Конспект урока
Предмет: русский язык
МБОУ «ООШ № 100 им. С.Е.Цветкова», класс 7 «Б»
Ф.И.О. учителя: Комарова Виктория Борисовна
Программа, по которой работает учитель: русский язык, 7 класс, С.И. Львова, В.В. Львов.
Тема урока: «Синтаксическая роль наречий»
Цель урока: углубить знания школьников о наречии, научить различать грамматические омонимы.
Задачи:
Обучающие
актуализировать знания учащихся о наречии как самостоятельной части речи;
актуализировать и проверить знания учеников об омонимии частей речи
Воспитательные
воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания устного развернутого ответа товарища;
воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ;
формировать желание школьников говорить и писать правильно через комментирование ответов учащихся.
воспитывать интерес к урокам русского языка через использование разнообразных методов, приемов и средств обучения.
Развивающие
совершенствовать устную и письменную речь учащихся при помощи устных ответов по предмету и выполнения письменных учебных заданий;
способствовать развитию умения полно, развернуто и аргументированно отвечать на вопросы учителя в процессе фронтального опроса, беседы на уроке;
способствовать развитию логического мышления учащихся в ходе работы с иллюстративным материалом урока (таблицами и т.д.)
развивать устную монологическую речь учащихся.
Использованная литература:
Учебник: Русский язык 7 класс, автор С.И. Львова, В.В. Львов.
Практикум по русскому языку: 7 кл. :пособие для учащихся/ С.И. Львова.
Поурочные планы по учебному комплексу В. В. Бабайцевой.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приложение |
Организационный момент | Метод: слово учителя Прием: приветственное, вводное, ведущее слова учителя Здравствуйте, ребята! Садитесь. Напоминаю, что меня зовут Виктория Борисовна. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему: Синтаксическая роль наречий | Метод: письмо Прием: запись заголовочной части урока Записи в тетради.
| 3 минуты |
Повторение изученного материала | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя Но перед тем как мы перейдем к изучению новой темы, обратите внимание на слайд и подумайте - с какой целью вам представлен материал? Почему выделены некоторые слова? Везде ли выделены наречия? Верно, это слова категории состояния, наречий и кратких прилагательных. Какой вывод мы можем сделать? Спишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы. Прием: выразительное озвученное чтение языкового материала
| Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Ясно утро, тихо веет свежий ветерок. Пусто, одиноко со(н,нн)ое село, в..югами глубоко избы зан..сло. Мес..ц стоял высоко и ясно оз..рял окрес..ность. Из дебрей туманы не()смело родное з..крыли село. Звезды ночью весе(н,нн)ей нежнее, солов..и осторожно поют. Выделенные слова не все являются наречиями. Это слова и категории состояния, и краткие прилагательные. ПУСТО, ОДИНОКО – это краткие прилагательные, которые являются сказуемыми в предложении.
Вывод: не все то, что отвечает на вопросы наречия, является наречиями.
|
|
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала.
| Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Итак, ребята! А сейчас переходим к теме нашего урока. Откройте учебники на странице 55-ой. Прочитайте правило. Что нового вы узнали?
Метод: слово учителя Прием: ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ, ведущее слово учителя Молодцы, ребята. Действительно, в русском языке некоторые наречия зависят от имен существительных и характеризуют предметы по месту, качеству.
Организация письменной работы учащихся Прием: Установка на запись языкового материала Ребята, чтобы закрепить изученный материал, вам нужно открыть учебник на странице 55-ой. Ваша задача: придумать и записать предложения с каждым словосочетанием из рубрики: «Обрати внимание», выделяя ошибкоопасные места. Работать будем так: у вас есть 5 минут на подготовку. Затем, работаем по очереди у доски. Начиная с Кирилла, мы выходим к лоске, записываем по одному предложению и комментируем. Кто не понял? Приступаем.
Метод: беседа, слово учителя Прием: элементов беседы и объяснительного слова учителя
Ребята, когда мы говорим о характеристике любой части речи, какие параметры мы должны отследить? Верно. Чтобы подробно в этом разобраться, выполним следующее задание: СРАВНИТЕ СЛОВА И ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО У НИХ ОБЩЕГО И КАКОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ СЛОВА На слайде: 1) взгляд веселеет; 2) весёлый взгляд; 3) весело взглянуть;
Оценочное слово учителя Молодцы, ребята. Вы замечательно справились с заданием!
Ведущее, инструктирующее слова учителя Ребята, чтобы закрепить полученные вами ранее знания, выполним следующее задание. На слайде текст. Ваша задача – списать его, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя графически написание наречий, определить их синтаксическую роль в тексте. Первые пять человек, выполнившие быстрей задание, подходят ко мне и показывают свою работу на отметку, остальные я проверю после сдачи тетрадей. Кто не понял?
Ох уж это наречие!
Оценочное слово учителя Результаты узнаете завтра.
Резерв: мы с вами делали уже однажды подобное задание на смекалку. Замените данные словосочетания одним словом: Известно с давних пор – издавна Очень хорошо выучить – назубок Действовать украдкой – исподтишка Перебивая друг друга – наперебой Скосив глаза – искоса Услышать первый раз – впервые
Молодцы! У вас всё получилось!
Обобщающее слово учителя Итак, ребята. На первых этапах урока мы с вами не только вспомнили правила, изученные ранее, но и потренировались определять синтаксическую роль наречия в тексте.
| Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное
Устные ответы учеников:
Слушание: детальное, неоценочное, рефлексивное
Лексическое значение, грамматическое значение и синтаксическую роль в предложении
Общее: все эти слова называют одно и то же чувство, т.е. совпадают по лексическому значению, являются однокоренными. Отличия: но «веселеет» называет чувство, изменяющееся во времени( веселеет- веселела- будет веселеть),т.е. как процессуальный признак. Это глагол. «весёлый» и «весело» называют чувство как признак, не изменяющийся во времени, т. е. как непроцессуальный признак. Это прилагательное и наречие.
Ох уж это наречие!
|
15 мин.
20 мин.
|
Домашнее задание | Метод: слово Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя А сейчас запишите домашнее задание. Дома вам необходимо перечитать схему упражнения 481-го, повторить изученный в классе материал, а также выполнить упражнение 482-е. Кто не понял?
|
Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное Образец записи в дневнике Схема 481-го упражнения, упражнение 482-е. |
2 минуты
|
Подведение итогов урока | Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя А сейчас подведем итоги нашего урока Метод: беседа Прием: обобщающая беседа Вопросы для обсуждения:
. Обобщающее слово учителя: Действительно, ребят, Мы повторили омонимию наречий и кратких прилагательных. Мы узнали, что в русском языке некоторые наречия зависят от имен существительных и характеризуют предметы по месту, качеству
Оценочное слово учителя (выставление отметок) Заключительное слово учителя Всем спасибо за работу! Урок окончен
| Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное
Устные ответы учеников
Мы узнали, что в русском языке некоторые наречия зависят от имен существительных и характеризуют предметы по месту, качеству.
Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное
| 3 минуты |