Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС. Опыт работы.
1сл. Здоровье детей -это одно из приоритетных направлений современного общества, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации.
Сегодня состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад
2 сл. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.
3сл.Возникает вопрос, как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной полноценной жизнью?
Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное -выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого развитию двигательной активности учащегося самое серьезное понимание должно уделять учебное заведение, в котором учится ребенок.
4сл.Система физического воспитания, объединяющая урочные, классные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Ведущее место в системе физического воспитания обучающихся занимает урок. Основное содержание уроков определяется программой, состоящей из следующих разделов: теоретические сведения, гимнастика, подвижные и спортивные игры, плавание, легкая атлетика. Урок физкультуры - это основная форма педагогического процесса. Я убеждена, что каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью ребенка, сохранять и увеличивать его жизненные силы. Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения
5сл.Кроме уроков, важную роль для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников являются физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в режиме учебного и продленного дня и внешкольные мероприятия.. К ним относятся: утренняя гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения, спортивные и подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня и спортивно-массовые мероприятия (проводимые в течение всего учебного года).
6сл. Физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в отдыхе, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
В воспитательном плане школы целый раздел посвящен формированию здорового образа жизни.
Включает в себя Дни здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии ,направленной на пропаганду здорового образа жизни среди детей ,значительно увеличивают двигательную активность ребенка, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей.
Такие спортивно-оздоровительные мероприятия как «Папа, мама, я -спортивная семья !» ,» Мама – лучший друг», «Веселые старты», «Вперед мальчишки!», «А ну-ка, девочки!» легкоатлетические эстафеты, «Лыжня зовет», «Лед надежды нашей» , просто стали традицией в нашей школе.
Очень модные на сегодняшний день танцевальные флешмобы, шахматно-шашечные турниры, турниры по настольному футболу, хоккею, аэрохоккею.
В целях пропаганды здорового образа жизни я использую следующие формы работы с учащимися: конкурсы рисунков «Мы любим спорт», «Спорт - это жизнь»; беседы, классные часы на темы «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Я и мое здоровье», ведение дневника олимпиады.
Так же особое значение имеет тесное сотрудничество школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.
У нас организуются совместные спортивные мероприятия с участием родителей, экскурсии и походы,тематические родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?», «Полезные советы на каждый день».
Работа по спортивно-оздоровительному направлению в нашей школе настолько эффективна, что не только дети с удовольствием принимают участие в различных спортивных мероприятиях, но и педагогический коллектив, заряжаясь атмосферой спортивных праздников, не остается равнодушным. Наши учителя с огромным удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях, организованных для педагогов школы, различных творческих мероприятиях школы и района. Это стало доброй традицией.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном и в воспитательном процессе позволяет снижать утомляемость, улучшать эмоциональный настрой и повышать работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми как интеллектуально и духовно, так и физически.