Coциальные технологии обучения
Ушакова Ольга Николаевна,
методист МБОУ ДО ДДТ
г. Новый Уренгой
В эпоху быстрых изменений, развития технологий и глобального общения уроки требуют от учителя создания условий, где ребенок самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками будет добиваться запланированного результата при минимальном воздействии учителя. Нет, это не только использование новых технических средств на уроке, это логичное использование правильных форм и методов преподавания учителем в процессе обучения.
Какие же они, правильные методы преподавания, в современном образовании? Главной целью обучения неизменно является формирование всесторонне развитой личности, которая умеет учиться, практически применять, накопленные знания.
Социальные технологии – это совокупность методов и приемов, которые позволяют решать задачи на уроке при взаимодействии обучающихся друг с другом при минимальном воздействии учителя. К их числу относят ролевую игру, симуляцию, проектную технологию, технологию творческих мастерских, дискуссию, диспут, дебаты, кейс-технологию и др., все они основаны на коммуникативном подходе и оптимально отвечают требованиям сегодняшнего дня в преподавании большинства предметов, таких как иностранный язык, литература, история, география.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в группах, не забывая об индивидуальном подходе к каждому ученику.
Каждый ученик требует индивидуального подхода, так как каждый из них имеет различный темп овладения предметом: одним необходимо небольшое количество времени, другим требуется больше времени на восприятие материала, дополнительные примеры, разъяснения. Многие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, или просто не осознают, что конкретно они не понимают.
В таких случаях социальные технологии являются наиболее корректным способом обучения. Если объединить ребят в группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, объяснив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому более слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, разобрались в материале и добились высоких результатов. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы у учеников разного уровня. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и эффективней.
Учиться обучаться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть социальной технологии. В основе социальной технологии обучения лежит не соревнование, а командная работа. Данная технология признана многими педагогами во многих странах мира, так как ее основная идея чрезвычайно гуманна, педагогична, хотя и имеет заметные различия в способах использования на уроках:
1) Группы учащихся формируются учителем до урока. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики.
2) Группе дается одно задание, и только в течение его выполнения предусматривается распределение ролей между членами группы.
3) Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что первостепенно оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в большинстве случаев можно предоставить ребятам оценивать результаты друг друга самостоятельно.
4) Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии корректно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.
Какие условия необходимо создать учителю для полноценной эффективности социальных технологий на уроке? Это:
- умение распределить класс на группы с учетом совместимости детей;
- умелое использование невербальных приемов;
- обеспечение необходимыми раздаточными материалами;
- правильное распределение времени;
- организация самоконтроля во время работы в малых группах
Принципы социальных технологий:
Принцип личностного целеполагания, который подразумевает создание условий для самоопределения учащихся
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории, при которой учащиеся имеют право на выбор формы, темпа работы, приемов и способов ее презентации
Принцип межпредметных основ образовательного процесса, где учащиеся могут выйти за рамки изучения иностранного языка
Принцип продуктивности обучения, с помощью которого дети обязательно приходят к конечному творческому продукту
Принцип образовательной рефлексии, где ребята группами оценивают решенные трудности, и правильность их предпринятых способов
Для социальной технологии предусматривается выполнение следующих этапов:
Подготовительный: введение в ситуацию, формулировка проблемы, мотивация учащихся
Организационный: формирование групп, раздача плана действий, распределение заданий между каждым членом группы
Заключительный: получают памятку, содержащие правила по его презентации, а также речевые опоры для дискуссии
Рефлексии: в письменной форме назвать несколько наиболее удачных достижений своего проекта, выбрать наиболее интересный проект, аргументировать свое мнение
Рассмотрим различные виды социальной технологии:
Проектная технология включает в себя деятельность учащихся, направленная на исследование и изучение социально-значимой проблемы, предусматривающая самостоятельную познавательно-поисковую работу.
Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:
Личностно-ориентировано. При грамотном учете возрастных особенностей при подборе темы для практической и общественной пользы, которые была бы привлекательна для подростка, стремящегося в силу своего возраста к активной социализации;
Самомотивируемо. По мере выполнения работы у учеников возрастает степень увлеченности ею;
Познавательно. Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
Продуктивно. Результат проектов приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет неисчерпаемым источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Как это сделать? Для этого учитель может использовать различные виды проектов и варьировать их для сохранения интереса учащихся:
Исследовательские проекты: хорошо продуманная структура работы с результатом;
Творческие проекты: отсутствует лишняя детальность в работе;
Информационные проекты: включают в себя лишь сбор информации;
Игровые проекты: учащиеся применяют на себя роли;
Межпредметные проекты: проекты, затрагивающие два-три предмета, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Какие же этапы необходимо выполнить учителю на уроке для подготовки проектов детьми?
1. Учитель предлагает тематическое поле для выбора учениками более интересной на их взгляд темы.
2. Учитель призывает к обсуждению учащихся, а дети аргументируют выбор своей темы и ее актуальность.
3. Учитель предлагает схемы анализа, выбранной проблемы.
4. Учитель направляет процесс поиска:
для детей младшего и среднего возраста определяет круг источников информации в раздаточных материалах;
для детей старших классов предлагает поиск источников самостоятельно;
Однако при высоком уровне сложности темы для старшеклассников необходимо также прибегнуть к выдаче определенного списка ресурсов, подготовленного учителем.
5. Учитель помогает скорректировать цель и этапы будущего проекта.
Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного из эффективнейших новых методов развития коммуникативных навыков на уроке английского языка, а использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.
Технология творческих мастерских
Творческая мастерская – система обучения, которая была предложена педагогами «Французской группы нового образования», у истоков которой стояли психологи Ланжевен, Валлон и Пиаже. Данная технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, которая позволяет учащимся индивидуально или в коллективе прийти к открытию, построению знания.
Цель данной технологии заключается в создании содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся. Главное в технологии – не сообщать информацию, а передавать способы работы. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Принципы построения педагогической мастерской:
Работа мастерской основана на духовной деятельности, прежде всего на слове.
Равенство всех, включая мастера.
Отсутствие соревнования, соперничества.
Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Технологические этапы построения мастерской имеют особый порядок:
Индукция: учитель создает эмоциональный настрой, преподносит проблемную ситуацию;
Индивидуальная работа учеников: они выдвигают решения проблемы;
Работа в группах, размышление, обмен идеями.
Социализация: учащиеся знакомятся с результатами работ друг друга, сопоставляют, оценивают, корректируют.
«Разрыв»: учащиеся сопоставляют свои работы с текстами специалистов на видео, аудио-текстах, сравнивают свои прежние знания и новые.
Рефлексия: дети проводят самооценку по поводу индивидуальной и совместной деятельности.
Панель: происходит финальное открытие, обсуждение результатов работ.
Пример подачи поставленной проблемной ситуации учителем для технологии творческих мастерских перед просмотром фильма об Ульяме Шекспире может звучать так: «Представьте, что у вас есть возможность поговорить с Шекспиром. Напишите 3 вопроса, получите ли вы ответы после видео».
Или
«Просмотрите карту Лондона, проложите кратчайший маршрут от Хайд Парка до Трафалгарской площади, посетив максимальное количество достопримечательностей».
Стало очевидным, что использование технологии творческих мастерских обеспечивает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, дает возможность открытия новых подходов и решений, относящихся к проблеме.
Ролевая игра
Ролевая игра – это метод обучения, который включает в себя одну из главных функций в социальных технологиях обучения, это функция социализации ребенка, которая позволяет ему обучаться на собственном опыте путем специально организованного “проживания” жизненной или профессиональной ситуации. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, в ней он отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:
роль конкретного взрослого;
роль профессии обобщенного типа;
роль детей;
этнографические роли;
семейные роли;
роли сказочного, карнавального характера
Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.
Какие же функции может выполнять сюжетно-ролевая игра?
Мотивационно-побудительную функцию. Ролевая игра вызывает огромную потребность в общении детей, вызывает их любопытство в том, каким же образом поведет себя знакомый одноклассник в незнакомой ситуации.
Обучающую функцию. Ролевая игра в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений на уроках языка, истории, литературы. Обучает моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.
Воспитательную функцию. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях.
Ориентирующую функцию. Сюжетно-ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с другой стороны, понять, хотел бы он так жить в дальнейшем, исполняя похожую роль.
Компенсаторную функцию. Дети стремятся к общению, к взрослости, и сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего сюжета и расширить его, реализовав тем самым свои желания и амбиции.
Как же обучить детей использованию ролевых игр?
Сегодня дети разного возраста очень разобщены. Сильным фактором разобщения детей является компьютер, у которого дети проводят много времени. Таким образом, у современного школьника становится мало шансов приобрести игровые умения в стенах школ, гимназий.
В данной ситуации учитель должен заменить школьнику недостающих старших братьев и сестёр, старших товарищей, помочь овладеть игровыми умениями.
Принципы организации ролевых игр
Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры:
Для того чтобы дети овладели игровыми действиями, учителю необходимо первоначально играть вместе с ними.
Не ждать, когда у детей произойдёт накопление игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказались перед необходимостью использовать новые, более сложные способы построения игры.
Второй принцип организации сюжетно-ролевой игры:
Учитель должен играть с детьми так, чтобы детьми сразу “открывался” и усваивался новый, более сложный способ её построения, но делать это первоначально необходимо в небольших группах.
У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровое взаимодействие. Вместе с тем пояснить свои игровые замыслы, согласовать их в процессе игры – непростая задача для детей. Поэтому сюжетно-ролевая игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.
Третий принцип организации сюжетно-ролевой игры:
Учителю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка на осуществление своего видения игры в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
Принципы организации ролевой игры должны быть направлены на формирование у детей умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру и привносить в нее свои элементы.
Благодаря ролевым играм дети оттачивают навыки коммуникации, используя тем самым эмоциональную память, которая обеспечивает более устойчивое развитие памяти у ребенка. Также обучающиеся приобретают опыт общения, приближенный к реальной деятельности, и самое главное, дети обучаются самостоятельному совершенствованию личных качеств и навыков.
Кейс-технология
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Данная технология объединяет в себе описанные нами ранее виды социальных технологий: ролевые игры, метод проектов, а также творческие мастерские. Каким же образом?
Кейс технология не предлагает обучающимся проблему в открытом виде. Участникам образовательного процесса необходимо вычленить данную проблему из той информации, которая содержится в описании кейса, предложить решения и найти выход.
Термин «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейсы готовятся учителем в так называемом пакете, включающем в себя:
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Основное преимущество кейс-технологии – возможность его использования дистанционно. Многим детям необходим индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе на начальном этапе.
В этом случае учитель использует:
-возможность работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.
-звуковое сопровождение материала;
-наличие наглядности: красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
И только лишь впоследствии, после персональной подготовки, ребенок с индивидуальным темпом обучения может влиться в малую группу с подачей своей разработанной идеи.
Суть кейс-технологии – это обучение действием самими себя, т.е. учащимися, в процессе работы. Социализация детей происходит на всех стадиях данной технологии, так как каждый шаг подразумевает выдвижение точки зрения каждым учащимся, беседу, а также творческую работу в малой группе.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход многократно применяется, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения проблемы.
Подводя итог, социальные технологии пользуются большим успехом и являются излюбленной формой обучения у детей на уроках. Социальные технологии обеспечивают:
1) психологический комфорт (отсутствие страха, возможность обсуждения темы-проблемы в команде);
2) социализацию обучающихся (у учащихся развивается коммуникативная компетенция);
3) деятельностный подход (дети создают собственный продукт, решив проблемную ситуацию);
4) развитие разного рода компетенций (прагматическая, когнитивная, информационная и социальная компетенции, которые обеспечивают полноценное становление всесторонне развитой личности);
5) готовность учащихся к работе в команде в будущей профессиональной деятельности и решать неординарные задачи;
Ценность социальной технологии обучения очевидна, так как она состоит в ее охвате трех главных целей обучения: развивающей, образовательной и воспитательной. Повышение у учащихся мотивации и интереса к изучению предмета, стимулирование их коммуникативной активности, развитие навыков и умений самостоятельной работы, креативного мышления, более широкие для учителя возможности изучения индивидуальных особенностей каждого ученика и другое. В совокупности всех данных факторов социальные технологии обучения необходимо отнести к неотъемлемому методу преподавания на занятиях сегодня.