«Осенний фестиваль знаний 2024»

Создание единого воспитательного пространства образовательного учреждения в учреждении интегративного типа.

Из опыта работы учителя музыки в учреждении интегративного типа "Школа - детский сад".

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Чугаева М. И., учитель музыки

высшая квалификационная категория

МБОУ «Школа – детский сад № 12» г. Кудымкар


Создание единого воспитательного пространства образовательного учреждения

в учреждении интегративного типа.


Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях - процесс развития музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, его эмоционального восприятия музыки, глубокого понимания её содержания. Оно предназначено для всех людей, независимо от их способностей и даёт право активно участвовать в музыкальной жизни школы, детского сада.

Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, соблюдая естественную преемственность детского сада и школы. Музыкальное воспитание в школе проводится в тесном контакте с другими художественными занятиями – литературой, изобразительным искусством, ритмикой.

Занятия – основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. При составлении комплексно - тематического планирования уроков в начальной школе и занятий в дошкольных группах учитываю следующее: все виды занятий (типовые, индивидуальные, тематические, комплексные и их разновидности) применяю и варьирую в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой – либо темы («Музыка и настроение», «В музыкальном театре», «Сказка в музыке» и т.д.), объединить их сюжетом («Куклы», «Игрушки», «Вальс в музыке, песне, движении», «Кто в домике живёт?» и др.), сказкой («Волк и семеро козлят», «Муха – цокотуха», «В новогоднюю ночь» и др.), игрой и облегчает варьирование их видов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Музыка звучит и в повседневной жизни школы - детского сада в самых разнообразных ситуациях. Это - слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям, в группах продленного дня в вечерний отрезок времени, музыкальные игры – путешествия в прошлое и настоящее, игры – сказки, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, проведение тематических музыкальных вечеров, театральных постановок.

Праздничные даты как в школе, так и в детском саду отмечаются по – разному: развлечения, тематические или комплексные занятия, утренники, концерты. Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы – концерты.

Петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах любят многие дети, независимо от их возраста. Ведь творчество заложено в самой природе человека. Для выявления способностей ребят, а нередко и их таланта важно, чтобы они попробовали свои силы в избранном ими виде творческой деятельности. А когда рядом увлечённые, неравнодушные люди, то в человеке загорается огонёк творчества, он испытывает радость осознания себя как личности, открывает прекрасное в жизни и в искусстве.

Самое яркое проявление детского музыкального творчества – это участие в самодеятельности. Для детей – это поиск своего места в жизни, одно из средств самоутверждения, раскрытия своих способностей. Юные музыканты часто выступают с концертами, и не только в своей школе, детском саду, но и в залах других школ, на сцене в КДЦ. Исполнение концертных номеров (вокальных, танцевальных) на сцене – живой, действенный и изменчивый творческий процесс. На концерте сама обстановка зала вдохновляет, активизирует. Встреча с прекрасным – всегда праздник. И, конечно, к каждому празднику надо готовиться.

В нашей школе существует внеурочная вокально – хоровая деятельность «Колокольчик». Её деятельность во многом связана с уровнем певческой работы на уроке. Чем больше учащихся определённого класса посещают хоровые занятия, тем лучше пение на уроке. Хоровое пение способствует воспитанию внимательности и сосредоточенности, развивает положительные черты характера ученика и нейтрализует отрицательные. В 2018 – 2019 учебном году в кружке занимается 45 обучающихся от 7 до 11 лет. Дети разучивают разнохарактерные песни российских и советских композиторов. Основная и главнейшая деятельность кружка – развитие творческих способностей детей через радостное познание музыки.

Уже за этот учебный год школьники пять раз выходили на сцену: в «День учителя», «День пожилого человека», «День матери», в «День рождения школы – детского сада» и к празднику «8 Марта». Силами детей, педагогов и родителей было подготовлено более 30 разножанровых концертных номеров: песни, танцы, стихи; а также созданы выставки детских рисунков на темы «Моя школа», «Мой любимый учитель», «Моя любимая мама».

Дошколятам повезло больше, ведь почти все праздничные даты проходят в форме концертов или с использованием концертных номеров: вокальных, танцевальных, литературных (чтение стихов), игры на детских музыкальных инструментах. Это и «День дошкольного работника», «Праздник Осени», «День матери», «Новый год», «День рождения школы – детского сада», «День защитника Отечества», Международный женский день «8 Марта». Всего детьми исполнено на сцене более 50 концертных номеров.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, магнитофонных записей, записей DVD и MP 3 детских музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование.

В семье, серьёзно занимающейся музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура. Дома ребёнок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

Нередко родители, заинтересованные во всестороннем развитии своего ребёнка, принимают активное участие в праздничных мероприятиях. В этом учебном году прошли конкурсы «Демонстрация моделей одежды», «Костюмированный бал», сопровождающиеся стихами, музыкой. С помощью родителей были созданы выставки детских рисунков на различные темы. Папы и мамы принимали активное участие в мероприятиях, посвящённых «Дню дошкольного работника», «Дню рождения Школы – детского сада», «Дню защитника Отечества и Международному женскому дню – 8 Марта», а также в городском семейном фестивале «Наша дружная семья», посвящённом Дню инвалидов.

Педагоги должны убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха во всестороннем развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру на занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Общение с искусством развивает зрение и слух, прививает наблюдательность, обогащает новыми образами, активизирует работу воображения и раздвигает рамки фантазии.

Таким образом, применение гибкой, вариативной структуры занятий, а также других форм приобщения ребёнка к музыке в семье и повседневной жизни школы и детского сада, объединяющих различные виды музыкальной, литературной и художественной деятельности эффективно и играет важнейшую роль в формировании единого воспитательного пространства.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее