«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сказка как средство социализации детей дошкольного возраста.

Социaлизация – очень важный процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. Люди в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Вследствие этого наша жизнь строится исключительно на базе передаваемого навыка речь, познание, умение, культуры- все приобретенное.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Сказка как средство социализации детей дошкольного возраста.


«Детство - это особый период в жизни человека,

который нужно прожить содержательно, радостно,

а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

Д. Родари


«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский



Социaлизация – очень важный процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, обязательных для полноценной жизни в обществе. Люди в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Вследствие этого наша жизнь строится исключительно на базе передаваемого навыка речь, познание, умение, культуры- все приобретенное.

Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе. Второй инструмент и средство социализации дошкольников считаются - родители. В дошкольном возрасте для ребенка родитель является авторитетом, и поэтому родительский пример важен для ребенка. Главная незаменимая школа жизни - семья.

Какие социальные роли выполняют дошкольники?

В первую очередь, ребенок это сын или дочь для своих родителей, так же ребенок- воспитанник дошкольного учреждения, ребенок может быть чьим-то другом-это тоже социальная роль. Домa и в дошкольном учреждении поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения.

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача - направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.

Так как мы, педагоги, проводим с детьми большую часть дня, поэтому можем с уверенностью сказать, кто же, как не мы, можем помочь дошкольнику. Познакомить с нормами, обычаями, а также, регулировать поведение ребенка в той или иной ситуации. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

Одно из сложнейших направлений дошкольного образования, на наш взгляд-социально-личностное развитие, поэтому мы посчитали целесообразным предложить дошкольникам эту тему в виде сказок. Сказка - одно из важнейших социально - педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом.

Мы, предлагаем использовать сказки социального характера, в процессе рассказывания, которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно ; что нужно быть вежливым , уметь общаться со сверстниками и держать диалог со взрослым.

На одном из уроков я предложила им сказку про « Мурaвья - отшельника» автор Р.Никоноров, где разбирается в несколько этапов.

На первом этапе дети знакомятся со сказкой. Основная задача – вызвать у детей интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения.

На втором этапе дети осваивают содержание сказки, овладевают средствами взаимодействия со сказочными героями, умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев.

Третий этап характеризуется творческим применением знаний и средств в самостоятельной детской деятельности ( игровой, трудовой и т.д.) Одна из задач – побуждению детей к сплочению коллектива, умению общаться со сверстниками.

Мы предлагаем одну из сказок , которую мы используем на уроке «Муравей – отшельник», автор Р.Никоноров.

« Летом в лесу появился муравей. Это был необычный муравей. Необычный потому, что ему с ранних лет все приходилось делать самому. Не было у него ни отца , ни матери, ни братьев, ни сестер. Жил муравей один в лесу в полном одиночестве, пока не пришла осень. Надо было муравью строить дом , едой запасаться да думать, как от недугов спасаться. И понял он, что одному ему не справится . Собрался тогда муравей на поиски своих родных. Дорога муравья проходила через лес и поля , пока он не споткнулся о трость .Споткнувшись , упал в глубокую яму, открыл глаза, и увидел перед собой много муравьев. Он так обрадовался, что нашел своих собратьев , что он не одинок. Друзья ему тоже обрадовались , стали у него расспрашивать от куда он, и стали они его учить как строить дом, как добывать пищу. Вдруг к муравейнику, подобрался прожорливый жук-носорог. Муравьи не испугались жука и собрались все вместе .Жук увидел , и испугался , что сколько муравьев, и убежал. Муравей обрадовался, что они вместе прогнали жука-носорога , и сказал он если бы я жил один, не миновать бы мне беду. С тех пор он стал жить в муравейнике со своей новой, дружной семьей .

По окончании, прочтения сказки мы задали детям ряд вопросов.

-Много ли у вас друзей?

-Как вы считаете, почему одному жить плохо?

-Как бы вы поступили на месте муравья?

-А вы играете вместе?

-Как вы считаете , зачем нужно дружить?


Ребятa пришли к выводу , что нужно помогать тем , кто одинок, дружить с ними. Одному скучно. Это мы увидели в сказке, оставайтесь дружными и добрыми детьми и тогда никогда не будете скучать и грустить. Будете общаться, веселиться, дружить , помогать и радоваться!



Список литературы

Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: Владос,2003.

Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ сост. Л.Н.Вахрушева. – М.,2012.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее