Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа
с. Елизаветино Аткарского района Саратовской области
Доклад по теме:
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе»
Подготовила:
Темергалиева С.М.
01.11.19
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе
Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Начав свою педагогическую деятельность, я задумалась над вопросом: каким же образом активизировать учащихся на уроке?
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь.
Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Я думаю, что обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.
Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность при выполнении заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень.
С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность.
В процессе своей маленькой педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.
Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:
задают вопросы друг другу и учителю;
самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
отстаивают своё мнение;
выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
анализируют ответы друг друга;
оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
находят несколько вариантов решения проблемы.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Использование на уроках игровых приемов помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету. Вот, например, недавно урок математики проходил в игровой форме, когда мы начали подводить итоги, ребята говорят: «Уже урок закончился!» т.е. время летит очень быстро.
На уроках математики провожу устный счет с элементами игры «Прицепи вагоны», где дети выбирают правильный ответ; «Помоги Матроскину найти клад», когда ребята находят его там Матроскин поет песню ( мы,например,этот клад искали 2 дня)
Логические разминки (решение задач) , также логических задачи я беру из нашего учебника, материала дается много, чтобы эти задачки не оставались, я их использую для разминки :
На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)
Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)
Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)
Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)
3.«Магические квадраты»
4. «Веселый счет» показать
- Покажи все числа по порядку.
-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.
-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.
5.«Домики» (отработка состава числа)
6. «Весёлые задачки в стихах»
На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую:
«Придумай слово» (по изучаемой теме)
Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
«Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).
«Алфавит» (заучивание песенки) На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:
Разгадывание ребусов, кроссвордов.
Картинный диктант (при изучении словарных слов)
Сказки ,например, «Сказка про Жи и Ши, Ча и Ща».
«Найди букву», для запоминания.
Игры- тренажеры «Помоги дракончику» собрать пазл «правописание безударных гласных в корне»,«Запусти фонарик в небо», где даются слова, а ученик должен выбрать сколько слогов в этом слове, если правильно, то его фонарик запускается.
На уроках литературного чтения детям очень нравятся:
Игры-драматизации, знакомство с данным приемом начинаю с инсценировки сказки.
«Путешествие по станциям»
Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.
Творческие задания: нарисовать сказку, по УНТ сделать Книжку-малышку,
Просмотр и прослушивание сказок, р.н.п., потешек.
Работы по карточкам «Охарактеризуй героя», Тесты по произведениям, Восстанови очерёдность по картинкам.
На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:
«Кто быстрее назовет ответ?»
Загадки.
Викторины «Знаешь ли ты?»
Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин)
Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
Кроссворды.
Творческие задания такие , как открытки на праздник своим родным, групповое рисование ладошками к празднику день Народного Единства.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:
«Заполнение пустот» применяю в следующих видах деятельности:
Работа по карточкам
Работа с правилом
Карточки – сигналы (гласные буквы – при изучении темы «Безударные гласные в корне слова»; согласные буквы – при изучении темы «Парные согласные на конце и в середине слова»
Для включения обучающихся в активную деятельность на уроках открытия новых знаний использую прием «Проблемный вопрос»
При актуализации знаний использую следующие приемы:
«Репортаж» (устное сообщение)
«Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:
«Рабочий гул» (обсуждение вопроса)
«Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)
Работу в парах начинаю вводить с первого класса. Учу первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.
Проверять можно и ход решения задания, правильность и красоту письма, чтение, пересказ и т.д.
Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.
Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности. Вот недавно, во втором классе, мы как раз работали над проектами «Времена года». Дети выбирали время года и самостоятельно искали информацию: пословицы, которые относятся к этому времени года, стихи, загадки, картинки растений, насекомых.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
В октябре я была на курсах «Проектирование и организация современного образовательного процесса в начальной школе», где очень много нового узнала о структуре урока открытия нового, как сейчас называются этапы урока, разрабатывала конспект.23 октября, мне посчастливилось побывать на Областном педагогическом семинаре в МОУ « СОШ № 46» Ленинский район, Третья дачная.(показать буклет). Рассказать.
Когда готовишься к уроку, не всегда хватает времени самой сделать презентацию и, конечно же, мы её скачиваем, т.к.именно такую я ещё не могу сделать ( когда проверяем правильный ответ с помощью волшебной трубы). Так вот, побывав на мине- тренинге «Интерактивные методы и приёмы их в работе», я увидела как это создают. Особенно мне понравилось такое приложение ПЛИСКЕРС, где можно очень быстро проверить весь класс.
Я считаю, что следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Закончить своё сообщение я бы хотела такими словами.
«То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Всем спасибо за внимание!
1 | 3 | 5 |
4 | 6 | 2 |
7 | 9 | 8 |