МБУ ДО Детская школа искусств № 8
город Ульяновск
Открытый урок.
Тема: «Современная музыка как условие развития интереса учащихся к обучению на фортепиано».
Автор: Андреева Галина Владимировна.
Тип урока: смешанный (сочетание различных видов деятельности).
Вид урока: урок углубления знаний по современной музыке.
Форма урока: открытое индивидуальное занятие.
Цель урока: знакомство с особенностями современной детской музыки, самореализация творческих возможностей учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
научить слушать и понимать современную детскую музыку;
знать выразительные средства музыкального языка современной музыки.
Развивающие:
развитие образного мышления.
Воспитательные:
воспитать умение ориентироваться в разных стилях современной музыки.
Методические:
привлечение современных методов обучения для повышения мотивации обучения в школе искусств.
Методы ведения:
объяснительно-иллюстративный (описание, беседа);
проблемно-сообщающий (выявление и объяснение общих стилевых и жанровых особенностей музыкальных произведений современных композиторов).
Дидактическое и техническое обеспечение урока: фортепиано, ноутбук, нотные сборники.
План урока:
1.Вступительное слово преподавателя.
2.Введение в тему урока, систематизация и закрепление полученных знаний на практическом материале.
3.Обобщение и подведение итогов.
Вступительное слово.
Актуальность данной темы состоит в том, что современная музыка, отражая знакомый и доступный мир, позволяет ученику лучше понять образ и ярче раскрыть характер музыкального произведения.
В своей педагогической практике каждый преподаватель сталкивается с необходимостью обновления и расширения музыкального репертуара учащихся. Репертуар не только выполняет функции стимулирования и обучения музыкальному искусству, но и выступает как средство формирования музыкальной культуры и развития интереса к занятиям на инструменте. Активное введение в содержание музыкального образования детей произведений современных композиторов дает возможность учащимся осмысливать проблему соотношения развития и новаторства в музыкальном искусстве. Как правило, дети с удовольствием играют произведения современный музыки, и я использую это как средство, чтобы сделать обучение более эффективным.
Введение в тему урока, систематизация и закрепление полученных
знаний на практическом материале
В практической части урока учащиеся исполнят произведения популярных современных композиторов, раскроют художественный образ своего произведения и определят средства выразительности.
Р. Петерсон. «Старый автомобиль». Ральф Петерсен (настоящее имя Хорст Флигель) – немецкий композитор, аранжировщик, продюссер. Начало творческого пути можно отнести к 1960 году, в это время выходит первый его хит. С тех пор им написано более 700 песен. Авторству Петерсена принадлежит также цикл ярких программных пьес для детей. Они призваны развивать и стимулировать музыкальное воображение, представляют как бы симбиоз между классической и поп-музыкой.
А. Исакова. «Баба-Яга». Аида Петровна Исакова – композитор, педагог, пианистка. В 60-е выпускница Московской консерватории. Написала много произведений для детей. Например, «Доброе утро. Фортепианный цикл для детей», «Добрый день» - предназначен для детей среднего школьного возраста, состоящий из 13 пьес.
Эта пьеса, как яркая картинка, переносит нас в сказочный мир и рисует портрет знакомого с детства фантастического персонажа.
На примере этих произведений ученик делает вывод, что пьесы отличаются яркими образами, которые вызывают ассоциации с художественными иллюстрациями или фильмом. Для раскрытия в музыке художественного образа композиторами были использованы следующие средства музыкальной выразительности: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, острый ритм, динамические и тембровые краски.
В исполнении ученицы 2 класса прозвучат пьесы польского композитора Ф. Рыбицкого «Кот и мышь» и «Танец дикарей» современного японского композитора Ёсинао Накада, в творчестве которого тоже существуют ряд сборников фортепианных пьес для детей, которые он специально сочиняет для педагогических целей и с успехом использует в педагогическом репертуаре. В воображении ученицы возник целый мультфильм. Мы проанализировали ритм, неожиданные гармонии и средства музыкальной выразительности в исполненных произведениях. Через интернет-ресурсы посмотрели мультфильм «Баба-Яга» и «Проделки мышей», сравнили музыкальное оформление мультфильмов с выученными пьесами и пришли к выводу, что фортепианные пьесы ярче передают характер произведения за счет использования необычных элементов музыкального языка.
В заключение хочется отметить, что всех современных произведений на одном уроке не охватить, но есть возможность выбора произведений как для концертного выступления, так и для домашнего музицирования. Современный репертуар помогает решить ряд педагогических задач:
обогащает музыкальное мышление,
способствует развитию образно-эмоционального восприятия,
приобретаются музыкально-исполнительские навыки.