МЕТОД «СОТВОРЧЕСТВА» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В современной системе образования целью обучения является общекультурное, личностное и познавательное развитие учеников. Оно создает главную компетенцию: умение учиться. Общекультурное, личностное и нравственное развитие достигается в том случае, если ученик имеет навыки смыслового чтения.
Смысловое чтение – один из видов чтения, который формирует понимание смыслового содержания художественного текста. Анализировать, понимать, переживать, адаптировать и применять – важные умения, формируемые в процессе смыслового чтения художественных произведений. В применении к художественной литературе мы можем говорить еще и о возможности духовно-нравственного воспитания, развития эмоциональной тонкости человека.
Цель исследования – сформировать целостное представление о методе «сотворчества» как способе развития смыслового чтения.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
дать определение термину «сотворчество»;
выявить взаимосвязь сотворчества с эмпатией;
проанализировать способы реализации данного метода.
Начнем с того, что сам термин «сотворчество» употребляется в значении совместного творчества, диалога между автором и читателе. Схематически основные составляющие сотворчества можно изобразить как в нижеуказанной схеме:
Исходя из анализа данной схемы можно заключить, что сотворчество – это активная творчески-созидательная психическая деятельность читателя, которая происходит преимущественно в области воображения, именно эта деятельность восстанавливает связи между художественным отображением действительности и самой действительностью, между художественным образом и ассоциативно возникающими образами самой жизни в тех ее явлениях, которые входят в опыт, эмоциональную память и внутренний мир конкретного читателя. Эта деятельность отражает субъективно-объективный характер и зависит от мировоззрения, личностного и социального опыта читателя, его уровня культуры, вбирает в себя личные особенности восприятия и вместе с тем поддается влиянию самого художественного произведения [2].
Сотворчество – проявляет художественное начало в читательском восприятии. Оно не просто представляет образы, заложенные автором, но и творчески конструирует с помощью воображения свои ответные образы, прямо не совпадающие с видением автора произведения, хотя и близкие им по содержательным признакам. Именно поэтому, как отмечал М. М. Бахтин: «Жизнь великих произведений в будущих, далеких от них эпохах, как я уже сказал, кажется парадоксом. В процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания» [1].
Само «сотворчество» очень тесно переплетается с таким понятием как «эмпатия». Можно сказать даже больше, эмпатия является одним из инструментов этого метода. Под эмпатией понимается (от греч. empatheia – сопереживание) способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого. Так вот само это сопереживание играет значительную роль в освоении художественного произведения. Эмоциональный подъем, который возникает при сопереживании герою в художественном произведении, может способствовать развитию таких частей познавательного процесса: восприятие, память. Польский психолог Я. Рейковский, отмечает, что «особенно отчетливое влияние оказывают эмоции на ассоциативные процессы, воображение и фантазии» [2].
Само художественное произведение зачастую побуждает читателя к активной рефлексии, направляет его творческую активность на какую-либо деятельность, представляет различные жизненные ситуации, транслирует мысли автора. В идеале должен происходит нескончаемый диалог между книгой и читателем. Для того, чтобы этот диалог случился, чтобы читатель расслышал мысли автора, осознал его намерения, необходимо к тексту относиться с позиций сотворчества. Но можем ли мы полноценно вжиться в художественный опыт другого человека, имея в самом себе отпечаток общества и эпохи, в которой проживаем (здесь имеется в виду литература прошлых времен)? Здесь возникает проблема «тишины» чтения - определенной степени отчужденности, благодаря которой у читателя появляется возможность вживания в художественный опыт другого. Словами феноменолога Эдмунда Гуссерля можно определить условие «тишины» как возвращение к чистому восприятию, то есть читатель должен постараться вернуться к самому себе, откинув от себя временные предрассудки и постараться читать текст с «чистого листа» за которым имплицитно скрывается культурное наследие времени написания [3]. В истории отечественной мысли о сочувственном методе познания говорили такие авторы как М. М. Пришвин «сочувственное внимание», М. М. Бахтин о «сочувственном понимании».
Стоит отметить, что зачастую «глубина прочтения текста» не зависит от широты знаний или степени образованности человека. Она больше зависит от эмоциональной тонкости человека, то есть относится к эмоциональному интеллекту. В обычной жизни мы можем встретить людей, которые с полной ясностью понимают логическую структуру текста и анализируют его значение, но при этом они почти не воспринимают того смысла, который стоит за этими значениями, а именно не понимают подтекста и мотива. Почему так происходит? Такие люди обращаются к внешним деталям и пытаются обнаружить в них то, чего в тексте совершенно нет, например, строя свои теории, додумывая и так далее. Такое истолкование можно назвать поверхностным, потому что в этом случае художественное произведение не переживается, а лишь рассматривается механически. Из этой области можно привести современные способы формирования читательской грамотности, где вся методика сводится именно к механическому понимаю текста, что конечно же не подходит для осмысления художественной литературы как области искусства. Поэтому наиболее полное представление о художественном произведении сможет дать метод «сотворчества», где каждый читатель по мере своих способностей и возможностей, на бытовом уровне сможет осознать и понять текст. Не стоит смущаться слова «бытовой», так как оно употребляется в значении опыта пережитого и понятого.
Главные составляющие метода сотворчества были рассмотрены выше, теперь необходимо выделить способы приобщения этой методики к практике. Здесь стоит отметить, что современный ребенок коренным образом отличается от ребенка прошлого поколения, ребенок прошлого поколения коренным образом отличается от предыдущего и так далее1, поэтому для того, чтобы адаптировать этот метод нужно понимать образ подростка нашего времени.
Одной из характерных черт современного подростка можно выделить стремление к свободе, это стремление проявляется в свободном выборе организации своей деятельности во всех ее проявлениях, поэтому здесь, на уроках литературы, можно постараться предоставить эту свободу выбора для ребенка, например, попросить класс (группу) в начале года составить список интересующей литературы, затем совместным голосованием выбрать пару произведений и изучить их в любой удобный период для преподавателя.
Также современные дети привыкли, что окружающий их контент постоянно апеллирует к их эмоциям (реклама, различные социальные сети), поэтому их привлекает информация, которое может вызвать у них бурную эмоциональную реакцию. Здесь нужно постараться выносить на обсуждение, материал, который способен поразить ребенка и заставить заинтересоваться, например, произведения с нестандартными ситуациями, которые непривычны для литературы в целом.
Не стоит забывать, что подростки очень сведущи в современных мировых проблемах, так как имеют свободный доступ практически к любой информации, поэтому на уроках стоит делать акцент на актуальности художественного произведения для нашей действительности.
Согласно ряду исследований современные дети склоны к эмпатии – это характерное для них качество, в этом случае подойдет способ погружения в персонажа, например, работа
(задание) с позиции, что сделал бы я, если бы оказался на месте героя и так далее. Этот метод также может способствовать формированию у подростков собственной идентичности.
Переходя к выводам, можно отметить, что метод «сотворчества» позволяет читателю максимально погружаться в мир художественного произведения, именно этот способ на экзистенциальном уровне способствует переживанию опыта вымышленного и осмыслению его с индивидуальных позиций. Одним из главных инструментов сотворчества является эмпатия, которая способствует наиболее глубинному пониманию художественного героя. Самое главное, что этот метод коррелирует с основными качествами современного подростка, что может послужить отличной отправной точкой для приобщения современных ребят к литературе как виду искусства.
1