролирует правильность оформления задания), лидер (организует работу, готовит партнеров к отчету по выполненному заданию), оформитель (отвечает за эстетику представления выполненного задания). Роли могут быть разными в зависимости от задач урока и численности группы.

   Задания, предполагающие обучение в сотрудничестве, могут быть различного характера: задания на проверку домашнего задания, работа над текстом для чтения, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, по отработке орфографических навыков, работа над лексикой.(Некоторые из них мы сегодня рассмотрим более подробно)

Технология обучения в сотрудничестве предусматривает использование таких активных форм, как диспут, пресс-конференция, дискуссия, ролевая игра.

Преимущества методики обучения в сотрудничестве:

1.     При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).

2.     У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.

3.     Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

4.     Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

5.     Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

6.     У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.

7.     Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.

 

Практика показывает, что совместное обучение  не только легче и интереснее, но и результативнее.

Групповая работа способна развить личные качества и способности индивидуума.  Обучение   в   сотрудничестве  основано на достижении согласия через кооперацию членов группы. 
Главная идея  обучения   в   сотрудничестве  – не просто выполнять общее задание, а учиться вместе! 

Главная задача преподавателя, организующего учебно-воспитательный процесс в режиме сотрудничества, состоит в том, чтобы создать реальную ситуацию общения, которая требует от участников проявления познавательной активности (на всем протяжении коммуникации) и диктует необходимость взаимодействия внутри коллектива для достижения цели общения.

Свою задачу учитель видит не в уличении ученика в незнании и неумении, а в том, чтобы научить.

Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

Для анализа использую различные методы:

1. Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.

2. Анкетирование.

3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.

Для повышения мотивации изучения английского языка я использую следующие пути.

1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения

3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений

4) использование на уроках аудиовизуальных средств;

5)личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании

6) разработка системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

7)вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;

8) своевременный контроль знаний умений и навыков; проведение предметных олимпиад

10)развитие творческих способностей;

11) интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

Наряду с традиционными методами повышения мотивации изучения английского языка я использую и инновации. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках английского языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным. Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point и применение интерактивной доски. Я пришла к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.

Использование данной технологии позволило мне:

1. Значительно сэкономить время на уроке;

2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка

5. Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

6. Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.

7. Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

8. Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

9. Снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

При формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Формирование мотивации – это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее