Тема: Слоги. Слоговая структура слова.
Дидактическая цель урока: развивать умение определять количество слогов в слове; рассмотреть правила переноса слов.
Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты:
1. - знать отличия гласных и согласных звуков и букв русского алфавита;
- уметь делить слова на слоги;
- учить списывать, разделяя, где можно, слова для переноса;
- находить слова, которые переносить нельзя;
- применять усвоенный способ в разнообразных ситуациях (метапредметная);
- уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.
2. На минутке чистописания:
- умение сличать образец написания буквы и сочетания букв и свой вариант;
- умение контролировать написание букв в записи пословицы.
3. На словарной работе:
- умение определять слабые позиции звуков в словах, которые можно проверять только по словарю;
- знание написания словарных слов наизусть.
4. В рефлексивной части урока:
- знание основного закона русского языка;
- умение определять позиции звуков в словах.
Формирование УУД:
- Личностные:
Установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
Формирование нравственно-эстетических ценностей.
- Регулятивные:
Находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
Учить работать по образцу;
Учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств.
- Работа с текстом:
Уделять внимание процессу чтения;
Обучать продуктивным методам работы с учебником и другими источниками информации;
Учить ориентироваться в словарях и справочниках.
- Коммуникативные:
Развивать внимание учащихся;
Обучать умению слушать и записывать содержание и пояснения учителя или ответы одноклассников;
Развивать диалоговую и монологическую речь;
Учить правилам участия в коллективной деятельности;
Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.
- Познавательные (логические):
Формирование логических умений: анализа и синтеза, сравнения, доказательства.
Учить формулировке проблемы.
Методы обучения:
- проблемный;
- диалоговый.
Формы организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парная,
- групповая.
Средства обучения:
- оценочные листы, рабочая тетрадь, цветные карандаши, простой карандаш, словари, учебник, задания на карточках.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Заметки. Оформление доски |
1 | Организационный. - психологический настрой; -самоопределение к деятельности. | - Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Вспоминаем, применяем И ни минуты не теряем!
- Приветствие гостей урока.
- Как вы понимаете смысл высказывания «Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! » | - Приветствуют гостей. - Рассаживаются по местам. - Проверяют готовность к уроку. | Личностные: - самоопределение; Коммуникативные: - планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. | 29 февраля.
- Рисунки «Правила поведения на уроке».
-Высказывание:
«Нужно не просто знать, а заставлять знания работать! »
|
2 | Постановка учебной задачи.
| Послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь ответить на вопрос: - О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи мы должны решить на уроке?
- Мне слоги сосчитать велели В огромном слове ТЕЛЕФОН, И я считала еле-еле, Пока не запиликал он. Дзинь-дзинь-дзинь – сказал, смотри: ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов три! МА-МА – два, ЗВО-НИ-ЛА – три, Слоги лучше повтори.
- Я пишу на белой строчке, Далеко ещё до точки. Только ручка, вот беда, Уткнулась в красные поля. Слово ЮЛЯ перенос Для меня большой вопрос! Одну букву не оставлю, Хоть она и целый слог. Слово ДРУГ, хоть небольшое, Разделить никак не мог.
| Слушают стихотворение. | Регулятивные: - целеполагание. Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.
Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: - смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |
|
3 | Актуализация имеющихся и необходимых знаний. | -Молодцы! - Сегодня мы продолжим развивать умения определять слоги в словах и познакомимся с правилами переноса слов.
- А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить?
|
Ответы детей на вопрос «Для чего нужны знания?»
| Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: - смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |
|
4 | Первичная оценка ЗУН. | - Каждый из вас получил оценочный лист. - Ваша задача оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать. - Поставьте, пожалуйста знаки (+, + -, - ) в колонке Прогностичекая оценка. | Работа в оценочных листах. | Регулятивные: - целеполагание; - прогнозирование результата.
Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. |
|
5 | Чистописание.
Рефлексия.
Фронтальная работа (устная). | - Сегодня мы будем закреплять умение каллиграфически правильно прописывать букву, обозначающую звук «С». - букву «С» заглавную и букву «с» строчную.
- А что вы знаете о звуке, который обозначен буквой «С»?
- Верно. Звук «С» - согласный, глухой парный, твёрдый парный.
- Продолжите закономерность и запишите: С с Сс Ссс ссс
- Оцените себя на полях в тетради.
- Прочитайте пословицу. Неграмотный – что слепой.
- Как вы понимаете её смысл?
- Верно. Знания и умения очень важны в повседневной жизни. А незнание приводит к возникновению множества проблем.
- Запишите пословицу.
- Оцените себя.
- Поменяйтесь тетрадями, а сосед по парте на полях поставит свою оценку вашей работе.
- Подчеркните орфограммы и поставьте ударение.
- Какие орфограммы подчеркнули?
- Что нужно знать, чтобы безошибочно записать слова?
- Правильно:
| Устная работа: - анализ согласного звука «С».
- согласный, глухой парный, твёрдый парный.
Запись самостоятельно в тетрадь с доски.
Самооценка на полях в тетради (+ или -)
Запись самостоятельно в тетрадь с доски.
Самооценка и взаимооценка на полях в тетради (+ или -)
Неграмотный – что слепой.
- безударные гласные в корне слова. | Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные:
- самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы; - работа по образцу.
Коммуникативные:
- развитие внимания; - развитие монологической и диалоговой речи.
Познавательные: - анализ и синтез; - опора на уже известное; - формирование знаково-символического действия.
Регулятивные: - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.
|
На доске:
Основной закон русского языка (Буквами на письме мы обозначаем не звуки, а фонемы.)
|
6 |
Словарная работа в виде картинного диктанта:
Фронтальный работа (устно) | КОРЗИНА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, СОРОКА. - Я буду диктовать вам слова, а ваша задача их записать в тетрадь. Первое слово с большой буквы, а остальные через запятую с маленькой буквы.
- Оцените свою работу на полях. (Самопроверка)
- А сейчас поработаем в группах. Ваша задача – проверить правильность написания слов. А помогут вам в этом ваши знания, умения работать дружно и словарь.
-Какие правила нужно помнить и соблюдать, работая в группе?
- Назовите сходства и различия в этих словах?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Назовите количество слогов в словах?
- Количество букв, количество звуков, ударный слог?
|
Самостоятельная запись в тетради для словарной работы.
Самооценка на полях в тетради (+ или -)
Проговаривание правил работы в коллективе.
|
Регулятивные: - построение алгоритма деятельности; - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. - находить наиболее рациональные способы выполнения задания.
Работа с текстом: - формирование навыков чтения; - умение находить конкретные сведения, факты; - умение ориентироваться в словарях.
Коммуникативные: - умение слушать и записывать содержание; - развитие диалоговой и монологической речи; - формирование навыков продуктивного сотрудничества в группе, в паре.
Познавательные: - развитие логических умений; - построение цепочки рассуждения.
|
На доске картинки с изображением:
На доске правила работы в группе:
|
7 |
Первичное закрепление.
- устная работа в группах. | - Каждой группе дано задание: ответить устно на вопросы.
- Задача группы:
* что называется СЛОГОМ?
* какие звуки служат для образования слогов?
* что нужно знать, чтобы разделить слова на слоги?
* что нужно знать, чтобы перенести слова на строчку?
*** По какому признаку разделены слова на два столбика?
*** Объясните правила, по которым разделили слова на слоги в каждой строчке?
| Работа в группах устно. | Регулятивные: - построение алгоритма деятельности; - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. - находить наиболее рациональные способы выполнения задания.
Коммуникативные:
- развитие внимания; - развитие монологической и диалоговой речи.
Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.
| Вопросы на карточках.
НА ДОСКЕ ТАБЛИЧКИ СО СЛОВАМИ:
1 группа: Я – МА
УЗ – НА – Ю
А – ЗИ – Я
2 группа: МА – ЛИ – НА
БОЛЬ – ШОЙ
ГРУП – ПА
СЕ – МЬЯ
ПОДЪ – ЕЗД
ПОД – БИТЬ
|
8 | Физминутка | Руки вверх - пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой) Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения) Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук) К цели мы своей придём! Активным на уроке будь, (прыжки на месте) И станет легче школьный путь!
|
| Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей. |
|
9 | Практическая работа.
Задания на закрепления.
Самостоятельная работа в парах.
Самостоятельная работа на индивидуальных листочках.
Самооценка. | - А сейчас вашей задачей будет работая в парах, выполнить в тетради задание из учебника:
- У кого это задание вызвало трудности?
- Как вы думаете, почему?
- Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание?
- Хорошо. Следующий этап нашего урока – это самостоятельная работа на листочках, которые я вам раздам. Внимательно читайте задания и постарайтесь применить все знания, о которых мы сегодня ведём речь.
- Если задание не вызвало у вас затруднение, нарисуйте улыбку, а если были трудности в выполнении, то нарисуйте дугу. | Самостоятельная работа в парах по учебнику: стр. 19 упражнение 36.
Запись в тетрадь.
Самостоятельная работа на листочках и самооценка.
| Личностные: - установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные: - планирование деятельности; - самооценка и самоконтроль выполняемой работы; - формирование навыков работы по алгоритму.
Работа с текстом: - формирование продуктивных методов работы с учебником.
|
На доске:
- улыбка
- дуга
|
10 | Рефлексия урока.
Фронтальная работа (устный опрос). | - Вернёмся к нашей задаче урока.
- Кому было легко работать на уроке, поднимите красный кружок?
- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите зелёный кружок?
- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите синий кружок.
- У каждого на парте лежат листочки с творческим заданием, выполните его, пожалуйста, по желанию на досуге.
- Благодарю вас за урок! Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими. | Самооценка в оценочном листе.
Самооценка с помощью кружков.
| Регулятивные: - самооценка и самоконтроль.
Коммуникативные: - формирование способов учебного сотрудничества.
|
На доске:
КРУЖКИ:
|
|