«Зимний фестиваль знаний 2025»

Современный инновационный урок русского языка в 8 классе. Анализ текста "Лебединая верность"

Это современный инновационный интегрированный урок, в котором объединено всё новое, представляющее ценность для всех участников образовательного процесса Это урок, в котором находят своё лучшее отражение элементы традиционного и нетрадиционного урока. Учащиеся под руководством учителя анализируют тексты, объединённые общей темой "Лебединая верность".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированный урок русского языка в 8 классе.

Комплексный анализ текста К. Хопрова

«Лебединая верность» (2 часа).


Цель урока: формирование универсальных учебных действий обучающихся: коммуникативных, познавательных, регулитивных и личностных.

Задача учителя:

создание условий для реализации творческих способностей обучающихся, необходимых для решения задач повышенной сложности.


Методы и средства, обеспечивающие активизацию исследовательской

деятельности уч-ся:

- информационно – коммуникативные технологии;

-проблемное обучение.

Материально – техническое оснащение урока:

-компьютер с проектором;

- слайдовая презентация;

-тексты на тему: «Лебединая верность»;

-памятки «Понимание текста – процесс творческий».

Учащиеся должны

знать:

основные типы и стили речи, языковые единицы и их отличительные

признаки; порядок построения высказывания на заданную тему.

уметь:

анализировать тексты разных стилей и типов речи; владеть основными

приёмами стилистического анализа текста.

Вид занятия: творческая лаборатория с использованием межпредметных связей.

Методы и приёмы: самостоятельная работа уч-ся, анализ и синтез предложенных заданий.

Актуализация знаний: класс по интересам делится на три группы: исследователи физиологии, русского языка и литературы, знатоки мировой художественной культуры.


Ход урока.

I.Организационный.

Эмоциональное погружение и психологическая подготовка уч-ся к общению.

Музыкальная заставка.

Слово учителя.

Прозвенел уже звонок-

Время начинать урок.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Почему необычный? Потому что это урок одновременно и русского языка, и литературы, и музыкальной культуры, и даже биологии.

В течение двух часов мы будем говорить о лебединой верности, о том, какое отражение она нашла в искусстве. (Музыкальная заставка ).

Давайте вспомним стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык». ети все вместе читают его вслух). Молодцы! Я думаю, что это стихотворение поможет вам обрести силу и уверенность в решении задач повышенной сложности. Пусть русский язык, великий и могучий, будет поддержкой и опорой для каждого из вас.

II Мотивация – этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Показ социально – нравственной значимости изучаемого и актуализация ценностного опыта обучающихся.

Слайд№1. Тема урока «Комплексный анализ текста К. Хопрова

«Лебединая верность».

(Дети оформляют тетради).

Слайд№2. Эпиграф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Д.Лихачёв

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – дело первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д.Лихачёв

самодеятельность доставляет ученику то наслаждение, которое всегда связано с исканием мысли…, всегда бодрит, поднимает энергию, создаёт независимость мышления, прививает любовь к знаниям.

К.К.Кульман

( Дети под руководством учителя осмысливают эпиграфы и выбирают

самый значимый, записывают его в тетради и переходят к следующему этапу урока).

Реализация домашнего задания. (Защита презентаций).

1гр.- Лебедь – удивительное творение природы. (Руководитель-учитель биологии.)

2гр.- верность и её отражение в литературе и в живописи. (Руководитель – учитель литературы и МХК.)

3гр. – Лебединая верность в мире музыки. (Руководитель – учитель музыки).

Учащиеся под руководством учителя оценивают презентационные умения и навыки своих товарищей: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности. Руководители проектов присутствуют на уроке и помогают детям в решении сложных вопросов.

Учитель.

Итак, ребята, вы узнали, что такое лебединая верность и какое отражение она нашла в искусстве и в жизни. Какой же вывод вы можете сделать из всего увиденного и услышанного? ( Дети отвечают).

Учитель. Продолжите, пожалуйста, следующее предложение и запишите его в тетрадь: В сказках, легендах и преданиях лебедь – это олицетворение…(чистоты, мудрости, благородства и необычайной волшебной силы).

(Лучшее предложение - вывод записывается на доске и в тетрадях).

III. Операционно – познавательный этап.

Учитель Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь переходим к следующему этапу урока - комплексный анализ текста К. Хопрова «Лебединая верность».

Как вы думаете, зачем нужен комплексный анализ текста?

(Дети высказывают своё мнение, а учитель, обобщив их ответы, делает

вывод: комплексный анализ нужен не только как средство формирования компетенции учащихся, но и как способ интегрированного подхода в изучении русского языка и литературы).

Слайд№ 3 ЭПИГРАФ.

А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов? Чтение – прежде всего – сотворчество.

( Осмысление эпиграфа). К. Паустовский.

Учитель Мне бы очень хотелось, ребята, чтобы сегодня на уроке вы стали настоящими творцами, исследователями. Как только прикоснётесь к словесной ткани этого замечательного публициста, так сразу поймёте, что лебединая верность – это правда, а не литературный вымысел Константина Хопрова.

Слайд № 4. Краткая справка о К. Хопрове.

(Рассказывает ученица).

Учитель Должно быть, у каждого человека бывает своё счастливое время открытий. Случилось это и у автора текста. Я убеждена в том, что всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте, который я предлагаю вам для анализа. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно понять смысл написанного, чтобы без страха подойти к малому клочку этой прозы?

(Дети охотно перечисляют всё, что они должны знать и уметь, чтобы безошибочно анализировать текст).

Слайд № 5. Знать, уметь

Учитель Понимание текста – процесс творческий, поэтому, чтобы «докапаться» до истины, вы должны выполнить задания, которые указаны внизу под текстом,

Слайд № 6.Текст К. Хопрова « Лебединая верность».

( 1)Солнце всё выше и выше поднималось над заливом ст…рая тени.(2) Егерь

рассказывал: (3) « Белоснежный лебедь упал в камыши ещё (не) понимая что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо. ( 4 )Его правое крыло безжизнен…о повисло.(5)Браконьер лишил птицу самого дорогого – полёта.

(6)Лебедь (не)подвижно лежал в к…мышах.(7)Его подруга (?)белая лебёдушка волновалась.(8)Птица издавала тревожный гортан…ый крик.(9)Стая уже снялась с ( полу)островка и полетела дальше на север.(10)Отстать (не)х…телось но ведь и друга (не) оставиш…в беде.(11)И тогда она приблизилась стала заботливо об…рать его пёрышки. (12)Я при...плыл в залив рано утром.(13)Лебёдушка взлетела и стала кружит…ся тревожно. (14)Решил обследовать камыши.(15)Тут и нашёл подбитую птицу.(16)Оставил лебедя в безопасном месте привёз лекарство и перев…зал ранен…ое крыло.(17)На другой день я снова появился на маленьком островке.

(18)Обошёл его убедился что хищников нет.(19) Как же вас назвать? подумал Лебедь отныне будет Лотос а лебёдушка Лилия.

(20)Весь месяц плавал к лебединому острову.(21)Лотос повеселел и гортан…ым криком приветствовал меня.(22)Однажды придя к шалашу увидел : в устроен…ом гнезде лежало яйцо.( 23)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу.(24) Я знал что Лотосу (ни)когда не придёт…ся летать: крыло было перебито.

(25)Пришла осень. (26)Вместе с Лилией и Лотосом плавали ещё два молодых лебедя.(27)А в это время начался отлёт птиц.(28)В небе всю ночь слышались прощальные голоса.(29)Лилия тревожно прислушивалась к ним. (30)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели присоед…нились к ста… и полетели в далёкие края.(31)Лебёдушка волновалась но вскоре подплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья.(32)Весь вид его говорил Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь (не)плохо.(33) А вскоре донеслась лебединая песня.(34) Её пел красавец Лотос.(35) Нет это была (не)прощальная песня а гимн жизни!

( К.Хромов).

Задания:

1. Прочтите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

2.Опеделите тему, укажите ключевые слова.

3.В каком предложении содержится основная мысль текста?

1) 30 2)32 3)35.

4.Определите стиль и тип речи текста:

1) художественный стиль; повествование

2)публицистический стиль; описание

3)художественный стиль; описание

4)публицистический стиль; рассуждение.

5.Укажите способ образования слова БЕЛОСНЕЖНЫЙ (предложение 3).

6)Какой тип связи используется в словосочетании «безжизненно повисло»?

7) Среди предложений 17 - 19 найдите неполное предложение.

8) Среди предложений 9 – 11 найдите сложносочиненное, состоящее из двух односоставных предложений.

9) Какое из предложений 3– 6 связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения).

10)Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) синонимы 2) метафоры 3) антонимы

4) слова одной тематической группы

5)форма сравнительной степени наречий

6) неполные предложения

7) уточняющие члены

8) вводные слова

9) односоставные предложения

10) прямая речь

11) синтаксический параллелизм


Примечание: на уроке работают три группы: « литературоведы», « языковеды» и « лингвисты». Ученики знакомятся с заданием к тексту, алгоритмом работы, формируют группы, кто-то решает работать индивидуально.

Текст читается вслух. Затем все три группы выполняют 1-ое задание.

Индивидуальные задания:

« Литературоведы»:

Определите тему, идею, проблему текста.

Докажите, что это текст (укажите микротемы, абзацы, роль 1-ого и 2-ого предложений).

Укажите тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

Какие детали вырисовываются по мере развития событий?

Напишите мини – изложение, дополнив его элементами сочинения. Выразите своё отношение к главной мысли текста.

«Лингвисты»

Проанализируйте с точки зрения синтаксиса и пунктуации простые и сложные предложения.

Определите типы односоставных предложений и их роль в тексте.

Произведите синтаксический разбор предложения №30.

Какие орфографические и пунктуационные правила вы можете проиллюстрировать примерами из текста?

Какой тип связи используется в словосочетаниях: ВЫШЕ ПОДНИМАЛОСЬ, БЕЛОСНЕЖНЫЙ ЛЕБЕДЬ, ЛИШИЛ ПТИЦУ?

«Языковеды»:

Исследуйте средства художественной изобразительности

( задания №10-11), выпишите их, подтверждая примерами из текста.

2)Выпишите из последнего абзаца лексические и грамматические средства связи между предложениями в тесте.

Творческое задание для всех групп:

Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования

IV.Рефлексивно – оценочный этап.

Дискуссия. Устные выступления учащихся по заданной теме.

(От каждой группы один ученик защищает результаты исследования).


подводит итоги комплексного анализа текста.

Ребята! Вы ещё раз убедились в том, что анализ текста – процесс творческий. А понимание есть повторение процесса творчества в изменённом порядке. И каждый из вас правильно понял смысл этой трогательной истории о лебединой верности.

Домашнее задание с массивом.

Из массива заданий ученики выбирают тот уровень сложности, на который способны «замахнуться»:

- краткое изложение текста «Лебяжья верность» Онегова;

-текст М.Бубличенко «Лёнька, любимец ребят»(1 -10зад.);

-сочинение – рассуждение «Лебединая верность - это правда или литературный вымысел?»





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее