Словарная работа при изучении раздела «Словообразование» на уроках русского языка
Тема «Состав слова и словообразование» входит в курс грамматики. Эта тема имеет исключительно важное теоретическое и практическое значение в усвоении морфологии, расширении словарного запаса учащихся и приобретении прочных навыков в области анализа структуры слова и правописания.
Знания и навыки , полученные при изучении состава слова и словообразования (значения приставок , суффиксов, корней, образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, корней, соединительных гласных) ,способствуют расширению словарного запаса, а также создают предпосылки для лучшего понимания и усвоения частей речи.
При изучении словообразования в 5-6 классах на конкретных примерах можно показать учащимся , как пополняется словарный состав русского языка новыми словами. Этот процесс развития и обогащения словарного состава является определяющим. Учащиеся должны научиться распознавать структуру слова, осмысливать значение корней, приставок, суффиксов, правописание приставок и сложных слов, которых очень много в русском языке.
Слабые навыки учащихся в анализе структуры слова вызваны тем , что они не умеют образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов. Ошибки в написании морфем объясняются недооценкой роли словарной работы в усвоении значения словообразовательных приставок, суффиксов и корней. Усвоение наиболее продуктивных приставок и суффиксов значительно повышает качество знаний , прочно укрепляет орфографические навыки учащихся и способствуют обогащению их речи новыми словами.
Изучение и хорошее знание законов словообразования , состава слова необходимо для прочного усвоения значения слова и правил правописания. Дело в том, что словообразование тесно связано с орфографией. Многие орфографические правила опираются на словообразование, поэтому чтобы понять их смысл, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить части слов и точно определять границы между ними.
Словообразование тесно связано с культурой речи. Для правильного понимания смысла слов, точного употребления их необходимо разбираться в составе слова. Чутье к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения, отличающих одно слово от другого.
Непонимание оттенков значения ведет к неправильному употреблению слов, поэтому очень важно , уделять внимание на изучение значений слов и морфем, что раскрывает словообразовательные возможности и лексическое богатство русского языка. У учащихся наблюдается такая ошибка: в слове встряхнуть приставка вс- обозначает приподняв потрясти силой. Учащиеся к нему добавляют совсем другую приставку вы- ,вытряхнуть .Это приставка придает слову уже совсем другое значение
( тряхнув, выбросить, вывалить, уронить, раздумчивый взгляд вместо задумчивый ,въехал-выехал, уехал, заход- восход)
Н.А. Шанский указывает: «Для того чтобы вскрыть структуру того или иного слова ,необходимо установить не только то ,из каких морфем слово состоит, но также и определить, какое значение имеют эти морфемы и в каких связях и соотношениях друг с другом находятся. »
При изучении данной темы можно использовать следующие основные приемы работы:
-усвоение значения словообразовательных приставок и суффиксов;
- наблюдение над структурой слова;
- упражнения в образовании слов;
- наблюдения над значением корня, приставок, суффиксов;
- составление словосочетаний и предложений с данными словами;
-объяснение непонятных слов методом словообразовательного анализа;
-закрепление орфографических навыков учащихся на разнообразном словарном материале.
- составить биографию одного слова.
(Лексическое значение слова, морфемный разбор слова, этимология слова, однокоренные слова, синонимы и антонимы, слово во фразеологических оборотах, слово в художественных произведениях, слово в русском фольклоре, в пословицах и поговорках.)
Раздел программы «Состав слова и словообразование » для учащихся является наиболее трудным, учащиеся затрудняются выделять морфемы, выступающие выразителями различных оттенков значения слова. Особые затруднения вызывает изучение словообразовательных и формообразовательных приставок и суффиксов. Работа над ними требует внимания к их грамматическому значению, чтобы правильно выделять формообразующие приставки и суффиксы из общей структуры слова.
При изучении состава слова необходимо также фиксировать внимание учащихся и на значение приставок и суффиксов в разных словах. Это будет способствовать развитию не только речи, но и мышления учащихся. Они научатся более осмысленно относиться к слову и к его значению , воспринимать те оттенки мысли, которые вносятся в него приставками и суффиксами.
С суффиксами и приставками дети познакомились ещё в начальных классах. В средних и старших классах эти знания закрепляются и расширяются. Путём наблюдения над словами дети приходят к выводу, что некоторые суффиксы служат для образования формы слова. Например шел ,слушал ,видел. В этих словах суффикс -л указывает на прошедшее время глагола.
На следующем этапе работы дети узнают ,что суффикс меняет не только значение слов ( дом, домик, домище) ,но их грамматический разряд ( село –сельский)
Изучение приставок надо строить также на основе имеющихся у детей знаний. Работу по усвоению значений приставок следует связать с работой над антонимами. ( внес - вынес, пришел- ушел, открыл- закрыл)
Усвоение темы должно способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Важной составной частью является разбор слов с приставками и суффиксами. Раздел «Словообразование» даёт богатые возможности для проведения словарной работы. Учащиеся в процессе занятий образовывают новые слова с помощью приставок и суффиксов, подбирают синонимы, антонимы, составляют словарики трудных для правописания слов. Только внимательное отношение к составным частям слова может развить чутье к слову. Непонимание оттенков слов ведёт к неправильному употреблению слов и является причиной многих орфографических и стилистических ошибок.
Литература.
Шанский Н.М. Русский язык .Лексика. Словообразование .М.: 1975г
С 6.
Экба Н.Б., Х.Х. Сукунов. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах школ абхазо- адыгской группы. Л.: 1989г