«Осенний фестиваль знаний 2024»

Сочинение по картине К.Ф.Юона "Ласточки и купола".

Разработка урока "Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона "Ласточки и купола"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Сценарий урока.

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Ласточки и купола».


Цели:

Систематизация умений написания сочинения - описания по картине;

Активизирование лексики по данной теме;

Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;

Приобщение обучающихся к искусству;

Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;


Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.


Ход урока.


Здравствуйте,ребята!


– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с этим художником и с таким типом текста

- Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?

- Вспомните, что такое художественный стиль речи.

- Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.

−Как строится описание?

Своеобразие описания по картине заключается в том, что

а) необходимо понять замысел художника;

б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);

в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? −А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?

Давайте с вами освежим факты биографии известного художника.

– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.

Рассмотрим картину К. Ф. Юона «Ласточки и купола». Мы видим высокий свод купола, от которого захватывает дух. Есть в живописи понятие «юоновское небо» (лазурно-синее, «умытое»). Художник умеет передать полноту жизни во всём: в мартовском снеге, в полете ласточек над куполами церкви. Дома под небом кажутся игрушечными ( с высоты птичьего полета) в сравнении с огромным небом, занимающим более половины холста. Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.


Вопросы

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она так названа?


– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане

-Каким изобразил художник небо?

– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане?

–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)

–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Давайте составим план сочинения

1. Вступление. Художник и его картины или К.Ф. Юон – мастер пейзажа

2. Описание картины. Необычный ракурс картины.

а) передний план: купола ,кресты, крыша храма

б) задний план:.ласточки, облака, дома,дым паровоза

3. Заключение. Мои впечатления от картины.


– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).


Словарная работа

Слова-синонимы, которые помогут нам при написании сочинения.

Художник – замечательный мастер пейзажа, мастер кисти, автор полотна, живописец, пейзажист.

Создаёт – пишет, изображает (но не рисует, не описывает).

Картина – полотно, репродукция, произведение живописи.

(Богатство тонов) поражает, удивляет, изумляет


Сейчас, ребята, вам необходимо написать сочинение – описание по картине Ласточки и купола».

Всего доброго!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее