Тема урока. Слова, обозначающие действие предмета, и их роль в предложении.
Оборудование: 6 картинок для диктанта — девочка читает, мальчик метет, кошка спит, собака лает, лисица крадется, пионеры сажают; три плаката с текстом.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Выборочная проверка упражнения. Обратить внимание на слова в тексте домашнего упражнения, которые обозначают действие предмета. Учащиеся должны назвать эти слова, поставить к ним вопросы и объяснить смысловое значение каждого названного слова.
III. Повторение слов, обозначающих действие предмета.
1.Устная работа. Учащиеся должны назвать предметы, находящиеся в классе, и указать их действие или состояние, в котором они находятся (стол стоит, девочка сидит, учительница рассказывает и т. д.).
2. Разбор предложений. Вызванный ученик разбирает у доски предложение по членам предложения, а остальные выполняют эту работу в тетрадях. Предложение записывается под диктовку, ученик при записи комментирует правописание каждого слова.
когда? в какую? какую? когда? откуда?
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Главные члены предложения подчеркиваются, а над второстепенными членами ставятся вопросы.
Найдите в предложении слово, которое обозначает действие.
Чем оно является в предложении?
Аналогичная работа проводится и над следующим предложением.
в каком? где? какой? какой?
В свежем воздухе сверкает первый чистенький снежок.
Какое слово обозначает действие?
Каким членом предложения оно является?
3.Вывод.
Слова, обозначающие действие предмета, являются в предложении сказуемыми.
4. Самостоятельная работа. Списать упражнение из учебника и подчеркнуть слова, обозначающие действие или состояние предмета.
Как вы будете подчеркивать эти слова? Чем они являются в предложении?
5. Картинный диктант. Учитель показывает картинки одну за другой. Учащиеся записывают в тетради название предмета, изображенного на картинке, его действие или со
стояние.
6. Работа над плакатами «Одинаковые, но разные».
а) Медведь в лесу, не зная правил,
однажды мотоциклом правил.
б) Кто без кисти и белил
крыши города белил?
в) Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю. . .»
Работа проводится над каждым плакатом отдельно.
а) Чтение текста молча.
б) Чтение текста вслух.
в) Вопросы.
Какие слова одинаково написаны и одинаково звучат? А почему они разные?
Какое из этих слов обозначает действие предмета? Что обозначает другое слово?
IV. Задание на дом. Выписать из упражнения слова, обозначающие действие или состояние предмета.
V. Итог урок а.
1. Вопрос и задание.
Что мы сегодня повторили?
Приведите примеры, где есть слова, обозначающие состояние предмета.
2. Выставление оценок.
Тема урока. Глагол (понятие).
Оборудование: таблица с правилом (табл. 46); большая картина для составления рассказа «В семье»; два плаката с текстами.
Ход урока
I. Организационный момент. Собрать тетради с домашним заданием.
II. Повторение пройденного (при помощи грамматического разбора). Разбор предложения. Вызванные учащиеся на доске, а остальные в тетрадях разбирают предложение по членам предложения и частям речи.
кого? каких? куда?
Гусей крикливых караван тянулся к югу.
Караван — сущ., м. р., ед. ч., и. п., II скл.
Гусей (гусь) — сущ., м. р., мн. ч., р. п., II скл.
Крикливых — прилаг., м. р., мн. ч., р. п.
К — предлог.
Югу (юг) — сущ., м. р., ед. ч., д. п., II скл.
Вопросы по разбору. Какое это предложение?
Почему предложение называется повествовательным? Какое предложение называется распространенным? Что называется существительным? Что называется прилагательным?
Что обозначает слово тянулся? Каким членом предложения оно является?
III. Проверка домашнего задания.
1. Выборочный диктант. Учитель читает предложения и домашнего упражнения, а учащиеся записывают в тетради только слова, обозначающие действие или состояние предмета.
2. Проверка написанного путем опроса учащихся с места.
IV. Объяснение нового материала.
1. Вывод правила на основе работы с домашним заданием.
Что обозначают слова, которые вы сейчас записывали в тетради, а потом называли?
Слова, обозначающие действие или состояние предмета, называются глаголами. (Вывешивается таблица с правилом.)
2. Работа с таблицей.
а) Чтение правила молча.
б) Чтение правила вслух двумя-тремя лучшими учащимися и подкрепление его примерами.
3. Коллективная работа над картиной «В семье».
а) Рассматривание картины.
б) Обсуждение содержания картины приблизительно по таким вопросам.
Какое время дня изображено на картине? Откуда это видно?
Почему картина называется «В семье»?
Из кого состоит семья?
Скажите, кто чем занимается.
в) Коллективное составление рассказа по картине.
Учащиеся составляют предложения про семью, лучшие предложения записываются на доске и в тетради.
Обращается внимание на глаголы, и при письме они подчеркиваются двумя чертами.
В СЕМЬЕ.
Вечером вся семья в сборе. После ужина каждый занимается своим делом. Папа просматривает журналы и газеты. Мама шьет на машинке. Бабушка вяжет внуку теплые носки. А мальчик играет на полу.
4. Работа с плакатами «Где глагол?».
Солнце еще облаков не задело,
трава на лугу еще росы пила,
а плотник проснулся и взялся за дело.
Слышится, как зазвенела пила.
Я коня водой пою, песню солнышку пою: «Ты свети, свети, светило, я хочу, чтоб ты светило».
а) Учитель читает вслух.
б) Вопрос и задание.
Найдите среди слов, которые одинаково написаны и одинаково произносятся, глаголы. Что помогло вам их найти?
V. Задание на дом.
1. Выучить правило.
2. Списать упражнение из учебника и подчеркнуть глаголы.
VI. Итог урока.
1.Вопросы.
О чем вы узнали на уроке? Что называется глаголом?
2.Выставление оценок.
Тема урока. Роль глагола в предложении.
Оборудование: таблица с правилом (табл. 47); индивидуальные карточки-картинки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа проверяется путем взаимопроверки.
2. Вопросы классу.
Что называется глаголом?
Как вы подчеркиваете глаголы? Почему?
III. Объяснение нового материала.
1. Из упражнения по учебнику выписать несколько предложений и подчеркнуть в них подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами. Первое и второе предложения разобрать на доске.
Например. Опешил бедный мой Степан.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
2. Вывод.
Какие члены предложения вы подчеркивали двумя чертами?
Что они обозначают?
Как называются слова, которые обозначают действие или состояние предмета?
Какой можно сделать вывод?
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
3. Работа с таблицей.
а) Вывешивается таблица 47 с правилом и разбирается молча.
б) Таблица читается вслух и подкрепляется примерами.
4. Выборочный диктант.
а) Предварительные вопросы.
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Какими членами предложения являются подлежащее и сказуемое?
б) Выполнение задания. Выписать из диктуемых предложений только главные члены и соответственно их подчеркнуть.
Первыми в мире в космос поднялись советские люди. Пионеры читают рассказ о смелом партизане. Школьники весной посадили у школы много деревьев. В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.
IV. Упражнения по пройденному материалу.
1. Устная работа над упражнением из учебника.
а) Прочитать текст молча.
б) При чтении вслух перед глаголами ставить вопросы, на которые они отвечают.
2. Письменная работа. Выписать из упражнения глаголы и поставить к ним вопросы. Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетради.
Приехал (что сделал?).
Руководил (что делал?).
Отдыхает (что делает?).
Пойдет (что сделает?).
Будет работать (что будет делать?).
3. Вывод.
Глаголы могут отвечать на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать?
4. Работа с индивидуальными карточками-картинками.
Учащиеся должны в текст под картинкой вписать нужные вопросы. Например, на картинке изображена девочка, которая всплескивает руками при виде разбитой кошкой чашки.
Текст под картинкой.
У Нины (………. ?) живет кошка Мурка. Она (……….?) прыгнула на стол и (…………. ?) разбила чашку.
V. Задание на дом.
Сделать дома упражнение, аналогичное классному.
VI. Итог урок а.
1. Вопросы.
Чем в предложении бывает глагол? Что называется сказуемым? Что называется глаголом?
2. Выставление оценок.
Тема урока. Диктант с заданием.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Вопросы по содержанию текста, заданного на дом.
2. Выборочная проверка. Прочитать только глаголы и вопросы к ним.
3. Вопросы к классу.
Что называется глаголом? На какие вопросы отвечает глагол? Что называется именем существительным? Что называется именем прилагательным?
III. Задание на дом.
1. Выполнить упражнение, в котором из данных слов нужно составить предложения.
2. Глаголы подчеркнуть.
IV. Диктант с заданием.
Текст.
Советские люди покоряют космос. Атомную энергию они заставляют служить в мирных целях. Уже построили атомоход «Ленин».
Под руками советского человека зацвели сады, оросились пустыни. Люди нашей страны овладевают многими тайнами природы, добывают богатства подземных глубин.
Они обязательно построят коммунизм.
1. Запись текста диктанта.
2. Выполнение задания.
а) Выписать глаголы (или подчеркнуть).
б) Указать, из каких частей речи состоит предложение
На краю села стоит новая школа.
На — предлог.
Краю (край) — имя существительное.
Села (село) — имя существительное.
Стоит — глагол.
Новая — имя прилагательное.
Школа — имя существительное.
Тема урока. Времена глагола (настоящее время).
Оборудование: игра (коробка, в которой помещены вращающаяся картонка с написанными глаголами и стрелка); две серии индивидуальных картинок-карточек ; таблица с правилом (табл. 49).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания по вопросам.
Что называется предложением?
О чем вы узнали из прочитанных предложений?
Что называется глаголом?
На какие вопросы отвечают глаголы?
В каждом ли составленном предложении есть глаголы?
В каких нет?
Как вы узнали?
III. Объяснение нового материала. На доске написан текст
ЗНАТНЫЙ КАМЕНЩИК.
Бригадир Сергей Кузьмич
лучше всех (……….?) кладет кирпич.
Знатный каменщик столицы
(……..?) строит школы, и больницы,
и дома для москвичей.
Он (……….?) выкладывает стену,
он (………..?) укладывает в смену
три вагона кирпичей.
1. Чтение текста молча.
2. Чтение текста лучшими учащимися.
3. Работа над текстом по вопросам.
Перед какими словами стоят скобки и для чего?
На какие вопросы могут отвечать глаголы?
На какие вопросы отвечают глаголы в написанном на доске тексте?
Скажите, когда совершаются действия, которые обозначают глаголы кладет, строит, выкладывает, укладывает.
4. Вывод. Глаголы, которые обозначают действие, совершающееся сейчас, в момент речи, называются глаголами настоящего времени и отвечают на вопросы что делают? что делает?
Чтение правила на таблице (табл. 49) и в учебнике.
5. Закрепление.
а) Учитель называет глаголы в неопределенной форме, и учащиеся образуют от них глаголы настоящего времени.
Читать — читаю, читают.
Играть — играю, играют.
Петь — пою, поют. И т. д.
б) Игра. Вызванный учащийся крутит укрепленную на оси круглую картонку, на которой написаны глаголы петь, бежать, летать, писать, говорить, рассказывать, покупать, пилить, решать, шуметь, считать. Когда картонка остановится, то один из глаголов оказывается под стрелкой, указывающей на него. Учащийся должен этот глагол поставить в настоящее время, составить с ним предложение и записать его на доске. При работе на доске учащийся комментирует правописание каждого слова. Остальные пишут в тетради. Например, стрелка указала на глагол шуметь. Настоящее время — шумит. За рекой шумит сосновый бор. (Когда шумит? Сейчас шумит — настоящее время.)
в) Самостоятельная работа. Каждому учащемуся выдается серия картинок (4 штуки). Под каждой картинкой на вставленной полоске из бумаги написано предложение без глагола. Учащиеся должны вписать подходящий по смыслу глагол в настоящем времени. В скобках указывается содержание картинки.
Первая серия.
1. (Мальчик идет по берегу реки.) | | 2. (В воде тонет человек.) |
Женя ……. по берегу реки. | Он ……….. утопающего. | |
3. (Мальчик бросается на помощь утопающему.) | 4. (Девочка спасена.) | |
Мальчик ………… в воду. | Женя ……….. девочку. |
Вторая серия.
1. Обходчик осматривает железнодорожный путь.) | | 2. (Обходчик остановился.) |
Обходчик …………… путь. | Он………..лопнувший рельс. | |
3. (Обходчик машет флажком. Вдали виднеется поезд.) | 4. (Поезд остановился перед обходчиком.) | |
Обходчик ………….. флажком. | Поезд ……………….. |
г) Проверка. Двое учащихся по очереди читают получившиеся рассказы.
IV. Итог урока.
1..Вопросы.
Что называется глаголом?
На какие вопросы могут отвечать глаголы?
Какое время глагола называется настоящим?
2. Выставление оценок.
V. Задание на дом.
1. При списывании упражнения из учебника вставить пропущенные буквы.
2. Подчеркнуть глаголы настоящего времени.
Аналогичная работа проводится при объяснении тем: «Прошедшее время глагола», «Будущее время глагола». При закреплении темы «Времена глагола» следует дать ряд творческих работ на дифференциацию времен глагола.
Тема урока. Времена глагола (закрепление).
Оборудование: две коробки с талонами к игре «Кому что досталось».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (выборочная).
III. Повторение и закрепление знаний по теме «Времена глагола».
1. Вопросы классу.
Что называется глаголом? Какого времени бывают глаголы?
Какие глаголы называются глаголами настоящего времени?
На какие вопросы они отвечают?
Какие глаголы называются глаголами прошедшего времени?
На какие вопросы они отвечают?
Какие глаголы называются глаголами будущего времени?
На какие вопросы они отвечают? Все ответы подкрепляются примерами.
2.Игра «Кому что досталось». Вызванный учащийся достает из коробок по одному талону: в первом талоне написан глагол в неопределенной форме, а во втором — время, в которое надо поставить этот глагол. Учащийся, сначала говорит какие талоны ему достались, затем ставит глагол в нужное время, и только после этого производит запись полученного глагола на доске. Например, глагол читать, надо поставить в прошедшее время.
Читать — читал.
Остальные записывают в тетради. Можно вызвать шесть-семь учащихся.
3. «Каждому свое».
а) Работа с «Книгой для чтения». Из литературного текста (по выбору учителя) учащиеся выписывают по десять глаголов. Каждый ряд работает над разными временами глаголов: 1-й ряд — над глаголами настоящего времени, 2-й — прошедшего, 3-й — будущего.
Проверка проводится путем устного опроса двух учащихся в каждого ряда.
б) Выборочный диктант. Учитель читает текст, а учащегося записывают в тетради только глаголы своего ряда.
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою! | Мы весной сажали сад, а Семен лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, но Семену не дадим. |
Проверка. Вызываются трое учащихся, по одному от каждого ряда. Они пишут на доске глаголы своего ряда, остальные учащиеся следят за правильностью написанного.
4. «Какое время?» На доске написан отрывок из стихотворение Г. Виеру «Хлеб».
Бросил в землю зерно Человек, Греет Солнце весенний
росток,
а укрыл его бережно Снег. золотит молодой колосок.
Дождь весною поля оросил— Мукомол его тронет рукой —
у росточка прибавилось сил. станет колос отменной
мукой.
а) Чтение стихотворения молча.
б) Чтение текста вслух.
в) Разбор текста по содержанию.
г) Выписать глаголы по временам.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
греет бросил тронет
Проверка. Вызванные к доске учащиеся пишут глаголы в нужный столбик, определив сначала его время,
5. Самостоятельная, работа.
а) Списать текст упражнения из учебника.
б) Обозначить время глаголов двумя буквами сверху.
б. в.
Образец. Скоро кончится белая вьюга.
IV. Задание на дом.
1. При списывании упражнения вставить пропущенные буквы.
2. Подчеркнуть глаголы настоящего времени одной чертой, прошедшего — двумя, будущего — тремя.
V. Итог урока.
1. Отметить лучшую работу по рядам.
2. Выставить оценки.
3. Работа над рассказом «Какое время?» (из итальянского юмора).
На уроке грамматики учитель терпеливо объяснял материал о глаголах. Потом вызвал Луиджи и спросил:
— Вот послушай, если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются, — какое это время?
Мальчик долго думал и, наконец, воскликнул:
—Воскресенье, синьор учитель.
4. Вопросы к прочитанному.
Верно ли ответил ученик?
В чем он ошибся?
В каком времени стоит интересующий нас глагол?
67