СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы для промежуточной аттестации по русскому языку в 9 классах.
Сжатое изложение.
1. Назначение промежуточной аттестации – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9-х классов общеобразовательных организаций.
2. Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Характеристика структуры и содержания промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация за курс 9 класса проводится в виде сжатого изложения. Работа направлена на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 9-х классов:
№п/п | Проверяемые умения |
| Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) |
| Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
| Владеть различными видами монолога . |
| Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному |
| Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка |
| Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
| Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения |
| Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зренияее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
4. Время выполнения работы – 60 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся .
5. Дополнительные материалы и оборудование не требуются
6. Система оценивания изложения:
В работе проверяются :
умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
умение создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, то при изложении из исходного текста без должного основания, хаотично удаляются те или иные элементы. Вторым необходимым условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.
Грамотность
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней1 орфографической, или 1 пунктуационной, или 1 грамматической ошибки.
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.
Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.
Содержание
Оценка "5" : содержание работы полностью соответствует теме.Фактические ошибки отсутствуют,
содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Оценка "4": содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы), или содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, или имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Оценка "3": в работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнены требования.
7. Элементысодержания,проверяемыев изложении:
Грамотность
1.Соблюдение орфографических норм
2.Соблюдение пунктуационных норм
3.Соблюдение грамматических норм
4.Соблюдение речевых норм
5.Фактическая точность письменной речи
Содержание изложения
1.Сжатие исходного текста
2.Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
3.Определение микротем
4.Выделение главной и второстепенной информации
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся, окончивших 9 класс. (Изложение)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации (далее – является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.
Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов за 9 класс основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических
единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 9 класса основной школы
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку 2004 г.
Элементы содержания,
проверяемые заданиями аттестационной работы
1.Грамматика. Синтаксис
1.1 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения
между частями сложного бессоюзного предложения
1.2 Сложные предложения с разными видами связи между частями
1.3 Способы передачи чужой речи
1.4 Синтаксический анализ простого предложения
1.5 Синтаксический анализ сложного предложения
1.6 Синтаксический анализ(обобщение)
2.Пунктуация
2.1 Знаки препинания в сложносочиненном предложении
2.2 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
2.3 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи
2.4 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
2.5 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
2.6 Тире в простом и сложном предложениях
2.7 Двоеточие в простом и сложном предложениях
2.8 Пунктуация в простом и сложном предложениях
2.9 Пунктуационный анализ
3.Речь
3.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционнаяцелостность текста
3.2 Средства связи предложений в тексте
3.3 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
3.4 Анализ текста
3.5 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
4. Языковые нормы
4.1 Орфоэпические нормы
4.2 Лексические нормы
4.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)
4.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)
5. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 9 класса основной школы.
Доминирующей идеей Федерального компонента государственногообразовательного стандарта по русскому языку является речевое иинтеллектуальное развитие учащихся.
В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки
обучающихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральнымкомпонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Код требования. | Умения, проверяемые на промежуточной аттестации | |
1. |
| Различные виды анализа |
1.1 | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента | |
1.2 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловойстиль, публицистический стиль, язык художественной литературы | |
2 |
| Аудирование и чтение |
2.1 | Адекватно понимать информацию устного и письменногосообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную искрытую информацию | |
2.2 | Читать тексты разных стилей и жанров | |
2.3 | Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) | |
2.4 | Извлекать информацию из различных источников | |
3 |
| Письмо |
| 3.1 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план,пересказ, изложение) |
| 3.3 | Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения |
| 3.4 | Владеть различными видами монолога и диалога |
| 3.5 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) |
| 3.6 | Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка |
| 3.7 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
| 3.8 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
«Драгоценные книги»
Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.
В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.
Задание: написать сжатое изложение (минимальный объём 70 слов).
Ключ к тексту. Пример сжатого текста.
Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, он будет обделен, если не прочтет вовремя драгоценных книг. В детстве каждый день происходят открытия, которые влияют на всю последующую жизнь. Эти впечатления являются самыми прочными, они сравнимы с фундаментом будущей духовной жизни.
Книги словно семена, посеянные в душу человека, а человеческая жизнь - это постепенное их прорастание.
Жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, зависящих от черт характера человека. Каждое качество взрослого, каждый его поступок были посеяны в детстве.