«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Спецификация итогового контрольного диктанта по русскому языку в 6 классе

Спецификация контрольного итогового диктанта по русскому языку в 6 классе

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой контрольной работы по русскому языку

в 6 классах.

Диктант.

1.Назначение работы

- выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, заканчивающих 6 класс

2. Содержание итоговой работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).


2.  Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05. 1998 г. №1236)

3. Характеристика структуры и содержания аттестационной работы


Итоговый контроль за курс 6 класса проводится в виде диктанта с грамматическим заданием.

часть 1 – диктант(117 слов), направленный на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 6-х классов; часть 2 – состоит из пяти дополнительных заданий:

  • на понимание текста;

  • на словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ слов и предложений.



пп

Проверяемые умения

1

Орфография. Правописание приставок пре- и при-

2

Орфография. Чередующиеся, проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне

3

Орфография. Правописание приставок пре- и при-, приставок на з- и с-

4

Орфография. Правописание суффиксов прилагательных

5

Орфография. Слитное, дефисное написание местоимений, сложных прилагательных

6

Орфография. Правописание о-ё после шипящих в суффиксах имен существительных, приставок пре- и при-

7

Орфография. Правописание суффиксов глаголов

8

Орфография. Правописание Ь после шипящих

9

Орфография. Правописание окончаний имен существительных и прилагательных

10

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами

11

Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении

12

Синтаксический анализ простого осложненного предложения.

13

Синтаксический анализ сложного предложения

14

Лексика. Подбор синонимов

15

Морфология. Морфологический анализ самостоятельных частей речи

16

Смысловое чтение. Подбор заглавия к тексту

17

Словообразование. Словообразовательный анализ слова


4. Время выполнения работы – 45 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся

5. Дополнительные материалы и оборудование не требуются


6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.


Часть 1 оценивается по общим критериям оценивания диктантов:

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.


При оценке части 2 рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.


Оценка выставляется за каждую часть отдельно.


Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки

обучающихся, окончивших 6 класс. (Диктант)


Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной аттестации (далее – является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.

Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов за 9 класс основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических

единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.


Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса основной школы

Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку 2004 г.


Элементы содержания,

проверяемые заданиями аттестационной работы


  1. Лексика и фразеология.

    1. Синонимы.

  2. Морфемика и словообразование.

    1. Словообразовательный анализ слова.

  3. Грамматика. Морфология.

    1. Самостоятельные части речи.

    2. Морфологический анализ слова.

  4. Грамматика. Синтаксис.

    1. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

    2. Осложненное простое предложение.

    3. Сложное предложение.

    4. Синтаксический анализ простого предложения.

    5. Синтаксический анализ сложного предложения.

  5. Орфография.

    1. Употребление гласных букв О (Ё) после шипящих и Ц.

    2. Употребление Ъ и Ь.

    3. Правописание корней.

    4. Правописание приставок.

    5. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи.

    6. Правописание личных окончаний глаголов.

    7. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

    8. Правописание словарных слов.

    9. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.

  6. Пунктуация.

    1. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

    2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  7. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса основной школы.

Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки

обучающихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.


Код

требования.

Умения, проверяемые на аттестационной работе

1.


Различные виды анализа

1.1

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды иханализа

2


Аудирование и чтение

2.1

Адекватно понимать информацию устного и письменногосообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную искрытую информацию

2.2

Читать тексты разных стилей и жанров

2.3

Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным,просмотровым)

2.4

Извлекать информацию из различных источников

3


Письмо


3.1

Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русскоголитературного языка


3.2

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии ипунктуации


3.3

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности.





Текст диктанта.

Название (В лесу).

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов) (По Д. Зуеву.)


Грамматические задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите словообразовательный анализ слов:

1 вариант – серебряным,

2 вариант – белогубой.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого простого осложненного предложения.

5) Замените синонимом слово:

1 вариант – заливает,

2 вариант – вышагивает.



Ключи.

  1. В лесу. Лось и зайчонок. Ночная встреча в лесу…

  2. 1 вариант: серебряный – серебро, суффиксальный способ (ян)

2 вариант: белогубый – белый + губа, сложение двух корней бел + губ.

  1. 1 вариант: В отсветах (чего?) зари3 - имя существительное, так как обозначает предмет.

  1. Начальная форма – заря.

  2. Морфологические признаки:

- постоянные: неодушевл., нарицательное, 1 скл., жен. р. ;

- непостоянные: ед число, род падеж.

III. Синтаксическая роль – дополнение.


2 вариант: Зари (какой?) вечерней3 – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.

  1. Начальная форма – вечерний.

  2. Морфологические признаки:

- постоянные: относительное;

- непостоянные: женский род, единственное число, родительный падеж.

III. Синтаксическая роль – определение.


  1. 1 вариант. 1Сгущаются сумерки, и 2все исчезает во мраке ночи. (Повествовательное, невосклицательное. сложное, союзное,сложносочиненное, 1 предложение – простое, двусоставное, нераспространенное, неосложненное; 2 предложение – простое, двусоставное, распространенное, неосложненное).


2 вариант. 1 Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).


  1. 1 вариант – наполняет, 2 вариант – идет, шагает.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее