«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Скорость химической реакции

урок по теме скорость химической реакции, факторы.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Скорость химических реакций.

Факторы влияющие на скорость реакции.

Цель урока: раскрыть сущность понятия «скорость химических реакций», выявить

Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, площади соприкосновения, температуры, давления и наличия катализатора.

Задачи.

*Образовательные: формировать представления учащихся о скорости химических

реакций, содействовать расширению и развитию знаний о фак-

торах, влияющих на скорость химических реакций.

*Развивающие: продолжить развитие умений выделять главное, анализировать и

интерпретировать информацию, устанавливать причинно-следст-

венные связи, работать с разными источниками информации;

оформлять результаты экспериментальных исследований,

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

*Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных умений,

воспитанию культуры общения, стремления к творческой

познавательной деятельности, продолжить формирование химической картины мира.

Оборудование: учебное пособие по физике 9 кл., химические словари, лаб.оборудование и

химические реактивы для проведения эксперимента учащихся и

демонстрации учителя.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесно-наглядные, частично-поисковые, демонстрация, химический

эксперимент, самостоятельная работа.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: физика, математика, биология.


ПЛАН УРОКА:


  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, постановка целей и задач урока.

  1. Актуализация знаний учащихся

1.Уравнение химической реакции получения угарного газа:

С(г)+ СО2(г) ↔ 2СО(г) - 172,5кДж

Дайте характеристику реакции по всем изученным признакам классификации.(Фронтальная беседа с учащимися)


2.Соотнесите реакции(на парты раздаются карточки с 4 реакциями и какой-то признак , учащимся предлагается проклассифицировать реакции по данному признаку в парах)

А) 4Al(тв ) + 3O2(г ) = 2Al2O3(тв) + 3350,4 КДж

Б) H2(г) + F2(г) ↔ 2HF(г) + 5237,2 КДж

B) N2(г) + O2(г )↔ 2NO(г) - 180,8 КДж

Г) Zn(тв ) +2HCl(p-p) = ZnCl2(p-p) + H2(г)(Работа в парах, с дальнейшим обсуждением)




3.Творческие задачки.

А) Над нагретым чёрным порошком оксида металла четвёртого периода І В группы пропустили газообразный водород. Укажите признаки химической реакции и охарактеризуйте её по всем признакам.

Б) Небольшой кусок графита сожгли, полученный газ пропустили через избыток раствора гашёной извести. Осадок отфильтровали и обработали соляной кислотой. В атмосфере полученного газа сожгли металлический магний. Укажите число: а) гетерогенных, б) окислительно-восстановительных реакций. (Индивидуальная работа для высокомотивированных учащихся)


4.Самостоятельная тестовая работа.

1.Реакция S+O2 =SO2 является:

А) гомогенной; В) обмена;

Б) необратимой; Г) замещения.


2. В реакции разложения:

А) могут получаться только простые вещества;

Б) могут получаться только сложные вещества;

В) всегда выделяется теплота;

Г) могут получаться как простые вещества, так и сложные вещества.


3. Окислительно-восстановительной не является реакция, уравнение которой:

А)Ca + 2HCl=CaCl2 +H2 В) 2SO2 + O2 = 2SO3

Б) AgNO3=2Ag+ 2NO2 + O2 Г)CaCO3 =CaO +CO2


4.К какому типу химической реакции относится образование углекислого газа в результате:

1) взаимодействие угля с оксидом меди;

2) прокаливание известняка;

3)сжигание угля;

4) горение угарного газа?


5. Укажите схему реакции, которая соответствует характеристике – необратимая, окислительно- восстановительная, гомогенная, экзотермическая реакция:

а) Р2О5 + КОН→ KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 +…

б) NH3 + O2N2 +… CaCl2 + AgNO3

(Взаимопроверка)

  1. Изучение нового материала.

информация: (определение проблемного поля)

Для полного гниения брошенной в лесу газеты- 1 год.

Ржавление консервной банки – 10 лет.

Стекло практически не разрушается в течение столетий.

Формирование тромба при порезе небольших кровеносных сосудов – 3-4 сек.

А какой характеристик химических реакций идёт речь?

Актуализация знаний учащихся о скорости химической реакции из физики, математики (использование словарей, учебных пособий по физике)

Вывод Скорость какого–либо процесса – это изменение какой-либо физической величины за единицу времени. Что изменяется в ходе реакции? (Это концентрация вещества.)

= моль/дм3 *с (запись на доске, обсуждение с учащимися)

Если для расчета взята концентрация исходных веществ, то ставится знак «-», если продуктов, то «+»(объяснение учителя)

Какие факторы способны изменить скорость реации? Факторы, влияющие на скорость реакции:


  1. Природа реагирующих веществ.


  2. Температура.


  3. Концентрация вещества.


  4. Поверхность соприкосновения веществ.


  5. Катализатор.

(Наводящие вопросы) Растворение сахара в горячем и холодном чае.

Горение 1кг бревна и 1 кг стружек

Автомобильные пробки на дорогах.(К каким явлениям можно отнести эти процессы? – физические, химические, социальные).

После обсуждения и составления схемы (приложение 1) класс делится на 5 групп. Каждая группа используя соответствующий материал §27 готовит выступление об определённом факторе с дополнением на схеме.

Выступление учащихся сопровождается демонстрацией учителя (Д.6-8)

  1. Физкультминутка( делаем лёгкие физические упражнения стоя с разной скоростью, согласно суточной активности- утром, днём и вечером)

  2. Закрепление изученного материала.

Выполнение лабораторного опыта №2 «Исследование влияния температуры и концентрации кислоты на скорость взаимодействия цинка(железа) и соляной кислоты. Оформление отчёта о проделанной работе.

Знание закономерностей и скоростей протекания химических реакций необходимо каждому человеку, а не только тем людям, чья профессиональная деятельность будет связана с химическим производством. Не бывает не нужных знаний, все сгодится когда-нибудь. Ответьте на вопросы, которые может вам задать сама жизнь.

1) Чтобы разжечь костёр надо взять крупные дрова или мелкие? Почему?

2) Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках?

3) Почему жидкий бензин, хранящийся в канистрах в гаражах, горит спокойно, а пары его взрывоопасны?

4) Почему на мукомольных заводах и каменноугольных шахтах иногда происходят взрывы?

5) Как замедлить процесс коррозии металлических деталей и узлов автомобиля?

Подведение итогов.

6. Домашнее задание. §26,з.3-4,§27,з.4, тв. задача (Приложение 2)



Рефлексия. А теперь я попрошу написать вас мне телеграмму. Это не должно быть больше 3 – 4 предложений телеграфного типа, в которых вы отразите своё впечатление от нашей работы сегодня





Приложение 1



Приложение 2

В некоторой лаборатории долго пытались запустить химическую реакцию, но ничего не получалось, но потом у одного из лаборантов, когда он остался один в лаборатории - реакция пошла! Все сбежались, чтобы посмотреть, что он делает для запуска реакции, но к всеобщему разочарованию – опять ничего не получилось…. Оставшись наедине, он заново попытался провести реакцию и…она опять пошла! Стоило позвать всех, чтобы показать - реакция не идет…

В чем тут дело? Если бы лаборант применял только обычные средства для запуска реакции (нагрев, перемешивание, менял концентрацию), то это сработало бы и в присутствии сотрудников. А тут он и сам не понял, почему в одиночестве у него всё получается, а при коллегах – нет.( Предложите своё объяснение)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее