«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Смысловое чтение

1. Прочитай. Напиши название.

………………………………………….

Это розово-красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных, тонких ногах. У неё удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра. А вот гнёзда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся, обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнёзда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление. Самка откладывает всего одно большое яйцо. Птенец появляется на свет спустя месяц. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь.

2. Определи тип текста: описание, повествование, рассуждение.

3. Раздели текст на части. Восстанови порядок пункта плана.

Строительство гнезда.. С первых дней к самостоятельной жизни.. Новая жизнь.. Место обитания фламинго.. Необыкновенно хрупкая птица.

4. Подчеркни в тексте побудительное предложение.

5. Определи главную тему текста.

………………………………………………………………………………

6. Подбери антонимы.

Большой - ………………………………….

Тёплые - …………………………………….

Мелкие - ……………………………………

Наверху -……………………………………

Соскальзывает - ………………………………….

7. Вставь пропущенные слова и буквы, подчеркни грамматические основы в предложениях.

Лучшей ср_дой обитания для ………………………… являются тёплые и мелкие _зёра. Самка откладывает всего _дно б_льшое ……………. Пт_нец по_вляется на свет спустя ………………

12. Составь предложение с однородными членами из данных слов.

Большой, фламинго, изогнутая, у, клюв, шея, и.

…………………………………………………………………………………………………………

1. Прочитай. Напиши название.

…………………………….

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Большой вред она приносит садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих-то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.

2. Определи главную тему текста:

- синица вредит человеку

- синица приносит пользу человеку

- синица – шустрая птица

3. Определи тип текста:

повествование, описание, рассуждение

4. Подчеркни близкие по смыслу слова,:

Шустрая – шумная, бойкая, маленькая, подвижная, быстрая, трудолюбивая.

5. С какой птицей сравнивает автор синицу?

……………………………………………….

6. Как в народе называют синицу?

…………………………………………………….

7. За какой добычей прилетает синица в сад? Подчеркни в тексте ответ.

8. Какой вред приносят садам жучки, червячки, гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.

9. Подбери однокоренное слово:

Синица - ……………………………

1. Прочитай. Напиши название.

…………………………………………………….

Издавна существуют рассказы о дельфинах, похожие на сказки. Греческая легенда поведала о дельфине, который каждый день возил через залив мальчика – в школу и обратно. Однажды мальчик сильно заболел. Дельфин долго ждал его на обычном месте и погиб от тоски по своему маленькому другу.

Греческий историк рассказывает, что дельфины помогали рыбакам загонять в сети рыбу и получали за это награду – кусок хлеба.

Очень часто дельфины провожают корабли в открытом океане. С огромной скоростью несутся, рассекая волны. Вдруг в разных местах, словно по неслышному сигналу животные парами, тройками, целыми группами выпрыгивают из воды. Описав плавную дугу, они врезаются в воду, чтобы через секунду взметнуться вверх.

Дельфины – высокоразвитые существа. Эти дружелюбные, забавные животные могут стать нашими большими друзьями.

2. Напиши название каждой части.

1) ……………………………………………….…

2) ……………………………………………….…

3) ………………………………………………….

4) ………………………………………………….

3. Определи тип текста: описание, повествование, рассуждение.

4. Ответь на вопросы к тексту. Что случилось с дельфином из греческой легенды?

………………………………………………………………………………

Как дельфины помогали рыбакам?

……………………………………………………………………………….

Что делают дельфины, когда провожают корабли в океане?

……………………………………………………………………………….

Какие дельфины по характеру?

………………………………………………………….......

....................

5. Как ты понимаешь выражение «легенда поведала о дельфине»?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Поставь точки в конце предложений.

Мы были в дельфинарии это место, где выступают некоторые морские обитатели мы смотрели потрясающее представление дельфины весело прыгали через обручи нам очень понравилось

7. Подбери синонимы (близкие), используя слова для справок. рассекать - …………………………. описать - ……………………………. несутся - ……………………………… Для справок: обрисовать, очертить, записать, разрубать, разрезать, бегут, мчатся, посмотреть.

8. Подбери антонимы (противоположные). провожают - ………………………………. несутся- ……………………………………. огромная (скорость) - ………………………….

9. Подбери родственные слова.

Вода - ………………………………………………………………………

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

1. Прочитай. Напиши название.

…………………………………………..

Это розово-красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных, тонких ногах. У неё удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Лучшей средой обитания для фламинго являются тёплые и мелкие озёра. А вот гнёзда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся, обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнёзда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление. Самка откладывает всего одно большое яйцо. Птенец появляется на свет спустя месяц. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь.

2. Определи тип текста: описание, повествование, рассуждение.

3. Раздели текст на части. Восстанови порядок пункта плана.

Строительство гнезда. . С первых дней к самостоятельной жизни. . Новая жизнь. . Место обитания фламинго. . Необыкновенно хрупкая птица.

4. Подчеркни в тексте побудительное предложение.

5. Определи главную тему текста.

………………………………………………………………………………

6. Подбери антонимы.

Большой - …………………………………..

Тёплые - …………………………………….

Мелкие - ……………………………………

Наверху -……………………………………

Соскальзывает - ………………………………….

7. Вставь пропущенные слова и буквы, подчеркни грамматические основы в предложениях.

Лучшей ср_дой обитания для ………………………… являются тёплые и мелкие _зёра. Самка откладывает всего _дно б_льшое ……………... Пт_нец по_вляется на свет спустя ………………

12. Составь предложение с однородными членами из данных слов.

Большой, фламинго, изогнутая , у, клюв, шея, и.

…………………………………………………………………………………………………………

  1. Прочитай. Напиши название.

……………………………..

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Большой вред она приносит садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих-то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.

2. Определи главную тему текста:

- синица вредит человеку

- синица приносит пользу человеку

- синица – шустрая птица

3. Определи тип текста:

повествование, описание, рассуждение

4. Подчеркни близкие по смыслу слова,:

Шустрая – шумная, бойкая, маленькая, подвижная, быстрая, трудолюбивая.

5. С какой птицей сравнивает автор синицу?

………………………………………………..

6. Как в народе называют синицу?

…………………………………………………….

7. За какой добычей прилетает синица в сад? Подчеркни в тексте ответ.

8. Какой вред приносят садам жучки, червячки, гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.

9. Подбери однокоренное слово:

Синица - ……………………………

1. Прочитай. Напиши название.

……………………………………………………..

Издавна существуют рассказы о дельфинах, похожие на сказки. Греческая легенда поведала о дельфине, который каждый день возил через залив мальчика – в школу и обратно. Однажды мальчик сильно заболел. Дельфин долго ждал его на обычном месте и погиб от тоски по своему маленькому другу.

Греческий историк рассказывает, что дельфины помогали рыбакам загонять в сети рыбу и получали за это награду – кусок хлеба.

Очень часто дельфины провожают корабли в открытом океане. С огромной скоростью несутся, рассекая волны. Вдруг в разных местах, словно по неслышному сигналу животные парами, тройками, целыми группами выпрыгивают из воды. Описав плавную дугу, они врезаются в воду, чтобы через секунду взметнуться вверх.

Дельфины – высокоразвитые существа. Эти дружелюбные, забавные животные могут стать нашими большими друзьями.

2. Напиши название каждой части.

1) ………………………………………………..…

2) ………………………………………………..…

3) ………………………………………………….

4) …………………………………………………..

3. Определи тип текста: описание, повествование, рассуждение.

4. Ответь на вопросы к тексту. Что случилось с дельфином из греческой легенды?

………………………………………………………………………………

Как дельфины помогали рыбакам?

………………………………………………………………………………..

Что делают дельфины, когда провожают корабли в океане?

……………………………………………………………………………….

Какие дельфины по характеру?

…………………………………………………………...................................

........................................................................................................................

5. Как ты понимаешь выражение «легенда поведала о дельфине»?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Поставь точки в конце предложений.

Мы были в дельфинарии это место, где выступают некоторые морские обитатели мы смотрели потрясающее представление дельфины весело прыгали через обручи нам очень понравилось

7. Подбери синонимы (близкие), используя слова для справок. рассекать - ………………………….. описать - ……………………………. несутся - ……………………………… Для справок: обрисовать, очертить, записать, разрубать, разрезать, бегут, мчатся, посмотреть.

8. Подбери антонимы (противоположные). провожают - ……………………………….. несутся- ……………………………………. огромная (скорость) - ………………………….

9. Подбери родственные слова.

Вода - ………………………………………………………………………

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее