«Зимний фестиваль знаний 2025»

Синтаксическая роль наречий

Данная разработка поможет при планировании урока в 7 классе при изучении раздела "Наречия"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Конспект урока

Предмет: русский язык

МБОУ «ООШ № 100 им. С.Е.Цветкова», класс 7 «Б»

Ф.И.О. учителя: Комарова Виктория Борисовна

Программа, по которой работает учитель: русский язык, 7 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.


Тема урока: «Синтаксическая роль наречий»


Цель урока: углубить знания школьников о наречии, научить различать грамматические омонимы.

Задачи:

Обучающие

  • актуализировать знания учащихся о наречии как самостоятельной части речи;

  • актуализировать и проверить знания учеников об омонимии частей речи



Воспитательные

  • воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа товарища;

  • воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ;

  • формировать желание школьников говорить и писать правильно через комментирование ответов учащихся.

  • воспитывать интерес к урокам русского языка через использование разнообразных методов, приемов и средств обучения.

Развивающие

  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся при помощи устных ответов по предмету и выполнения письменных учебных заданий;

  • способствовать развитию умения полно, развернуто и аргументированно отвечать на вопросы учителя в процессе фронтального опроса, беседы на уроке;

  • способствовать развитию логического мышления учащихся в ходе работы с иллюстративным материалом урока (таблицами и т.д.)

  • развивать устную монологическую речь учащихся.




Использованная литература:

  1. Учебник: Русский язык 7 класс, автор С.И. Львова, В.В. Львов.

  2. Практикум по русскому языку: 7 кл. :пособие для учащихся/ С.И. Львова.

  3. Поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой.








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приложение

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, вводное, ведущее слова учителя

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Напоминаю, что меня зовут Виктория Борисовна.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему: Синтаксическая роль наречий

Метод: письмо

Прием: запись заголовочной части урока

Записи в тетради.



3 минуты

Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

Но перед тем как мы перейдем к изучению новой темы, обратите внимание на слайд и подумайте - с какой целью вам представлен материал? Почему выделены некоторые слова?

Везде ли выделены наречия?

Верно, это слова категории состояния, наречий и кратких прилагательных.

Какой вывод мы можем сделать?

Спишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы.

Прием: выразительное озвученное чтение языкового материала



Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное


Ясно утро, тихо веет свежий ветерок.

Пусто, одиноко со(н,нн)ое село, в..югами глубоко избы зан..сло. Мес..ц стоял высоко и ясно оз..рял окрес..ность. Из дебрей туманы не()смело родное з..крыли село. Звезды ночью весе(н,нн)ей нежнее, солов..и осторожно поют.


Выделенные слова не все являются наречиями. Это слова и категории состояния, и краткие прилагательные.

ПУСТО, ОДИНОКО – это краткие прилагательные, которые являются сказуемыми в предложении.



Вывод: не все то, что отвечает на вопросы наречия, является наречиями.



Изучение нового материала




















































Закрепление изученного материала.





























Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Итак, ребята! А сейчас переходим к теме нашего урока.

Откройте учебники на странице 55-ой. Прочитайте правило. Что нового вы узнали?








Метод: слово учителя

Прием: ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ,

ведущее слово учителя

Молодцы, ребята. Действительно, в русском языке некоторые наречия зависят от имен существительных и характеризуют предметы по месту, качеству.





















Организация письменной работы учащихся

Прием: Установка на запись языкового материала

Ребята, чтобы закрепить изученный материал, вам нужно открыть учебник на странице 55-ой. Ваша задача: придумать и записать предложения с каждым словосочетанием из рубрики: «Обрати внимание», выделяя ошибкоопасные места. Работать будем так: у вас есть 5 минут на подготовку. Затем, работаем по очереди у доски. Начиная с Кирилла, мы выходим к лоске, записываем по одному предложению и комментируем. Кто не понял? Приступаем.
 



Метод: беседа, слово учителя

Прием: элементов беседы и объяснительного слова учителя


Ребята, когда мы говорим о характеристике любой части речи, какие параметры мы должны отследить? 


Верно. Чтобы подробно в этом разобраться, выполним следующее задание: СРАВНИТЕ СЛОВА И ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО У НИХ ОБЩЕГО И КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА

На слайде:

1) взгляд веселеет;

2) весёлый взгляд;

3) весело взглянуть;


 







Оценочное слово учителя

Молодцы, ребята. Вы замечательно справились с заданием!


Ведущее, инструктирующее слова учителя

Ребята, чтобы закрепить полученные вами ранее знания, выполним следующее задание. На слайде текст. Ваша задача – списать его, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя графически написание наречий, определить их синтаксическую роль в тексте. Первые пять человек, выполнившие быстрей задание, подходят ко мне и показывают свою работу на отметку, остальные я проверю после сдачи тетрадей. Кто не понял?


Ох уж это наречие!
Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём в()первые. Всю жизнь оно меня преследует. « Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по()русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на()совесть, поступай по()товарищески, давай сдачу по()мужски», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца в()смятку или слышать о том, что тебя видят на()сквозь?
Другому хочется безудержно носиться вскач.., а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо..тихо листать книжные страницы, которых видимо..невидимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по()новому: весело, не()обыкновенно, а может быть, и по()прежнему кое()как.





Оценочное слово учителя

Результаты узнаете завтра.




Резерв: мы с вами делали уже однажды подобное задание на смекалку. Замените данные словосочетания одним словом:

Известно с давних пор – издавна

Очень хорошо выучить – назубок

Действовать украдкой – исподтишка

Перебивая друг друга – наперебой

Скосив глаза – искоса

Услышать первый раз – впервые


Молодцы! У вас всё получилось!




Обобщающее слово учителя

Итак, ребята. На первых этапах урока мы с вами не только вспомнили правила, изученные ранее, но и потренировались определять синтаксическую роль наречия в тексте.


Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное






Устные ответы учеников:













Слушание: детальное, неоценочное, рефлексивное





































Лексическое значение, грамматическое значение и синтаксическую роль в предложении




Общее: все эти слова называют одно и то же чувство, т.е. совпадают по лексическому значению, являются однокоренными.

Отличия: но «веселеет» называет чувство, изменяющееся во времени( веселеет- веселела- будет веселеть),т.е. как процессуальный признак. Это глагол.

«весёлый» и «весело» называют чувство как признак, не изменяющийся во времени, т. е. как непроцессуальный признак. Это прилагательное и наречие.










Ох уж это наречие!
Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. « Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо – невидимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как.
























  1. Известно с давних пор – издавна

  2. Очень хорошо выучить – назубок

  3. Действовать украдкой – исподтишка

  4. Перебивая друг друга – наперебой

  5. Скосив глаза – искоса

  6. Услышать первый раз – впервые










15 мин.




























20 мин.













Домашнее задание

Метод: слово

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

А сейчас запишите домашнее задание. Дома вам необходимо перечитать схему упражнения 481-го, повторить изученный в классе материал, а также выполнить упражнение 482-е. Кто не понял?










Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное

Образец записи в дневнике

Схема 481-го упражнения, упражнение 482-е.


2 минуты




Подведение итогов урока

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

А сейчас подведем итоги нашего урока

Метод: беседа

Прием: обобщающая беседа

Вопросы для обсуждения:

  1. Итак, что мы сегодня на уроке повторили?

  2. Что нового узнали?

.

Обобщающее слово учителя:

Действительно, ребят, Мы повторили омонимию наречий и кратких прилагательных.

Мы узнали, что в русском языке некоторые наречия зависят от имен существительных и характеризуют предметы по месту, качеству




Оценочное слово учителя (выставление отметок)

Заключительное слово учителя

Всем спасибо за работу! Урок окончен



Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное


Устные ответы учеников

Мы узнали, что в русском языке некоторые наречия зависят от имен существительных и характеризуют предметы по месту, качеству.


Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное



3 минуты


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее