Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования детей
«Тангуйская детская школа искусств»
Муниципального образования
«Братский район»
План – конспект открытого урока
По дисциплине:
«История народной культуры и изобразительного искусства»
Тема:
«Сложный мир исторической картины»
Класс: 5
Автор – составитель: Блошкина Марина Донатовна,
Преподаватель ХО МКУ ДО «Тангуйская ДШИ»
2017г.
Тема урока: Сложный мир исторической картины.
Цели урока:
развивающая: Формирование представления о сложном мире исторической картины. Развитие ассоциативно-образного мышления, творческой и познавательной активности.
дидактическая: Знакомство учащихся с новым уровнем понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания.
воспитывающая: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.
Задачи урока:
• Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.
• Развить личностный характер создания и восприятия произведений искусства.
• Закрепить представление об историческом жанре в живописи.
Вид урока: комбинированный – Повторение и закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках. Защита проектов. Анализ и оценка своей работы и работ товарищей с позиции художественного критика.
Объект работы: Композиции на историческую тему, выполненные учащимися на предыдущих уроках.
Материально-техническое оснащение:
• Компьютер с комплектацией, проектор, экран;
• Магнитная доска.
• Рабочие тетради.
• Работы учащихся.
Зрительный ряд: Презентация PowerPoint «Историческая картина в творчестве В. И. Сурикова».
Структура урока:
1. Организационный момент _________________________ 1-2 минуты.
2. Рассказ учителя с демонстрацией презентации _________ 10 минут.
3. Закрепление изученного материала ___________________ 5 минут.
4. Практическая работа. Защита собственных работ учащихся, анализ и оценка работ в ходе обсуждения _______________________20 минут.
5. Подведение итогов ________________________________3 – 5 минут.
6. Домашнее задание ________________________________ 2 - 3 минуты.
Ход урока:
Здравствуйте, садитесь.
На прошлых уроках мы познакомились с творчеством великого русского художника В. И. Сурикова. Открыли для себя сложный мир исторической картины. Увидели в чем ее отличие от произведений бытового жанра, портрета, пейзажа. У героев исторической картины, всегда собирательный образ.
Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
Создать полотно с историческим сюжетом невозможно без знания истории, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. «Исторический живописец должен быть сродни ученому, - справедливо отмечает искусствовед Э. Кузнецова. – Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд».
В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношение художника к различным явлениям жизни.
В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни.
Стрелецкое восстание 1682 года и жестокая расправа над его участниками стала трагической страницей русской истории. Бунт стрельцов под предводительством царевны Софьи обернулся казнью более 1000 стрельцов. В полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова.
В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Раскольница Феодосия Прокопиевна Морозова вступила в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо погребена вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней – мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.
Повторение знаний о творчестве В. И. Сурикова. Демонстрация картин «Меньшиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин».
Защита работ учащимися.
Откройте рабочие тетради с записями ключевых вопросов для собственной защиты.
1.Какому историческому событию (незаурядной личности) вы хотели бы посвятить свою работу?
2.Какой исторический момент вы положите в основу своей композиции? Почему?
3. Какие литературные произведения вы читали об этом событии (герое)?
4. Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?
5. Каким образом в своей композиции выделите смыслообразующий центр?
6. Какие цвета будут помогать зрителю, понять вашу основную мысль?
7. Как бы вы назвали свою картину?
8. Что вы хотели выразить в своей картине?
Приготовьте оценочную таблицу. Активная работа вас, как эксперта, заслуживает отдельной оценки, поэтому рабочие тетради в конце урока необходимо будет сдать на проверку.
Ф. И.
Тема
(соответствие историческому событию или достоверность характеристики исторического персонажа)
Композиция
(размещение на листе, смыслообразующий центр и т. д.)
Колорит
(как помогает цветовой строй картины раскрытию темы)
Выступление
(уверенность, обоснованность, связность рассказа)
Защита и обсуждение работ в форме дискуссии.
Подведение итогов урока.
Наш небольшой экскурс в историю лишний раз свидетельствует о том, что историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы. Каждая деталь в картине – явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам, наброскам, ищет типажи для своих картин в реальной жизни, сопереживает и сочувствует персонажам…
Домашнее задание:
Сказочно – былинный жанр. Творчество В. Васнецова, И. Билибина.