«Осенний фестиваль знаний 2024»

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова "Богатыри"

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова "Богатыри" проводится после изучения по литературе темы "Былины". Урок рассчитан на 2 часа: 1 час - подготовка к сочинению, 2 час - написание сочинения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова "Богатыри" проводится после изучения по литературе темы "Былины". Урок рассчитан на 2 часа: 1 час - подготовка к сочинению, 2 час - написание сочинения. Подготовка может занять 1,5 урока, тогда сочинение ребята дописывают дома.

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Урок развития речи в 7 классе

Цели урока:

  • Узнать об истории создания полотна

  • Собрать материалы к сочинению

  • Составить план к сочинению

Ответьте на вопросы:

Кто является героями былин?

Богатыри

Назовите имена самых популярных на Руси богатырей

Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич

По ходу беседы заполните таблицу:

Слово учителя: Любимым героем эпоса является Илья Муромец. Ему народ посвятил наибольшее количество былин. Илья начинает совершать свои богатырские подвиги уже в зрелом возрасте, после исцеления странниками от недуга. Его отличают

  • Духовная зрелость

  • Необычайная физическая сила

  • Опытность

  • Мудрость

___________________________

Как в облике богатыря отразились его черты?

Какие подвиги совершил Илья Муромец?

Кого победил Добрыня?

Добрыня тоже обладает огромной физической силой, мужеством, храбростью, но отличается от других богатырей

«вежеством»

Учтивостью

Дипломатичностью

Поэтому он часто выступает в роли дипломата, посла, свата

____________________________

Докажите, что это именно Добрыня

Слово учителя: Самым юным героем былин является Алёша Попович. По молодости он

  • Легкомыслен

  • Смел до безрассудства

  • Алёша побеждает врагов не столько силой, сколько

  • Хитростью

  • Смекалкой

  • Остроумен

  • Жизнерадостен

_________________________

Докажите, что это Алёша Попович

Определите, какому из богатырей подходят эти словосочетания. Запишите материалы в таблицу.

Описание коней

Конь под стать седоку. Составьте и запишите словосочетания, характеризующие коня

Что вы можете сказать о пейзаже? Попробуйте его описать

Использование фольклорных языковых средств

Хочу обратить ваше внимание, что если вы в своём сочинении используете слова и выражения из былин, то ценность вашей работы увеличится

Зверь не пробежит, гад не прошмыгнёт, чёрный ворон не пролетит

Добрый конь

Стрелочка калёная

Рученька могучая

Травушка-муравушка склоняется

Стольный Киев-град

Светлый взгляд

Очи мудрые

Щит булатный

Шелом

Конь ретивый

Тетива звенящая

Составление плана

  1. Вступление о Васнецове и его картине

  2. Описание картины

А) Илья Муромец и его конь

Б) Добрыня Никитич и его конь

В) Алёша Попович и его конь

Г) Пейзаж

3. Заключение

  1. Лирическое вступление о Руси и её защитниках

  2. Описание картины

А) Богатыри и их качества

Б) Внешний вид богатырей

В) Снаряжение богатырское

Г) Богатырские кони

Д) Пейзаж

3. Три богатыря - собирательный образ русского воина.

Советы перед написанием сочинения

  • Каждый пункт начинайте с красной строки

  • Избегайте неоправданных повторов слов

  • Абзацы и предложения связывайте между собой плавными переходами

  • Используйте былинные слова и выражения

Учимся избегать повторов
Заменить повторы местоимениями или синонимами

В. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет. На ней изображены три русских богатыря. На заставе стоят три богатыря. В центре стоит самый сильный и мудрый богатырь - Илья Муромец.

У Ильи вороной богатырский конь. Конь и его наездник перемахивают озёра и леса.

Но не силой он силён, а красноречием.

У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё, а другой рукой он держит серебристый щит.

На ней изображены три богатыря. Стоят на заставе богатырской три богатыря. В центре стоит самый могучий и сильный - Илья Муромец.

Над головой богатырей собираются бурые тучи, это собирается войско поганое.

Проверь себя

В. М. Васнецов написал много картин. Одно из его лучших полотен - «Богатыри». Это произведение искусства он писал почти десять лет. На картине изображены три русских богатыря, которые стоят на заставе. В центре -  самый сильный и мудрый из всех - Илья Муромец.

На вороном богатырском коне Илья перемахивает озёра и леса

Но не силой он всех превосходит, а красноречием.

Мощной рукой он держит тяжёлое копьё, а в у него  серебристый щит.

На картине изображены три богатыря, которые стоят на заставе и охраняют землю русскую от ворога.

Над головой богатырей собираются бурые тучи, это надвигается войско поганое.

Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Замените определения сказуемыми, построив на основе словосочетаний предложения.

Образец. Развевающаяся грива - Грива развевается на ветру.

  1. Сверкающие латы.

  2. Сведённые брови.

  3. Зоркий взгляд.

  4. Победа над Тугариным.

  5. Убелённая сединой борода.

Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Построить предложения, дополнив сказуемыми и второстепенными членами.

  1. Яровчатые гусли.......

  2. ....... тугой лук.

  3. Калёные стрелы ...... из колчана.

  4. Сверкающие латы ........

  5. Сведённые брови .......

  6. Крепкая рука .......

  7. Русая борода .......

  8. ....... богатые одежды.

  9. Красный щит ........

  10. Островерхий шлем .......

  11. Из золочёных ножен ..... серебристый меч.

  12. Юношеский румянец .......

  13. Едва наметившиеся усики .......

  14. Золотистые локоны .... из-под шлема.

Учимся строить предложения на основе данных словосочетаний.
Построить предложения, дополнив сказуемыми и второстепенными членами.

1. С левой стороны ... Добрыня Никитич. Справа ... Алёша Попович.

2. ....... духовная зрелость, физическая сила.

3. Мощное копьё ......

4. Сорокапудовая палица .......

5. Добрыня Никитич .... слева.

6. Сзади у Алёши ..... яровчатые гусли.

7. В колчане ... калёные стрелы.

8. На плечах ... сверкающие латы.

9. В центре картины .... Илья Муромец.

10. Тонкие изящные ноги .......

Лексическая ошибка. Использование слова в несвойственном ему значении
Найдите слово в несвойственном ему значении и замените его подходящим по смыслу.

  1. На шее у него (коня) богатый сруб висит.

  2. Сапоги булатные

  3. Сафьяновые сапоги опёрты на сбруи.

  4. Картина очень изящна.

  5. Не зря Васнецов рисовал десять лет.

  6. Под стать скакунам и их кони.

Учимся строить предложения
!В каждом предложении должен описываться один предмет.
Разбей предложение на несколько. Вставь в каждое сказуемое.

  1. У богатыря богатые доспехи, большой красный щит, который он сжимает рукой, на голове у Добрыни островерхий шлем и сафьяновые сапоги.

  2. А сам богатырь молодой, едва наметившиеся усики и ловкая изящная фигура.

  3. На голове надет островерхий шлем, сафьяновые сапоги.

  4. Хитрое выражение лица, юношеский румянец, золотые локоны.

  5. У Добрыни богатые доспехи. Островерхий шлем, золочёные ножны и сафьяновые сапоги.

  6. У Добрыни белый изящный конь. Благородный, с развевающейся гривой и с богатой сбруей.

  7. Одежда на нём не такая богатая. Как у других богатырей: яровчатые гусли, тугой лук, калёные стрелы видны из-за спины. Сверкающие латы.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее