«Зимний фестиваль знаний 2025»

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Закрепить знания учащихся по синтаксическому разбору с обособленными членами предложения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема урока: «Синтаксический разбор предложения с обособленными членами»

Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому разбору с обособленными членами предложения.

Задачи:

Образовательная:

- отработать систему синтаксического разбора предложения;

- отработать правильную постановку знаков препинания при обособленных членах;

- отработать навык нахождения грамматического условия обособления;

Воспитательная:

- воспитывать культуру речи;

- поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая:

- развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся.

Тип урока: закрепление знаний и умений.

Ожидаемые результаты:

Ученики должны знать:

•  принцип синтаксического разбора предложений;  

• понятия об обособленных членах предложения.

Должны уметь:

•   находить обособленные члены предложения и расставлять знаки препинания при них.

Формируемые УУД:

Личностные: учащиеся более ответственно относятся к учебе, готовы к самообразованию, проявляют интерес к изучению темы «Синтаксический разбор предложений с обособленными членами».

Метапредметные: ребята могут самостоятельно определять цели своего обучения, определяют понятия, создают обобщения по данной теме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,  владение монологической и диалогической формой речи; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:  формулирование задач и целей урока; осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ход урока


  1. Организационный момент (приветствие, проверка наличия учебных принадлежностей и отсутствующих).

  2. Мотивация учебной деятельности, постановка целей и задач.

- Ребята, сегодня у нас один из завершающих уроков в блоке «Обособленные члены предложения». Скажите, пожалуйста, а какой темой традиционно заканчивается каждая большая тема в разделе «Синтаксис»?

- Верно, синтаксическим разбором.

- Синтаксический разбор каких предложений вы уже умеете делать?

- А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(учащиеся формулируют цель урока).

- Правильно, ребята, также вы сегодня попробуете самостоятельно конструировать предложения с обособленными членами, а для этого вам надо быть внимательными и активными.


  1. Актуализация опорных знаний и умений.

1.Опрос учащихся:

- Что такое синтаксический разбор?

- Что такое грамматическая основа?

- Назовите второстепенные члены предложения?

- Какие второстепенные члены предложения могут быть обособленными?


  1. Работа у доски.

Анализ предложений, данных на доске (работают три человека). Задание: вставить орфограммы, найти обособленные члены, способ их выражения, расставить знаки препинания, определить условия обособления, дать характеристику, построить схемы.


А) Длин..ая плотина обсажен..ая с..р..бристыми тополями замыкала пруд.


Б) Выходец из к..зачьей семьи Суриков с детства интересовался историей своего народа.


В) Под вечер вдоволь налюбовавшись ст...пным пр..вольем орлы попарно опустились на землю.


3. Индивидуальная работа

  1. Индивидуальные карточки (двое учащихся)

К – 1 (повышенный уровень)

Прочитайте предложения, найдите ошибки, запишите в исправленном виде. Выделите обособленные члены предложения.

А) Самолет приземлился на аэродром, вылетевший из Москвы.

Б) Старик присел отдохнуть на пенек, собиравший грибы.

К – 2 (простой уровень)

Перепишите предложения, найдите обособленные члены, подчеркните их.

А) Сильно устав, путешествен..ики все же упорно шли вперед.

Б) Смелый охотник, хорек нап..дает на животных и крупнее его.


4. С классом проводится фронтальный опрос:

- Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?

- Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

- Расскажите правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

- Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

(После опроса слушаются ответы учащихся, выполнявших задания на доске, учитель требует прочитывать предложение четко, проговаривая трудные места, называя главные члены предложения, второстепенные и вид обособления, характеристику предложений, подводит к тому, что дети добавляют в характеристику предложения то, что они осложнены обособленными членами).

- Вы уже хорошо знакомы с порядком синтаксического разбора простого предложения. Ну а если учесть, что на предыдущем уроке мы с вами завершили работу по теме «Предложения с обособленными членами», то сегодня наша основная задача научиться производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Что же нового добавится в порядке разбора? Для того, чтобы это выяснить, я предлагаю вам поработать самостоятельно с теоретическим материалом учебника на стр. 186.


5. Самостоятельная работа с учебником.

Знакомство с планом разбора на стр. 186. (Учитель в это время проверяет работу по индивидуальным карточкам).

- Что нового вы узнали из теоритического материала? (нулевая связка)

- Какие сведения мы должны добавлять, выполняя синтаксический разбор предложений с обособленными членами? (хар-ку предложений)

- Обратите внимание еще раз на образцы устного и письменного разборов. Все ли понятно?


ФИЗМИНУТКА, ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ


  1. Закрепление знаний, умений, навыков.


1. Первичное закрепление: коллективно, запись предложения под диктовку, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

(проговаривание разбора по плану).

Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня – белыми. (Простое, повествовательное; невосклицательное; двусоставное; распространенное; осложнено обособленным согласованным определением).

2. Работа с учебником. Тренировка в усвоении навыков выполнения синтаксического разбора.

А) Упражнение 330 стр.186 (выписать два предложения с обособленными членами, произвести их синтаксический разбор). Сильные учащиеся работают самостоятельно, остальные под руководством учителя.

Б) Тренировка речевых умений и навыков учащихся. Упражнение 331стр.186


V. Итог урока.

- Чему научились сегодня на уроке? Все ли у вас получалось?

Над чем еще нужно поработать? Довольны ли вы своей работой?

Выставление оценок за урок (Взаимооценивание и самооценивание).


VI. Домашнее задание.

Устно - теория стр. 186 (план разбора);

Письменно по выбору учащихся:

1. Выполнить упр. 331 (по заданию);

2. Составить текст, в который войдут предложения с обособленными членами разного вида, разобрать их, составить схемы.












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее