ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Сила.
Цели урока:
- ввести понятие силы как физической величины, характеризующей действие одного тела на другое; научить изображать силу на рисунке, измерять значение силы;
- продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
- продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения материала.
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: динамометр демонстрационный, набор грузов, динамометры лабораторные, бруски.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
На прошлом уроке мы рассмотрели вопросы, связанные с взаимодействием тел. Вы наблюдали различные виды взаимодействия тел.
Так что же происходит, когда одно тело действует на другое?
- скорость его движения изменяется.
Одинаково ли изменяется скорость различных тел при взаимодействии?
- скорость движения тела меняется тем больше, чем меньше его масса (и наоборот).
Итак, сейчас, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд:
1. Величина, показывающая путь, пройденный телом в единицу времени;
2. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел;
3. Учёный, давший ответ на вопрос как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела;
4.мера инертности тела - это…
(по вертикали - СИЛА)
Слово сила использует каждый человек, порой в самых неожиданных сочетаниях: знание-сила, самый сильный, был сильный мороз, говорят и о силе ума, силе веры, силе традиций, силе воли, силе духа, силе привычки, силе чувства.
Представление о силе возникло у людей ещё в глубокой древности. Однако физическое понятие силы в корне отличается от хорошо знакомого физиологического ощущения силы.
Начнём знакомство с новой физической величиной-силой.
II.Изучение нового материала
1.Изменение скорости тела всегда обусловлено действием на него другого тела, с которым оно взаимодействует.
Так что, ребята, является мерой взаимодействия тел?- сила.
Теперь слова действие одного тела на другое мы будем заменять словами: на тело действует сила или к телу приложена сила.
Таким образом, влияние другого тела, вызывающее изменение скорости, называется силой, действующей на тело.
Чтобы за одно и то же время одинаково изменить скорости движения разных тел, требуются различные силы, следовательно, числовое значение силы может быть больше или меньше.
Сила - физическая величина.
2.Сила- причина изменения скорости.
Каждое взаимодействие описывают с помощью двух сил: к каждому из двух тел приложена сила со стороны другого тела.
Как узнать, что на тело действует сила?
Для этого служат признаки действия силы: изменение скорости или направления движения тела и изменение формы или размеров тела.
Под действием силы может измениться скорость не только всего тела в целом, но и отдельных его частей (деформация).
Проведём опыт. Линейка лежит горизонтально на двух подставках. Если на середину линейки подействовать с некоторой силой, то средняя часть линейки придёт в движение. При движении линейка прогибается-деформируется. Если на середину линейки поставить гирю, середина перемещается больше, чем края.
3.Сила, как и скорость, величина векторная. Что это значит?
Кроме числового значения имеет ещё и направление.
Сила - векторная величина.
Действие силы на тело зависит от точки приложения силы.
Так чем же, ребята, характеризуется (или от чего зависит) действие силы на тело?
значение![]()
направление
точка приложения
Демонстрация точки приложения силы: тетрадь потянуть к себе за уголок - вращательное движение, потянуть за центр стороны, обращённой к нам,- поступательное, прямолинейное движение.
4.На основании того, что сила- причина изменения скорости дадим определение единице силы. За единицу силы принята сила, которая за 1с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 метр в секунду.
В Международной системе единиц сила измеряется в ньютонах.
1 Н – сила, под действием которой тело массой 1 кг каждую секунду изменяет свою скорость на 1 метр в секунду.
1 кН = 1000Н
Единица силы названа в честь великого английского физика Исаака Ньютона (1643-1727), дворянина, который божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов…
Ему посвящены следующие строки:
Разумом он превосходил род человеческий…
Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого.
По словам академика Вавилова: На всей физике лежал отпечаток его мысли; без Ньютона наука развивалась бы иначе.
Открытые Ньютоном основные законы движения тел изучают взаимодействия, обусловленные силами тяжести, силами упругости, силами трения. Изучению каждой из этих сил будет посвящён в дальнейшем отдельный урок.
III.Закрепление
1.Как же измеряют силы?
Для измерения сил используют специальные приборы-динамометры, которые имеют разные конструкции (динамис - сила, метрео - измеряю).
Перед вами демонстрационный динамометр. Как любой измерительный прибор динамометр снабжён шкалой.
Давайте вспомним. Как определить цену деления шкалы прибора?
Итак, ЦД = 1Н. Подвесим к крючку динамометра груз массой 102г.
Стрелка остановится на делении 1Н.
Если подвесить три одинаковых грузика (общей массой 306г), то стрелка прибора покажет 3Н. По растяжению пружины мы судим о силе.
На ваших столах находятся лабораторные динамометры. Ваша задача определить цену деления прибора, указать предел измерения и, прикрепив к крючку динамометра брусок, определить положение стрелки и соответствующее ей значение силы.
Итак, ЦД =? Н, F max =? Н, F =? Н.
Что легче: сдвинуть тело с места или поднять его? Поэкспериментируйте.
Каков результат?
2.На чертежах силу, как и другие векторные величины, изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце. Начало стрелки совпадает с точкой приложения силы, направление стрелки указывает направление силы, а длина стрелки в заданном масштабе
соответствует числовому значению силы.
В большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна, а сразу несколько сил. И тогда можно заменить несколько сил, приложенных к телу, одной силой, равноценной по своему действию этим силам. Ее называют равнодействующей сил, приложенных к телу.
Рассмотрим пример. На тело действуют две силы: 4Н и 6Н, направленные в противоположные стороны. Изобразим эти силы графически, выбрав масштаб. Равнодействующая этих сил, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.
R = 2H
А если силы направлены в одну сторону?
Равнодействующая сил направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил.
R = 10H
3. В каком состоянии будет находиться тело под действием двух равных, противоположно направленных сил? Чему равна равнодействующая этих сил? R = 0 - тело находится в покое.
Вспомните басню Крылова – Лебедь, рак и щука: «Когда в товарищах согласья нет…»
Что же в результате? «…А воз и ныне там»
Но это не о нас, потому что сегодня на уроке вы изучали какую физическую величину?
Что характеризует сила?
От чего зависит действие силы на тело?
Что принимают за единицу силы и как она называется?
Как силу изображают на чертежах?
Прибор для измерения силы называется?
IV.Подведение итогов урока
Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.


V.Домашнее задание:
§13 упр.5(1,2)


