«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Средневековая Индия

Методологическая разработка урока истории.

ФИО учителя

Костычева Анастасия Дмитриевна

Предмет

История Средневековья

Класс

6

Номер урока

№ 26 в разделе III «Многоликое Средневековье»

Тип урока

Урок-изучение нового материала.

Тема

«Средневековая Индия».

Цель

Познакомить учащихся с политическим, социально-экономическим, культурным развитием Древней Индии.

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить учащихся со средневековой Индией.

2. Выяснить особенности политического и экономического развития Индии.

3.Познакомиться с достижениями индийской культуры.

Развивающие:

1. Продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах. Развитие интеллектуальных способностей (памяти, мышления, воображения).

2.Совершенствование общеучебных умений.

Воспитательные:

1. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

2.Воспитание активности в решении коммуникативных задач.

3.Приобщение к самостоятельности в выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

1.Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

2.Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.

3.Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.

Личностные: (личностные УУД)

1. Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности.

2. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные:

1. Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

2.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

4. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

5. Давать определение понятий.

Источники информации

1 Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2007 г

2. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992

3. Н.И.Девятайкина, «История средних веков»; источники, задания, игры.

4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

5. Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13

Оборудование:

Карта «Франкское государство в V –середине IX в». карта «Европа в XIV-XV вв», мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Методологическая разработка урока истории.

ФИО учителя

Костычева Анастасия Дмитриевна

Предмет

История Средневековья

Класс

6

Номер урока

№ 26 в разделе III «Многоликое Средневековье»

Тип урока

Урок-изучение нового материала.

Тема

«Средневековая Индия».

Цель

Познакомить учащихся с политическим, социально-экономическим, культурным развитием Древней Индии.

Задачи

Образовательные:

1. Познакомить учащихся со средневековой Индией.

2. Выяснить особенности политического и экономического развития Индии.

3.Познакомиться с достижениями индийской культуры.

Развивающие:

1. Продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах. Развитие интеллектуальных способностей (памяти, мышления, воображения).

2.Совершенствование общеучебных умений.

Воспитательные:

1. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

2.Воспитание активности в решении коммуникативных задач.

3.Приобщение к самостоятельности в выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

1.Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

2.Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.

3.Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.


Личностные: (личностные УУД)

1. Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности.

2. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные:

1. Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

2.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

4. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.

5. Давать определение понятий.

Источники информации

1 Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2007 г

2. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992

3. Н.И.Девятайкина, «История средних веков»; источники, задания, игры.

4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983

5. Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13

Оборудование:

Карта «Франкское государство в V –середине IX в». карта «Европа в XIV-XV вв»,  мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями.





Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

1

Организационный момент.

Приветствие.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

1 мин.

2

Проверка домашнего задания.

Проверка усвоения домашнего задания.

Отвечают на устный вопрос.

7 мин.

3

Актуализация знаний.

Словесная мотивация о политической, социально-экономической, культурной развитии Древней Индии.

Слушают, формулируют задачи урока.

7 мин.

4

Изучение нового материала.

Формирование новых знаний.

Использование интерактивных рисунков, слайдов, карты, презентация.

Обобщают и систематизируют общие представления о средневековой Индии.

16 мин.

5

Первичная проверка понимания изученного (рефлексия).

Работают в группах.

Записывают определения в тетрадь.

6 мин.

6

Итог урок. Обобщение.

Организует беседу с классом.

Выставление оценок.

2 мин.

7

Домашнее задание параграф 26.

Комментарии к Д/З.

Записывают в Д/З дневник.

1 мин.











Тема урока: «Средневековая Индия».

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

I.Организационный момент.

Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к работе:

наличие на столах учебников, атласов, тетрадей.


Готовятся к уроку.



II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы.

III.  Изучение нового материала.




В VI в. под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяй­ственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в позд­ней древности.


1. Варно-кастовая система 

Слово учителя: Индия находится на полуострове Индостан. На севере страны возвышаются высокие горы Гималаи, с которых берут начало две великие реки – Инд и Ганг. С запада и востока Индостан омывается морем. Единственная возможность для иноземного войска попасть в Индию – пройти с северо-запада по неширокому проходу между горами и пустыней. Поэтому отсюда начинались все многочисленные вторжения в эту страну. Индию можно условно разделить на две части – Северную и Южную. Еще с древности Северная Индия была заселена потомками ариев. На юге жили люди, говорившие на дравидских языках. Существенные различия между этими частями Индии сохраняются и по сей день.

Климат Индии благоприятствовал занятиям сельским хозяйством. Здесь всегда тепло, а земли плодородные. Индийские земледельцы выращивали пшеницу, рис, ячмень, бобовые, хлопок, сахарный тростник, пряности. Очень ценилась в прибрежных районах кокосовая пальма. Индийцы были хорошими скотоводами. В своих хозяйствах они разводили коров, буйволов, верблюдов, коз, лошадей. Им удалось приручить даже самое большое животное суши – слона.

В средневековом индийском обще­стве сохранилось деление на четыре варныбрахманов — жрецов, кшатриев — воинов, вайшьев — земледельцев и торговцев, шудр — слуг. Кастовое деление общества усложнилось. Варны постепенно стали распадаться на более мелкие касты. Среди брахманов возникли касты чиновников, врачей, учителей. Не все кшатрии занимались теперь военным делом – среди них появились и землевладельцы. Всего в Индии насчитывалось несколько тысяч каст. Между ними сохранялось неравенство. Касты жрецов, правителей, воинов, представителей верхушки крестьянской общины считались высшими. Среднее положение занимали земледельцы-общинники, торговцы, ремесленники. К низшим кастам принадлежали слуги и рабы. Появились касты, располагавшиеся ниже шудр. Их называли «неприкасаемыми». В них вошли рабы, а также люди из племен, живших в условиях первобытного строя. «Неприкасаемые» выполняли самую грязную работу – были уборщиками, мясниками, кожевниками. Им запрещалось прикасаться к людям из других каст, входить в храмы, иметь землю. Селения «неприкасаемых» располагались поодаль от селений представителей «чистых» каст. Выходить из дома они могли только с наступлением темноты, чтобы их взгляд не осквернил соседей из высших каст. Нарушителей правил ждало наказание. Кастовый строй препятствовал хозяйственному развитию Индии, так как приводил к разобщенности народа и мешал проявлять свои таланты людям из низших каст.

Касты — это большие обособлен­ные группы людей, члены кото­рых объединены по происхожде­нию, роду занятий, обычаям, образу жизни. Таких каст в средневековой Индии сущест­вовало более трёх тысяч. Принадлежность к касте была пожизненной и передавалась по наследству, нельзя было и заключать браки, если жених и невеста были из разных каст. Варны и касты образовывали сложную общественную иерархию.

Варно-кастовая система определяла жизнь людей. В соответствии с этой системой сущест­вовала индийская община. Варно-кастовая си­стема диктовала и устройство власти. Правите­ли обычно принадлежали к варне кшатриев.


2.Раджпутские государства

После падения империи Гуптов завоеватели-кочевники, смешавшись с верхушкой местного насе­ления, образовали касту раджпутов. Эта каста стала правящей в Северной и части Центральной Индии. Раджпутские прави­тели — раджи — создали более двух десятков княжеств. Эти княжества были очень богатыми. О сокровищах раджей слагались легенды. Господствующей рели­гией раджпутских государств был инду­изм. С конца X в. в Северную Индию из Афганистана не раз вторгались новые заво­еватели — тюрки-мусульмане. В конце XII в. они присоединили к своим владениям часть раджпутских княжеств.


3. Делийский султанат.

В начале XIII в. один из мусульманских полководцев, Кутб ад-Дин Айбек, захватил власть на завоёванных в Индии территориях. Он провозгласил себя султаном и сделал своей столицей город Дели. Появилось новое государство — Делийский султанат. В ознаменование свое­го могущества султан приказал построить самую высокую башню в мире — минарет Кутб-Минар.

Свои богатства правители и знать нажива­ли за счёт тяжёлого труда крестьян и ремес­ленников и огромных налогов, которые пра­вители с них взимали.

Богатства Индии привле­кали монголов. В XIII в. они неоднократно вторгались в Индию. В конце XIV в. вой­ска жестокого завоевателя Тимураразбили армию сул­тана. Тимур разрушил Дели и разорил его округу. Он уничтожил значительную часть населения, а остав­шихся в живых угнал в плен. Делийский султанат не смог оправиться от этого удара. Он ослаб, и его тер­ритория значительно сокра­тилась. В XVI в. Северная Индия была захвачена но­выми мусульманскими завоевателями.

Слухи о богатствах Индии, об уди­вительных сокровищах, драгоцен­ных камнях этой земли достигали самых отдалённых уголков средне­векового мира. Русский купец Афа­насий Никитин побывал в Индии в XV в. и написал книгу «Хождение за три моря».


4. Религия и культура.

Во времена Средневе­ковья буддизм в Индии уступил позиции индуизму. Основная масса населения снова обратилась к древнейшей религии, к своим многочисленным богам. Индуистские храмы строились в виде высоких башен, сплошь покрытых резными скульптурными изобра­жениями. В мусульманских государствах Индии получили развитие архитектура и искусство, сочетающие арабские и индийские художественные традиции.

Вытеснявшийся из Индии буддизм широ­ко распространился в странах Юго-Восточ­ной Азии, в Китае, Японии и Монголии. Он оказал большое влияние на культуру этих стран.


















Варны-деление индийского общества на четыре больших группыбрахманов — жрецов, кшатриев — воинов, вайшьев — земледельцев и торговцев, шудр — слуг






Касты — это большие обособлен­ные группы людей, члены кото­рых объединены по происхожде­нию, роду занятий, обычаям, образу жизни.










Правители носили титулы раджей (князей, правители) и махараджей (царей).







В начале XIII Кутб ад-Дин Айбек захватил власть, провозгласил себя султаном, появилось новое государство — Делийский султанат.

Столица город Дели.

В конце XIV в. войска Тимура разрушил Дели и разорил его округу.

В XVI в. Северная Индия была захвачена но­выми мусульманскими завоевателями.


Во времена Средневе­ковья буддизм в Индии уступил позиции индуизму.

Особенности буддизма:

1.Создатель Будда.

2.Страдания, преодолеваются нирваной и праведной жизнью.

Особенности индуизма:

1.Индуизм — древнейшая языческая религия Индии.

2.Шива, Вишну, Брахма

IV. Подведение итогов изученного материала.

Вопросы

1. Назовите занятия жителей Индии.

2. Что такое варны и касты? Какое влияние на жизнь индийцев оказывал кастовый строй?

3. Какую роль в жизни индийцев играла община?

4. С какими завоевателями пришлось столкнуться Индии? Как они повлияли на жизнь индийцев?

5. Почему власть султанов Дели оказалась слабой?

6. Какие религии существовали в Индии? Как они повлияли на индийскую культуру?

Отвечают на вопросы.

V.Объявление оценок и домашнего задания.

Параграф 26.

Озаглавьте пункты и составьте развернутый план параграфа.

*Сообщение о понравившемся архитектурном сооружении Индии, рабочая тетрадь.


Записывают домашнее задание в дневник.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее