Методологическая разработка урока истории.
ФИО учителя | Костычева Анастасия Дмитриевна | |||
Предмет | История Средневековья | |||
Класс | 6 | |||
Номер урока | № 26 в разделе III «Многоликое Средневековье» | |||
Тип урока | Урок-изучение нового материала. | |||
Тема | «Средневековая Индия». | |||
Цель | Познакомить учащихся с политическим, социально-экономическим, культурным развитием Древней Индии. | |||
Задачи | Образовательные: 1. Познакомить учащихся со средневековой Индией. 2. Выяснить особенности политического и экономического развития Индии. 3.Познакомиться с достижениями индийской культуры. | Развивающие: 1. Продолжить работу по развитию состязательных навыков и самостоятельной деятельности в группах. Развитие интеллектуальных способностей (памяти, мышления, воображения). 2.Совершенствование общеучебных умений. | Воспитательные: 1. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности. 2.Воспитание активности в решении коммуникативных задач. 3.Приобщение к самостоятельности в выполнении заданий. | |
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) 1.Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей. 2.Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся. 3.Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.
| Личностные: (личностные УУД) 1. Ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины успеха в учебной деятельности. 2. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | Метапредметные: 1. Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. 2.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 3. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. 4. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. 5. Давать определение понятий. | |
Источники информации | 1 Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. «История средних веков» 6 класс, М., Просвещение, 2007 г 2. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение, 1992 3. Н.И.Девятайкина, «История средних веков»; источники, задания, игры. 4. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983 5. Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели. // История № 7, 1997, с.13 | |||
Оборудование: | Карта «Франкское государство в V –середине IX в». карта «Европа в XIV-XV вв», мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями. |
Технологическая карта урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент. | Приветствие. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | 1 мин. |
2 | Проверка домашнего задания. | Проверка усвоения домашнего задания. | Отвечают на устный вопрос. | 7 мин. |
3 | Актуализация знаний. | Словесная мотивация о политической, социально-экономической, культурной развитии Древней Индии. | Слушают, формулируют задачи урока. | 7 мин. |
4 | Изучение нового материала. Формирование новых знаний. | Использование интерактивных рисунков, слайдов, карты, презентация. | Обобщают и систематизируют общие представления о средневековой Индии. | 16 мин. |
5 | Первичная проверка понимания изученного (рефлексия). | Работают в группах. | Записывают определения в тетрадь. | 6 мин. |
6 | Итог урок. Обобщение. | Организует беседу с классом. | Выставление оценок. | 2 мин. |
7 | Домашнее задание параграф 26. | Комментарии к Д/З. | Записывают в Д/З дневник. | 1 мин. |
Тема урока: «Средневековая Индия».
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | ||
I.Организационный момент. | Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к работе: наличие на столах учебников, атласов, тетрадей.
| Готовятся к уроку.
| ||
II. Проверка домашнего задания. | Фронтальный опрос. | Отвечают на вопросы. | ||
III. Изучение нового материала.
|
В VI в. под ударами кочевников пала империя Гуптов. Закончился золотой век Древней Индии. Индия распалась на множество княжеств. Начался долгий период раздробленности и междоусобиц. Несмотря на это, устройство общества и хозяйственная жизнь во всех частях Индии в течение столетий оставались почти такими же, как в поздней древности. 1. Варно-кастовая система Слово учителя: Индия находится на полуострове Индостан. На севере страны возвышаются высокие горы Гималаи, с которых берут начало две великие реки – Инд и Ганг. С запада и востока Индостан омывается морем. Единственная возможность для иноземного войска попасть в Индию – пройти с северо-запада по неширокому проходу между горами и пустыней. Поэтому отсюда начинались все многочисленные вторжения в эту страну. Индию можно условно разделить на две части – Северную и Южную. Еще с древности Северная Индия была заселена потомками ариев. На юге жили люди, говорившие на дравидских языках. Существенные различия между этими частями Индии сохраняются и по сей день. Климат Индии благоприятствовал занятиям сельским хозяйством. Здесь всегда тепло, а земли плодородные. Индийские земледельцы выращивали пшеницу, рис, ячмень, бобовые, хлопок, сахарный тростник, пряности. Очень ценилась в прибрежных районах кокосовая пальма. Индийцы были хорошими скотоводами. В своих хозяйствах они разводили коров, буйволов, верблюдов, коз, лошадей. Им удалось приручить даже самое большое животное суши – слона. В средневековом индийском обществе сохранилось деление на четыре варны: брахманов — жрецов, кшатриев — воинов, вайшьев — земледельцев и торговцев, шудр — слуг. Кастовое деление общества усложнилось. Варны постепенно стали распадаться на более мелкие касты. Среди брахманов возникли касты чиновников, врачей, учителей. Не все кшатрии занимались теперь военным делом – среди них появились и землевладельцы. Всего в Индии насчитывалось несколько тысяч каст. Между ними сохранялось неравенство. Касты жрецов, правителей, воинов, представителей верхушки крестьянской общины считались высшими. Среднее положение занимали земледельцы-общинники, торговцы, ремесленники. К низшим кастам принадлежали слуги и рабы. Появились касты, располагавшиеся ниже шудр. Их называли «неприкасаемыми». В них вошли рабы, а также люди из племен, живших в условиях первобытного строя. «Неприкасаемые» выполняли самую грязную работу – были уборщиками, мясниками, кожевниками. Им запрещалось прикасаться к людям из других каст, входить в храмы, иметь землю. Селения «неприкасаемых» располагались поодаль от селений представителей «чистых» каст. Выходить из дома они могли только с наступлением темноты, чтобы их взгляд не осквернил соседей из высших каст. Нарушителей правил ждало наказание. Кастовый строй препятствовал хозяйственному развитию Индии, так как приводил к разобщенности народа и мешал проявлять свои таланты людям из низших каст. Касты — это большие обособленные группы людей, члены которых объединены по происхождению, роду занятий, обычаям, образу жизни. Таких каст в средневековой Индии существовало более трёх тысяч. Принадлежность к касте была пожизненной и передавалась по наследству, нельзя было и заключать браки, если жених и невеста были из разных каст. Варны и касты образовывали сложную общественную иерархию. Варно-кастовая система определяла жизнь людей. В соответствии с этой системой существовала индийская община. Варно-кастовая система диктовала и устройство власти. Правители обычно принадлежали к варне кшатриев. 2.Раджпутские государства После падения империи Гуптов завоеватели-кочевники, смешавшись с верхушкой местного населения, образовали касту раджпутов. Эта каста стала правящей в Северной и части Центральной Индии. Раджпутские правители — раджи — создали более двух десятков княжеств. Эти княжества были очень богатыми. О сокровищах раджей слагались легенды. Господствующей религией раджпутских государств был индуизм. С конца X в. в Северную Индию из Афганистана не раз вторгались новые завоеватели — тюрки-мусульмане. В конце XII в. они присоединили к своим владениям часть раджпутских княжеств. 3. Делийский султанат. В начале XIII в. один из мусульманских полководцев, Кутб ад-Дин Айбек, захватил власть на завоёванных в Индии территориях. Он провозгласил себя султаном и сделал своей столицей город Дели. Появилось новое государство — Делийский султанат. В ознаменование своего могущества султан приказал построить самую высокую башню в мире — минарет Кутб-Минар. Свои богатства правители и знать наживали за счёт тяжёлого труда крестьян и ремесленников и огромных налогов, которые правители с них взимали. Богатства Индии привлекали монголов. В XIII в. они неоднократно вторгались в Индию. В конце XIV в. войска жестокого завоевателя Тимураразбили армию султана. Тимур разрушил Дели и разорил его округу. Он уничтожил значительную часть населения, а оставшихся в живых угнал в плен. Делийский султанат не смог оправиться от этого удара. Он ослаб, и его территория значительно сократилась. В XVI в. Северная Индия была захвачена новыми мусульманскими завоевателями. Слухи о богатствах Индии, об удивительных сокровищах, драгоценных камнях этой земли достигали самых отдалённых уголков средневекового мира. Русский купец Афанасий Никитин побывал в Индии в XV в. и написал книгу «Хождение за три моря». 4. Религия и культура. Во времена Средневековья буддизм в Индии уступил позиции индуизму. Основная масса населения снова обратилась к древнейшей религии, к своим многочисленным богам. Индуистские храмы строились в виде высоких башен, сплошь покрытых резными скульптурными изображениями. В мусульманских государствах Индии получили развитие архитектура и искусство, сочетающие арабские и индийские художественные традиции. Вытеснявшийся из Индии буддизм широко распространился в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и Монголии. Он оказал большое влияние на культуру этих стран. | Варны-деление индийского общества на четыре больших группы: брахманов — жрецов, кшатриев — воинов, вайшьев — земледельцев и торговцев, шудр — слуг Касты — это большие обособленные группы людей, члены которых объединены по происхождению, роду занятий, обычаям, образу жизни. Правители носили титулы раджей (князей, правители) и махараджей (царей). В начале XIII Кутб ад-Дин Айбек захватил власть, провозгласил себя султаном, появилось новое государство — Делийский султанат. Столица город Дели. В конце XIV в. войска Тимура разрушил Дели и разорил его округу. В XVI в. Северная Индия была захвачена новыми мусульманскими завоевателями. Во времена Средневековья буддизм в Индии уступил позиции индуизму. Особенности буддизма: 1.Создатель Будда. 2.Страдания, преодолеваются нирваной и праведной жизнью. Особенности индуизма: 1.Индуизм — древнейшая языческая религия Индии. 2.Шива, Вишну, Брахма | ||
IV. Подведение итогов изученного материала. | Вопросы 1. Назовите занятия жителей Индии. 2. Что такое варны и касты? Какое влияние на жизнь индийцев оказывал кастовый строй? 3. Какую роль в жизни индийцев играла община? 4. С какими завоевателями пришлось столкнуться Индии? Как они повлияли на жизнь индийцев? 5. Почему власть султанов Дели оказалась слабой? 6. Какие религии существовали в Индии? Как они повлияли на индийскую культуру? | Отвечают на вопросы. | ||
V.Объявление оценок и домашнего задания. | Параграф 26. Озаглавьте пункты и составьте развернутый план параграфа. *Сообщение о понравившемся архитектурном сооружении Индии, рабочая тетрадь.
| Записывают домашнее задание в дневник. |