Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей химии и биологии Руководитель / / /_________________/ 28.08.2019 |
| Утверждаю директор МОУ «Лямбирская СОШ №1»
/Мензуллин Ю.Б./ /_________________/ № Приказа 30.08.2019
|
Рабочая учебная программа
по химии в 11 классе на 2 часа обучения
Составитель: учитель химии,
Громова Ольга Ильинична
2019 г
Результаты освоения курса.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, валентность, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные теории химии: теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, химической связи, электролитической диссоциации; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак,минеральные удобрения;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель ;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения,природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание программы
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева(6 часов)
Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона.
Демонстрация. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И . менделеева.
Лабораторные опыты. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
В результате изучения темы ученик должен:
Уметь определять: валентность и степень окисления химических элементов характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева
Знать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Тема 2. Строение вещества (17 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. Степень окисления и валентность химических элементов.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон
( шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жёсткость. Устранение жёсткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
В результате изучения темы ученик должен:
Уметь определять тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
Знать важнейшие химические понятия ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,
Тема 3. Химические реакции (15 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры,
площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода и разложением перманганата калия 10.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
В результате изучения темы ученик должен:
Уметь определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценивать их последствия;
Объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве
Знать важнейшие химические понятия тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,
Тема №4. Вещества и их свойства (26 часов)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) -малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями:а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений
Тем 5 Химия в жизни общества 4 часа
В результате изучения темы ученик должен:
Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
владеть способами безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
готовить растворы заданной концентрации в быту и на производстве;
критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Знать важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Тематическое планирование по химии, 11 класс,
базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68ч.), УМК О.С. Габриеляна
Тема
|
Максимальная нагрузка учащегося
| Из них | |||
Теоретическое обучение включающее лабораторные опыты | Практические работы | Контрольные работы | |||
теория | Л.О. | ||||
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева | 6 | 5 | 1 | - | 1 |
2.Строение вещества. | 17 | 16 | 3 |
| 1 |
3. Химические реакции. | 15 | 14 | 5 |
| 1 |
4. Вещества и их свойства. | 26 | 23 | 6 | 2 | 1 |
5. Химия в жизни общества | 4 | 4 |
|
|
|
Итог. | 68 | 62 |
| 2 | 4 |
Типы уроков:
| ||
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ); | комбинированный урок (КУ);
| урок образования понятий (УОП); |
урок применения знаний и умений (УПЗУ); | урок контроля знаний (УКЗ_); | урок применения законов, понятий на практике (УПП). |
урок-семинар (УС); | урок-лекция (УЛ)
|
|
Календарно-тематический план
№ Урока | № п/п
| Раздел программы. Тема урока | Тип урока | Количество уроков | Из них вид самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
Практических | Контрольные | Эксперимент (Д-демонстрационный, Л—лабораторный) | По плану | Фактическая
| ||||||||||||
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева 6 часов (Лаб.1) | ||||||||||||||||
1 | 1.1 | Основные сведения о строении атома |
КУ | 1 |
|
|
| §1. упр 3—5 |
|
| ||||||
2 | 1.2 | Состояние электронов в атоме | КУ | 1 |
|
|
| §1, стр 6-8 |
|
| ||||||
3 | 1.3 | Электронные конфигурации атомов химических элементов | . УПЗУ | 1 |
|
| | §1 стр 8-9 Упр. 1—11 |
|
| ||||||
4 | 1.4 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома | УОП | 1 |
|
| Д.Различные формы периодической системы химических элементов Д. И . Менделеева Л. № 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием | §2, стр 11-23 |
|
| ||||||
5 | 1.5 | Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе | УПЗУ | 1 |
|
|
| Повт. Стр 3-23 |
|
| ||||||
6 | 1.6 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение атома» (Тестирование) | УКЗ |
|
| 1 |
|
|
|
| ||||||
Тема 2. Строение вещества (17 часов) 16 +1 контрольная (Лаб. 3) | ||||||||||||||||
7 | 2.1 | Ионная химическая связь | . УОП | 1 |
|
| Д. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита | §6 стр24-28 упр 9 |
|
| ||||||
8 | 2.2 | Ковалентная химическая связь | КУ | 1 |
|
|
| §6 стр29-33 |
|
| ||||||
9 | 2.3 | Металлическая химическая связь | КУ | 1 |
|
| Д. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Л.№ 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. | §4стр33-36 упр 7,8 |
|
| ||||||
10 | 2.4 | Водородная химическая связь | КУ | 1 |
|
| Д. Модель молекулы ДНК. | §5 стр 38-46 |
|
| ||||||
11 | 2.5 | Молекулярные и атомные решётки кристаллические | КУ | 1 |
|
|
| §6 (до конца), упр. 1-4 |
|
| ||||||
12 | 2.6 | Гибридизация электронных орбиталей | КУ | 1 |
|
| Д. Образцы молекул. | §7 стр54-59 |
|
| ||||||
13 | 2.7 | Геометрия молекул | КУ | 1 |
|
| Модели молекул | §7 стр 60-65 |
|
| ||||||
14 | 2.8 | Дисперсные системы | УС | 1 |
|
| Д. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. | §8 стр67-68 |
|
| ||||||
15 | 2.9 | Грубодисперсные и тонкодисперсные системы | УОП. | 1 |
|
| Л. № 3. Ознакомление с дисперсными системами
| §8 стр 68-70 |
|
| ||||||
16 | 2.10 | Растворы |
|
|
|
|
| §8 |
|
| ||||||
17 | 2.11 | Понятие «доля» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
18 | 2.12 | Решение задач с применением понятия «доля» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
19 | 2.13 | Решение задач на долю выхода продукта от теоретически возможного |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
20 | 2.14 | Полимеры и волокна | УПЗУ | 1 |
|
| Д. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Л.№ 4. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия | § 10упр 1-5
|
|
| ||||||
21 | 2.15 | Биополимеры |
| 1 |
|
|
| §9,Опорный конспект |
|
| ||||||
22 | 2.16 | Урок – обобщение знаний по теме «Строение вещества» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
23 | 2.17 | Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества» |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Тема 3. Химические реакции(15часов) 14 + 1 контр (Лаб. 5)_ | ||||||||||||||||
24 | 3.1 | Классификация химических реакций в органической и неорганической химии | УОНМ | 1 |
|
| Д. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана | §11 |
|
| ||||||
25-26 | 3.2 3.3 | Реакции, идущие с изменением состава веществ |
| 2 |
|
| Л. № 5. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Л. № 6. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. Л. № 7. Получение кислорода разложением пероксида водорода и разложением перманганата калия Л. № 8.Получение водорода взаимодействием кислот с цинком. | §11, стр70-78 |
|
| ||||||
27 | 3.4 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) |
| 1 |
|
| Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). | §11, стр. 107 |
|
| ||||||
28 | 3.5 | Урок-упражнение по теме ОВР |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
29. | 3.6 | Тепловой эффект химической реакции |
|
|
|
|
| §12 |
|
| ||||||
30 | 3.7 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции | УПП | 1 |
|
| Д. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, | §13 | 18.11 |
| ||||||
31 | 3.8 | Обратимость химических реакций | КУ | 1 |
|
| Д.Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов.
| §14 |
|
| ||||||
32 | 3.9 | Химическое равновесие | УОНМ | 1 |
|
| . | §14 |
|
| ||||||
33 | 3.10 | Химическое равновесие |
|
|
|
|
| §14 |
|
| ||||||
34 | 3.11 | Электролитическая диссоциация | КУ | 1 |
|
| Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.
| §15 |
|
| ||||||
35-36 | 3.12-3.13 | Гидролиз неорганических веществ | КУ | 1 |
|
| Д. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). | §16 |
|
| ||||||
37 | 3.14 | Гидролиз органических веществ | КУ | 1 |
|
| Получение мыла. Л.№ 9. Различные случаи гидролиза | §16
|
|
| ||||||
38 | 3.15 | Контрольная работа № 3
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| ||||||
Тема 4. Вещества и их свойства(26часов) 23 + 2 практич + 1 контр, лаб-6 | ||||||||||||||||
39 | 4.1 | Классификация веществ | КУ | 1 |
|
|
| §17 |
|
| ||||||
40 | 4.2 | Металлы | КУ | 1 |
|
| Д. Коллекция образцов металлов. | §18 |
|
| ||||||
41 | 4.3 | Общие химические свойства металлов | КУ | 1 |
|
| Д. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Л.№ 10. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. Л.№ 11. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. Л.№ 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. | §18 |
|
| ||||||
42 | 4.4 | Оксиды и гидроксиды металлов | УПЗУ | 1 |
|
|
| §18 |
|
| ||||||
43 | 4.5 | Коррозия металлов |
| 1 |
|
| Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. | §18 |
|
| ||||||
44 | 4.6 | Электролиз расплавов | УПЗУ | 1 |
|
| Д. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. | §18 |
|
| ||||||
45 | 4.7- | Электролиз растворов |
| 1 |
|
|
| §18 |
|
| ||||||
46 | 4.8 | Урок упражнение по теме «Металлы» |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
47 | 4.9 | Неметаллы | УКЗ | 1 |
|
| Д. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия. Коллекция природных органических кислот. | §19 |
|
| ||||||
48 | 4.10 | Окислительные свойства неметаллов |
| 1 |
|
|
| §19 |
|
| ||||||
49 | 4.11 | Восстановительные свойства неметаллов |
| 1 |
|
|
| §19 |
|
| ||||||
50 | 4.12 | П/Р №1 «Получение, собирание и распознавание газов» |
| 1 |
|
| Стр.351 |
|
| |||||||
51 | 4.13 | Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
52 | 4.14 | Кислоты органические и неорганические |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
53 | 4.15 | Концентрированная серная кислоты |
| 1 |
|
| Д. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. |
|
|
| ||||||
54 | 4.16 | Концентрированная азотная кислоты |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
55 | 4.17 | Основания органические и неорганические |
| 1 |
|
| Л. №13. Получение и свойства нерастворимых оснований. |
|
|
| ||||||
56 | 4.18 | Химические свойства оснований |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
57 | 4.19 | Амфотерные органические и неорганические соединения |
| 1 |
|
| Л.№14. Получение и свойства амфотерных оснований. |
|
|
| ||||||
58 | 4.20 | Соли |
| 1 |
|
| Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Л.№ 15. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов |
|
|
| ||||||
59 | 4.21 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
60 | 4.22 | Генетический ряд металлов и неметаллов |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
61 | 4.23 | П/Р №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ |
| 1 |
|
|
|
|
| |||||||
62 | 4.24 | Упражнения по теме «Вещества и их свойства» |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
63 | 4.25 | Урок – обобщение «Вещества и их свойства» |
| 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||
64 | 4.26 | Контрольная работа № 4 по теме« Вещества и их свойства» |
|
| 1 |
|
|
|
| |||||||
Тема 5. Химия в жизни общества 4 часа | ||||||||||||||||
65 | 5.1 | Химия и производство |
| 1 |
|
|
| §24 |
|
| ||||||
66 | 5.2 | Химия в сельском хозяйстве |
| 1 |
|
|
| §25 |
|
| ||||||
67 | 5.3 | Химия и проблемы охраны окружающей среды |
| 1 |
|
|
| §26 |
|
| ||||||
68 | 5.4 | Химия и повседневная жизнь человека |
| 1 |
|
|
| §27 |
|
| ||||||
|
Выполнение программного материала по полугодиям и за год.
I полугодие , 16 недель 2.09 – 30.12 Практических работ - Контрольных работ – 2 Лабораторных опытов – 7 | II полугодие , 18 недель 12.01 - 28.05 Практических работ - 2 Контрольных работ – 2 Лабораторных -опытов – 8 | Год, 34 недели
Практических работ - 2 Контрольных работ – 4 Лабораторных опытов – 15
|
Перечень практических работ
№ | Тема |
1. | Практическая работа № 1 Получение, собирание и распознавание газов |
2. | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию веществ |
Лабораторные
№ | Тема |
1. | Лабораторный опыт № 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек. |
2. | Лабораторный опыт № 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. |
3. | Лабораторный опыт № 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. |
4. | Лабораторный опыт № 4. Испытание воды на жёсткость. Устранение жёсткости воды. |
5. | Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с минеральными водами. |
6. | Лабораторный опыт № 6. Ознакомление с дисперсными системами |
7. | Лабораторный опыт № 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. |
8. | Лабораторный опыт № 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. |
9. | Лабораторный опыт № 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода и разложением перманганата калия |
10. | Лабораторный опыт № 10. Получение водорода взаимодействием кислот с цинком. |
11. | Лабораторный опыт № 11. Различные случаи гидролиза солей. |
12. | Лабораторный опыт № 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. |
13. | Лабораторный опыт № 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. |
14. | Лабораторный опыт № 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. |
15. | Лабораторный опыт № 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. |
16. | Лабораторный опыт № 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. |
17. | Лабораторный опыт № 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. |
18. | Лабораторный опыт № 18. Ознакомление с коллекциями:а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
|
Учебно-методический комплект
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа (2006 г.).
2. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. 11 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. — М.: Дрофа, 2004.
4. Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2004—2004.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003—2005.
7. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2007.
8. Химия. 11 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2007.
9. Габриелян О. С., Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2009.
10. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2008.
11. Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 11 кл. — М.: Дрофа, 2008.
12. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 11» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2006.
Литература для учителя
- дополнительная:
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 2005
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 2003
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М., 2000
Лидин Р.А и др. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2005.
Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа, 2005.
7.CD-ROM диски
1С: репетитор – химия
Уроки химии Кирилла и Мефодия
Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ
Общая и неорганическая химия
Мультимедийный курс на CD-ROM Химия 11 класс
Цифровые образовательные ресурсы Химия 11 класс
8.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, Прошколу.ру)
9.Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2005.
10.Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
11.Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2009
12.Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2004
Литература для учащихся
- основная:
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2002.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.
- дополнительная:
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 1998.
Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2005.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
4.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)
5.Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
6.Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
7.Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
8.Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
9.Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – 10.М.: Дрофа, 2003-2004.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 10, 11классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Программное обеспечение по химии
Авторская программа | Примерная программа общего образования | Учебник: автор, год издания | Методическое обеспечение | ||||
|
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
В 2013 - 2014 учебном году организацию обучения химии рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Примерные программы по предметам, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами (Сборник нормативно-правовых документов. Химия /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 - 2012 учебный год
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую учебную программу по химии в 11 классе на 1 час обучения
Данная рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян. (Габриелян О.С.. Программы курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е издание.,.- М.: Дрофа, , 2008. -78, [2]с.) , с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Данное учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению
предложенной дисциплины. Пособие выступает средством обучения, с помощью которого
осуществляется организация образовательного процесса.
В учебно-методическом пособии находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, практическая работа, самостоятельная работа, которая содержит указания по написанию
рефератов, контроль знаний.
Данное учебно-методическое пособие является результатом обобщения педагогического и
методического багажа преподавателя по данной дисциплине Громовой О.И., и может быть
интересно преподавателям данного предмета.
Рецензент: