«Осенний фестиваль знаний 2024»

Современные эффективные формы организации образовательной работы с обучающимися

Данная публикация предназначена для учителей общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов, аспирантов. Материал носит информационный и практико-ориентированный подход

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

А.А. Баркова (Кричев)

СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ


Что слышу – забываю; что вижу – помню; что делаю – понимаю.

Конфуций

Современные эффективные формы организации образовательной работы с обучающимися являются не только основой усвоения знаний, способов действий и их продуктивного использования, но и необходимым условием развития умственных способностей, обеспечивающих движение мысли к открытию новых знаний и способов действий. На практике часто приходится сталкиваться с поверхностным изучением учебного материала учащимися, трудностями усвоения терминов, построения собственных суждений, на уроках все чаще отмечается равнодушие учащихся к учебному процессу, их нежелание учиться. Поэтому поиск и успешное применение  эффективных форм организации образовательной работы с обучающимися остро стоит перед современным учителем. Активность обучающихся на уроке – одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых обучающийся самостоятельно открывал для себя ту часть учебного материала, которую максимально он может усвоить [1].

Так, в мою практику прочно вошли уроки творчества, которые помогают активизировать деятельность учащихся, обеспечивают заинтересованную позицию наибольшего количества учеников, дают возможность задействовать всех, даже самых слабых: таким образом, в

5 «Б» классе учащиеся сами составляют лингвистические сказки при изучении темы «Главные члены предложения», «Однородные члены предложения», в 6 «А» классе составляют учащиеся словарные шуточные диктанты для одноклассников при изучении темы «Правописание буквы о, ё в корне слова после шипящих».

На уроках русского языка широко использую такие формы организации образовательной работы с обучающимися, как индивидуальная, фронтальная, парная, групповая и коллективная. Так, при изучении темы «Фразеологизмы» в 5 классе, предлагаю игру «Аукцион», ярко демонстрирующую коллективную форму работы. В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Игру «Светофор», которая является отличным примером фронтальной формы работы с обучающимися, я провожу при закреплении орфографических правил при изучении, например, темы «Правописание непроизносимой проверяемой согласной в корне слова» в 5 «Б» классе. Также при выполнении упражнений на тему «Склонение существительных» в 5 «Б» классе, «Правописание безударной гласной в корне слова», «Правописание -тся и -ться в глаголах».  

К примеру, в 6 классе наиболее эффективно использование таких форм работы, как творческие и игровые проекты, результатом которых становятся небольшие исследования, затрагивающие потребности каждого ученика, создание проблемных ситуаций, лингвистические угадайки. С учащимися 7 и 8 классов на уроке использую компьютер для самостоятельной работы всех учеников, пишем мини - сочинения на лингвистические темы. На этой ступени обучения главной задачей является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно - исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках могут быть следующими: урок - творческий отчёт, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - исследование, урок - защита исследовательских проектов, урок - открытый микрофон, урок открытых мыслей, учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов [2].

К примеру, в 11 «А» классе на уроке «Удивительное рядом» предлагала для учебно-исследовательской деятельности тему «Происхождение фразеологизмов современного русского языка». В 6 «А» классе проводила урок – творческий отчёт по теме «Волшебные предметы как атрибуты сказочного пространства в волшебных сказках». При изучении темы «Публицистический стиль речи» в 6 «Б» классе проводила урок -открытый микрофон. Данная форма организации учебно – исследовательской деятельности позволяет учителю создать ситуацию для активного общения детей между собой, способствует развитию полемических навыков , развитию искусства выступать перед аудиторией.

Также задаю детям на дом домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в себе разнообразные виды деятельности, позволяют провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени. Максимально полно использую метод исследовательских проектов с учащимися 9 – 11 классов. Так, с учащимися 9 «Б» класса, к примеру, нами была выполнена научно-исследовательская работа «Антропонимика в современном мире». С учащимися 11 «А» класса была выполнена научно - исследовательская работа «Исследование молодёжного сленга как языкового и общественного явления». В рамках парной и групповой работы, как одной из современных эффективных форм организации образовательной работы с обучающимися, использую интерактивные формы работы, где знания добываются в совместной деятельности через диалог. На уроках в 5- 6 классах, к примеру, использую такие виды групповой работы, как игра «Снежный ком», задания творческого характера «Что было, если бы», составление журналов, мини – книжек. Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи считаю парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. В парной работе представлены все возможности как личностного, познавательного, так и социального развития. Главным преимуществом парной работы считаю возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику. Такая работа предполагает активное взаимодействие двух учащихся [3].

Исходя из опыта работы, вижу, что в пятых и шестых классах при выполнении письменных работ в паре учащимся нравится такой вид работы, как словарные и графические диктанты для соседа, взаимодиктанты «По следам сделанных ошибок», карточки - зачёты, игры - соревнования. Например, на этапе повторения темы «Способы передачи чужой речи» в 6 классах, учащиеся работают в парах. Так, для парной работы в 5-7 классах предлагаю такие виды заданий, как игру «Интервью», ролевую игру «Аквариум», творческие задания «Эксперимент», учебную встречу «Всезнайка», игры с элементами составления алгоритмов «Ты - мне , а я - тебе». В классах постарше игровая деятельность замещается ролевыми, деловыми играми, уроками - конференциями. Эффективным уроком считаю урок сомнений и вопросов, урок открытий и познаний. В своей работе остановилась подробно, на мой взгляд, только на самых эффективных формах организации образовательной работы с обучающимися на уроках русского языка.

Список использованных источников

1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей учащихся.– Литература в школе, № 7, 2006. – С. 112 – 167.

2. Балыхина Т.М. Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка: сборник методических

рекомендаций. – Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: РУДН, 2010. – С. 98 – 188.

3. Лебедев В.В., Шиткова Т.В. Развитие деятельностной среды учебного занятия как ресурс активизации познавательной способности учащегося // Методист. – 2014. – № 7. – С. 9 – 17.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее