(для родителей)
Если ребёнок слишком много смотрит
телевизор!
Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку осмыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, часто эти игры носят агрессивный, шумный и опасный характер.
Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответствует действительности.
Как предотвратить проблему!
Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы познакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач прогулкой, совместной игрой, чтением и т.д.
Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, что понял в телепередаче, высказывайте своё мнение, подкреплённое примерами из жизни, вашей или ваших знакомых.
Ребёнок должен ясно осознавать, что жизнь на экране — это не настоящая жизнь, телевизор не должен заменять ребёнку живое общение с взрослыми и сверстниками.
Если ребёнок сосёт палец!
Для детей меньше четырёх лет это не является тревожным симптомом, на него просто не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших детей это считается проблемой, так как значительно увеличивает риск зубных аномалий. Если ребёнок, который сосёт палец, страдает ещё какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, психологическими проблемами.
Как предотвратить проблему.
По возможности оберегайте ребёнка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.
Если ребёнок подвергся стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите сформулировать словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.
Предоставьте больше возможности для творчества — рисования, лепки, игры. Предложите изобразить то, что его беспокоит.
Как справиться с проблемой, если она есть.
Все привычки, которые действуют на ребёнка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение, быть спокойным и последовательным. Когда ребёнок начнёт сосать палец, отвлеките его чем-то, таким же «успокоительным» - предложите большую мягкую игрушку, красивую яркую подушку, включите сказку или приятную музыку.
Когда вы видите, что ребёнку некоторое время удаётся не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты молодец, так как сам можешь так долго держать палец подальше ото рта».
Так как привычки — это чаще всего неосознанные действия, ребёнок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.
Если ребёнок дразнится и ругается!
Эта проблема представляет определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети будут ругаться ещё больше.
Не стоит считать, что всё плохое дошкольники получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше, просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своём опыте.
Как предотвратить проблему.
Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например:мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т. д.
Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по -человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».
Как справиться с проблемой, если она есть.
Сначала нужно разобраться, почему малыш говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может чуть автоматическая реакция на обиду или злость — ребёнок видит, что взрослые поступают именно так.
Если ребёнок ищет внимания и власти — полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети жалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Сделайте, пожалуйста также». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребёнок именно этого и добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.
Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть людей, которые находятся рядом и слышат их.