«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Система работы классного руководителя по мониторингу и оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Тема моего выступления – «Система работы классного руководителя по мониторингу и оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся». Я постараюсь остановиться на главных аспектах этой работы и подробно рассказать об этапах работы классного руководителя по мониторингу и оценке достижений обучающихся на примере своего класса.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Педмастерская

«Система работы классного руководителя по мониторингу и оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся»


Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.

Демократ

Тема моего выступления – «Система работы классного руководителя по мониторингу и оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся». Я постараюсь остановиться на главных аспектах этой работы и подробно рассказать об этапах работы классного руководителя по мониторингу и оценке достижений обучающихся на примере своего класса.

***Что такое индивидуальные образовательные достижения?

При работе с учащимися любому классному руководителю необходимо помнить о требованиях к личности выпускника школы. Это должен быть человек большой культуры и широкого кругозора, деятельностный и высоконравственный. В компетенции классного руководителя определение качеств, посредством которых реализуется жизненная позиция его учеников; развитие способностей, склонностей и дарования.

Ещё в начале педагогической деятельности от опытного наставника я услышала слова: «Учение должно быть для ребенка радостным и победным!» Очень правильные слова, особенно актуальные теперь, когда обучение становится личностно-ориентированным. Для меня эти слова стали девизом. Поэтому цель своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы правильно организовать жизнь учащихся, стараюсь создавать условия для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных ему видах деятельности.

Важно создать условия для реализации «жизненных сил личности», то есть при организации воспитательной системы целесообразно ориентироваться не только на подготовку учащихся к будущей жизни, завтрашнему труду и профессии, а делать их успешными участниками, творцами окружающей их жизни.

Важнейший принцип системы работы с классом - учёт динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся по разным направлениям. Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности и возможности таким образом, чтобы во время всего процесса деятельности шло постоянное самоутверждение личности, направленное на проявление социально ценного поведения.

Именно с этой целью в нашей гимназии были введены карты «Индивидуальной образовательной программы». Диагностическая программа ученика содержит информацию и об образовательных достижениях, и обо всех победах учащегося в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях в школе, городе и крае интеллектуального, творческого, спортивного характера. Эта работа очень важна для ученика сегодня в системе предпрофильной (профильной) подготовки; является стимулом для ученика для подготовки к будущей профессии.

Учитывая, что личные образовательные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого, мы строим интегративную систему оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в которую включены, кроме оценки успеваемости по учебным предметам, следующие элементы:

эффективность учебной деятельности;

результаты интеллектуальных марафонов;

оценка творческой активности;

эффективность учебно-исследовательской деятельности;

результаты проектной деятельности;

участие в самоуправлении класса, гимназии;

результаты работы в расширенном образовательном пространстве.

То есть не только успехи в учебе, а и любые другие успехи ученика интересны и значимы. Любые индивидуальные образовательные достижения ребят отражаются в матрице индивидуальной образовательной программы.



***Как мы работаем с индивидуальными образовательными картами и матрицей?


При работе с индивидуальной образовательной программой можно выделить следующие этапы: формирующий, реализующий, отчетный, рефлексирующий.

Всю деятельность классного руководителя можно представить в виде циклограммы. (раздаточный материал – циклограмма)


На первом этапе в сентябре провожу классный час «Анализ достижений за прошлый год. Задачи на новый учебный год».

Затем идет заполнение образовательной карты и матрицы индивидуального маршрута.

В случае необходимости провожу консультации по заполнению матриц (помогаю определиться с выбором образовательных программ и событий).

Разрабатываем показатели оценки достижений.

Затем провожу встречи с родителями по согласованию образовательных притязаний детей, педагогов и родителей. Согласуем выбор образовательной программы дополнительного образования.

На следующем этапе – реализующем – оказываю помощь детям в формировании запроса на индивидуальную образовательную программу в рамках основного и дополнительного образования. Провожу собеседование с учителями - предметниками своего класса по организации платных образовательных услуг (то есть обеспечиваю выбор необходимых детям программ). Взаимодействую с заместителем директора по воспитательной работе по выбору программы года для класса, коллективных творческих дел. Для вовлечения детей класса в разные образовательные программы, проекты использую ресурсы учреждений дополнительного образования, в том числе ЦПК.


Затем организую педагогическую поддержку ученика по формированию его портфолио в течение всего года. Для этого у нас в гимназии проводятся психолого-педагогические консилиумы, на которых происходит координация взаимодействия всех участников в работе с индивидуальной образовательной программой обучающихся. После проведения входной диагностики проводится анализ ее результатов.

На рефлексирующем этапе провожу индивидуальные и групповые встречи по уточнению целей, задач, планируемых действий. Помогаю в определении шагов взаимодействия по реализации прогнозируемого индивидуального образовательного маршрута.

В октябре образовательные программы детей защищаются и утверждаются. Все ребята заполняют матрицы. Проходит закрепление выбора разных форм образовательной деятельности.

На реализующем этапе выявляю группы обучающихся, чьи притязания не совпадают с оценкой педагогов. Происходит выявление «болевых» точек («хочет, но не может», «может, но не хочет»). После индивидуального собеседования планируется индивидуальная работа с обучающимися по их запросу, координируется взаимодействие педагогов и обучающихся.


По окончании четверти провожу классный час – рефлексия промежуточного выполнения индивидуальной образовательной программы, намечаем пути решения возникающих проблем.

В начале 2 четверти проводим с ребятами коррекцию результатов и ведем наблюдения в течение четверти. У каждого классного руководителя разработана своя система мотивирования детей (какие-то ребята самостоятельно проявляют активность в делах, кого-то нужно «подталкивать», «вдохновлять», поручая интересные и выполнимые дела). Особую поддержку и помощь оказываю тем, кто входит в группу, не достигающих заявленного уровня притязаний.

На отчетном этапе обеспечиваю возможность своим ребятам заявить о себе, участвуя в выставках портфолио, в проведении коллективных и авторских творческих дел, организуя выставки, творческие отчеты и пр.

Продолжаются индивидуальные и групповые консультации педагога - психолога с уч-ся, имеющими проблемы в выполнении индивидуальной образовательной программы.

В декабре (в середине четверти) проводим с ребятами коррекцию намеченных планов и результатов с учетом реального положения выполнения индивидуальной образовательной программы.

На психолого-педагогическом консилиуме, как классный руководитель, провожу работу по оказанию своевременной поддержки каждому ученику в достижении его полугодовых результатов.

А также провожу индивидуальные собеседования с учителями, имеющими проблемы в оценивании результатов детей (при посещении уроков, на ППК).

Оказываю помощь в организации образовательных событий, которые поднимут статус ученика, позволят повысить отметку по предметам.

На этапе рефлексии мы анализируем результаты проведенных контрольных точек,

творческих отчетов, выставок.

В январе - проводится психолого-педагогический консилиум по промежуточным итогам и планированию образовательных результатов класса, отдельного ученика на 2 полугодие;

Продолжается взаимодействие с завучами и педагогами по утверждению форм и методов промежуточного контроля по реализации намеченного; проведению промежуточной диагностики, анализу ее результатов; а также по оказанию административной помощи относительно отдельных учеников и их родителей.

Обязательно заполняем с ребятами матрицы образовательной программы по итогам 1 полугодия. Провожу родительское собрание по итогам работы по образовательной программе детей за 1 полугодие.

По итогам 1 полугодия проходит анкетирование детей и педагогов по уровню удовлетворенности полученными результатами.

Февраль-март: Помощь в организации образовательных событий, которые поднимут статус ученика, позволят повысить отметку по предметам, выполнить творческое задание и пр.

Помощь тем, кто входит в группу, не достигающих заявленного уровня притязаний.

На втором этапе проходит подготовка к гимназической проектной неделе, городской научно – практической конференции.


В мае на этапе реализации

В совместной работе с родителями организуем открытую защиту детьми образовательной программы, ее экспертизы; творческие отчеты по реализации образовательной программы; защиту и презентацию творческих работ обучающихся в рамках реализации образовательной программы; выставку портфолио.


В апреле-мае на отчетном этапе ребята имеют возможность участвовать в работе семинаров, собраний, конференций, в защите и презентации проекта, в презентации портфолио, проводят творческие отчеты, выставки. (Вновь классный руководитель организует проведение контрольных точек выполнения индивидуальной образовательной программы, оказывает помощь в организации образовательных событий, которые поднимут статус ученика, позволят повысить отметку по предметам, проводит мониторинг инновационных результатов и их анализ).

Важный момент – подведение итогов работы за год по индивидуальным образовательным программам. На этапе рефлексии проходит анкетирование детей, педагогов по уровню удовлетворенности полученными результатами.

На классном часе и родительском собрании подводим итоги работы по реализации образовательной программы ученика и проводим награждение детей по результатам выполнения индивидуальной образовательной программы.


***Что делаю я, как классный руководитель, чтобы успехи были у каждого моего ученика?

Главное назначение организаторской функции классного руководителя я вижу в поддержке положительной детской инициативы, связанной с образованием, творчеством, с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Классным руководителем предусматривается организация различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентировочной и свободного общения.


Чтобы успехи были у каждого ученика, включаю обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, привлекаю к выпуску предметных газет, совместно с педагогами-предметниками организуем и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Очень часто именно классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Мы, классные руководители, помогаем использовать всё многообразие системы дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, для стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, для их желания расширить зону общения, т.е. определяем поле деятельности для личностных достижений каждого ученика.

*** Как отслеживаю динамику этих достижений ?

Динамику достижений уч-ся отслеживаю при помощи таких форм как матрица образовательной программы, портфолио, участие в различных конкурсах путем наблюдения, вовлечения в различные дела, мотивирования и др.

Для мониторинга результатов личностных достижений обучающихся использую такие инструменты, как анализ портфолио, опрос, анкетирование, собеседование, фиксация индивидуальных и групповых побед и т.д.

Результаты работы за год фиксирую в сводной таблице, которая отражает степень участия каждого в различных делах класса. Первая колонка в таблице – фамилии ребят, а дальше – события и отметка в их участии.

(раздатка)

Веду эти таблицы с 5-го класса, ежегодно в мае анализирую успехи каждого ребенка. Поэтому уже могу говорить о том, что у моих ребят год от года происходит рост активности при участии в разного рода образовательных событиях.

Проводя итоговый классный час, обязательно подводим итоги работы: поощряем ребят, проявивших себя не только в учебе, но и в спорте, в трудовой и творческой деятельности, активистов общественной жизни и др., награждаем детей по результатам выполнения индивидуальной образовательной программы. (Бывают ребята слабенькие в учебе, неуверенные в себе, даже небольшие успехи таких ребят должны быть замечены и отмечены.)

***Какова роль родителей при работе с индивидуальными образовательными программами?

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

Родители, как я уже говорила, участвуют в собраниях по вопросам работы с образовательными программами, организацией индивидуальной образовательной траектории, формирования ключевых компетентностей. Участвуют в постановке целей и задач по управлению качеством обучения детей на новый учебный год.

Обязательно провожу индивидуальные встречи по результатам 1-4 четверти, чтобы определить конкретные шаги по достижению намеченного на следующую четверть.

Родители участвуют в

- итоговом родительском собрании совместно с детьми по подведению итогов выполнения образовательной программы ученика и класса;

- в организации открытой защиты образовательной программы, ее экспертизы;

- организации и проведении творческих отчетов по реализации образовательной программы;

- защите и презентации творческих работ обучающихся в рамках реализации образовательной программы.

Таким образом, эффективная работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями. Родитель ребёнка должен быть не учеником, не врагом классного руководителя, а другом, советчиком, единомышленником.


***Результаты работы.

Результатами всей этой работы можно назвать уровень обученности ребят, который на протяжении трех лет остается достаточно высоким.

(слайд уровень обученности в динамике)


Третий год мы всем классом участвуем в городской краеведческой программе «Люби и знай свой город и край». Вовлечены в эту программу все ребята: подбор материалов, их оформление, выполнение творческих заданий, конкурсные этапы во Дворце творчества детей и молодежи – каждому найдется дело по интересу и возможностям. И на протяжении всего этого времени наш класс на городских этапах конкурса занимает призовые места. На днях при подведении итогов работы за год команда класса получила Диплом «Лучшая команда года».

(слайд с достижениями)


Включаю обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные конкурсы и викторины. Ребята в нашем классе активно участвуют в международных конкурсах «Британский бульдог», «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» и др.

(слайд участие в конкурсах)


Совместно организуем и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

(слайд участие в предм. неделях )


Активно включены школьники в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

(слайд по занятости)


Ну и наконец, в пятом классе наполняемость была 28 человек, а сейчас у меня в классе 30 человек. Некоторые семьи за это время переехали, но ребята продолжают заниматься именно в нашей гимназии, это говорит о том, что чувствуют они себя здесь комфортно, так как уже добились определенных образовательных результатов.

(слайд)


В заключение хочу сказать, что работу с классом можно организовать по-разному. В нашем случае работа по индивидуальным образовательным программам дает хорошие результаты. Кто-то выбрал другой путь. Но, на мой взгляд, в любом случае классному руководителю нужно помнить о некоторых профессиональных секретах:

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.

При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.

Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха - она дает хорошие результаты. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будет потрачено напрасно.

Главное - найти, какое - либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе - интересно с ними.

Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети - родители - учитель - семья.

Дети в классе - это твоё отражение: старайся постоянно работать над собой. Главное - сохраняй молодость души на долгие годы, тогда легче будет понять юных.

И еще один секрет: я придерживаюсь девиза «Все творчески, иначе зачем?»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее