Сценарий урока.
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Ласточки и купола».
Цели:
Систематизация умений написания сочинения - описания по картине;
Активизирование лексики по данной теме;
Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;
Приобщение обучающихся к искусству;
Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;
Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
Ход урока.
Здравствуйте,ребята!
– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с этим художником и с таким типом текста
- Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?
- Вспомните, что такое художественный стиль речи.
- Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.
−Как строится описание?
Своеобразие описания по картине заключается в том, что
а) необходимо понять замысел художника;
б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);
в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? −А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов?
Давайте с вами освежим факты биографии известного художника.
– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Рассмотрим картину К. Ф. Юона «Ласточки и купола». Мы видим высокий свод купола, от которого захватывает дух. Есть в живописи понятие «юоновское небо» (лазурно-синее, «умытое»). Художник умеет передать полноту жизни во всём: в мартовском снеге, в полете ласточек над куполами церкви. Дома под небом кажутся игрушечными ( с высоты птичьего полета) в сравнении с огромным небом, занимающим более половины холста. Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.
Вопросы
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она так названа?
– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане
-Каким изобразил художник небо?
– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане?
–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
Давайте составим план сочинения
1. Вступление. Художник и его картины или К.Ф. Юон – мастер пейзажа
2. Описание картины. Необычный ракурс картины.
а) передний план: купола ,кресты, крыша храма
б) задний план:.ласточки, облака, дома,дым паровоза
3. Заключение. Мои впечатления от картины.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).
Словарная работа
Слова-синонимы, которые помогут нам при написании сочинения.
Художник – замечательный мастер пейзажа, мастер кисти, автор полотна, живописец, пейзажист.
Создаёт – пишет, изображает (но не рисует, не описывает).
Картина – полотно, репродукция, произведение живописи.
(Богатство тонов) поражает, удивляет, изумляет
Сейчас, ребята, вам необходимо написать сочинение – описание по картине Ласточки и купола».
Всего доброго!