«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сообщение "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе"

Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа

с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области









Доклад по теме:

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе»









Подготовила:

Темергалиева С.М.









01.11.19



Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Начав свою педагогическую деятельность, я задумалась над вопросом: каким же образом активизировать учащихся на уроке?

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь.

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Я думаю, что обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность при выполнении заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность.

В процессе своей маленькой педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:

задают вопросы друг другу и учителю;

самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

отстаивают своё мнение;

выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

анализируют ответы друг друга;

оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

находят несколько вариантов решения проблемы.

Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. 
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету. Вот, например, недавно урок математики проходил в игровой форме, когда мы начали подводить итоги, ребята говорят: «Уже урок закончился!» т.е. время летит очень быстро.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры «Прицепи вагоны», где дети выбирают правильный ответ; «Помоги Матроскину найти клад», когда ребята находят его там Матроскин поет песню ( мы,например,этот клад искали 2 дня)

  1. Логические разминки (решение задач) , также логических задачи я беру из нашего учебника, материала дается много, чтобы эти задачки не оставались, я их использую для разминки :

  • На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

  • Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)

  • Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

  1. Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)

  • Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)

3.«Магические квадраты»

4. «Веселый счет» показать

- Покажи все числа по порядку.

-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.

-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.

-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.

5.«Домики» (отработка состава числа)

6. «Весёлые задачки в стихах»

На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:

  1. «Придумай слово» (по изучаемой теме)

  2. Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)

  3. «Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).

  4. «Алфавит» (заучивание песенки) На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:

  5. Разгадывание ребусов, кроссвордов.

  6. Картинный диктант (при изучении словарных слов)

  7. Сказки ,например, «Сказка про Жи и Ши, Ча и Ща».

  8. «Найди букву», для запоминания.

  9. Игры- тренажеры «Помоги дракончику» собрать пазл «правописание безударных гласных в корне»,«Запусти фонарик в небо», где даются слова, а ученик должен выбрать сколько слогов в этом слове, если правильно, то его фонарик запускается.

На уроках литературного чтения детям очень нравятся:

  1. Игры-драматизации, знакомство с данным приемом начинаю с инсценировки сказки.

  2. «Путешествие по станциям»

Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.

  1. Творческие задания: нарисовать сказку, по УНТ сделать Книжку-малышку,

  2. Просмотр и прослушивание сказок, р.н.п., потешек.

  3. Работы по карточкам «Охарактеризуй героя», Тесты по произведениям, Восстанови очерёдность по картинкам.

На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:

  1. «Кто быстрее назовет ответ?»

  2. Загадки.

  3. Викторины «Знаешь ли ты?»

  • Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин)

  • Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)

  1. Кроссворды.

  2. Творческие задания такие , как открытки на праздник своим родным, групповое рисование ладошками к празднику день Народного Единства.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:

  1. «Заполнение пустот» применяю в следующих видах деятельности:

  • Работа по карточкам

  • Работа с правилом

  • Карточки – сигналы (гласные буквы – при изучении темы «Безударные гласные в корне слова»; согласные буквы – при изучении темы «Парные согласные на конце и в середине слова»

  1. Для включения обучающихся в активную деятельность на уроках открытия новых знаний использую прием «Проблемный вопрос»


  1. При актуализации знаний использую следующие приемы:

  • «Репортаж» (устное сообщение)

  • «Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)

  1. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:

  • «Рабочий гул» (обсуждение вопроса)

  • «Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.

Проверять можно и ход решения задания, правильность и красоту письма, чтение, пересказ и т.д.

Интересным и продуктивным способом  активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.

Учащиеся начальной школы, име­ющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности. Вот недавно, во втором классе, мы как раз работали над проектами «Времена года». Дети выбирали время года и самостоятельно искали информацию: пословицы, которые относятся к этому времени года, стихи, загадки, картинки растений, насекомых.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

В октябре я была на курсах «Проектирование и организация современного образовательного процесса в начальной школе», где очень много нового узнала о структуре урока открытия нового, как сейчас называются этапы урока, разрабатывала конспект.23 октября, мне посчастливилось побывать на Областном педагогическом семинаре в МОУ « СОШ № 46» Ленинский район, Третья дачная.(показать буклет). Рассказать.

Когда готовишься к уроку, не всегда хватает времени самой сделать презентацию и, конечно же, мы её скачиваем, т.к.именно такую я ещё не могу сделать ( когда проверяем правильный ответ с помощью волшебной трубы). Так вот, побывав на мине- тренинге «Интерактивные методы и приёмы их в работе», я увидела как это создают. Особенно мне понравилось такое приложение ПЛИСКЕРС, где можно очень быстро проверить весь класс.

Я считаю, что следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Закончить своё сообщение я бы хотела  такими словами.

«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Всем спасибо за внимание!

1

3

5

4

6

2

7

9

8









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее