Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ
Джораева А.С.
педагог дополнительного образования
МАУДО «Дом детства и юношества»
г. Златоуст, Челябинская область
Разработка программ общего дополнительного образования в настоящее время является одной из основных проблем, вызывающих ряд вопросов. В данной статье пересматривается подход к разработке программ общего дополнительного образования в свете нового Закона об образовании.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, образовательная программа, дополнительная общеобразовательная программа, технология, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы.
Современная система дополнительного образования детей претерпевает серьезные изменения, заставляя пересмотреть и модифицировать те основы, на которых она базировалась. В частности, в свете нового законодательства изменяется подход к разработке образовательной программы, которая сегодня рассматривается как основной структурно-функциональный элемент системы образования и служит средством и объектом правового регулирования в сфере образования. Известно, что педагоги дополнительного образования находятся в особом положении, когда им приходится разрабатывать собственные дополнительные общеобразовательные программы с учетом потребностей ребенка, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и национальных особенностей общества.
Но эта ситуация сегодня осложняется происходящей нормативно-правовой реорганизацией, наряду с которой выдвигаются новые требования к содержанию образовательных программ.
Кроме того, сложилась практика подготовки региональных рекомендаций, определяющих позиционирование, структуру и содержание программ общего дополнительного образования. Однако подготовка таких рекомендаций не предусмотрена законодательством и не может быть обязательным требованием к образовательным учреждениям. Однако, с точки зрения учреждения, рекомендации навязываются разработчикам образовательных программ, иногда даже противоречащие положениям, закрепленным в законе (например, создание "рабочей программы" по дополнительному образованию детей!) Поэтому существует острая необходимость в предоставлении практикам рекомендаций в рамках правового поля, а практикам необходимо научиться правильно разрабатывать, оформлять и представлять свои ключевые документы - образовательные программы.
Актуальность представленных здесь документов обусловлена многочисленными запросами учителей о правилах создания общих программ дополнительного образования и отсутствием ясности в действующем законодательстве по созданию и представлению этих документов органами управления образованием. Дополнительное образование в российской системе образования обеспечивает непрерывность образования и идет параллельно нормативному вектору обучения по основной образовательной программе. Иными словами, как и во всех образовательных организациях, образовательный процесс в организации дополнительного образования регламентируется образовательной программой, которая, в свою очередь, определяет содержание образования.
Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. В литературе и в нормотворческой практике сложилось несколько подходов к толкованию содержания понятия «образовательная программа». Чаще всего под «образовательной программой» понимается:
документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретной образовательной организации;
нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
В образовательном контексте «учебная программа» представляет собой краткое систематическое изложение содержания учебного материала по конкретному предмету и описание объема знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению. Но «учебная программа» и «образовательная программа» — понятия не тождественные, они не совпадают как по своему содержанию, так и по образовательно-правовому статусу. Исходя из обозначенного выше, очевидно, что все представленные подходы к понятию образовательной программы отражают собой какую-то грань этого элемента системы образования и, конечно, по этой причине могут быть приняты во внимание при анализе.
Однако действующий Федеральный закон № 273 дает нормативное (законодательное) определение понятия «образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9). Но в законе нет прямого определения понятия «дополнительная общеобразовательная программа», но, очевидно, как и другие образовательные программы в других образовательных организациях, дополнительная образовательная программа (ФЗ ст. 2, п.9):
представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Данное в Федеральном законе № 273 понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога-разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.
Дополнительная общеобразовательная программа — это:
нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным предпрофессиональным программам (ФЗ ст. 75, п.4).
Дополнительные общеразвивающие программы направлены на [2]:
создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;
удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Попытаемся представить структуру дополнительной общеобразовательной программы, соответствующую законодательству.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
Рассмотрим более детально содержание структурных компонентов программы.
Титульный лист программы (лат. Titulus — «надпись, заглавие») — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): - направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9); - актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных;
отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
- объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);
- срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.
1.2. Цель и задачи программы:
- цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
- задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
1.3. Содержание программы:
- учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме.
- содержание учебно-тематического плана — это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.
1.4. Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
2.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы — помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы;
2.3. Формы аттестации — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы;
2.4. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
2.5. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т. п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
3. Список литературы — включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся;
оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
Литература:
1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
2. Куприянов Б. В. Нормативные основы образовательных программ в организациях дополнительного образования. [Электронный ресурс] —
3. Логинова Л. Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис.... д- ра пед. наук: 13.00.01: М., 2004 436 c.
4. Понятие, правовая природа и структура образовательной программы [Электронный ресурс] —
5. Оглоблин К. А. Стратегия подготовки педагогов физической культуры к валеологической деятельности в образовательной среде вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт- Петербург, 2009
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06–1844).
8. Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7–02
9. Пустовит Е. А. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы//Вектор науки ТГУ. № 1 (23), 2013. с.365–369 [Электронный ресурс] —
10. Современный словарь иностранных слов — М., 1991
11. Теплоухова Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Теплоухова Л. А. — Ижевск, 2012. — 26 с.
12. Учебно-методический комплект для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций дополнительного образования//Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций [Электронный ресурс] —
13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
14. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 567-572. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21459/ (дата обращения: 30.06.2023).