«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Шахматная фигура Ферзь»

  1. Дать понятие о ферзе, познакомить с общими принципами ходов ферзя.

  2. Способствовать формированию логического мышления, умению осмысливать свои действия.

  3. Воспитывать у учащихся настойчивость, волю, уверенность в своих силах, прививать любовь к шахматам.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки



План

конспект открытого занятия по теме "Ферзь"
Год обучения
: 1-й
Тема занятия:
 «Ферзь»
Методическая цель:
«Совершенствование умения игры в шахматы через игровую практику»


Цели

  1. Дать понятие о ферзе, познакомить с общими принципами ходов ферзя.

  2. Способствовать формированию логического мышления, умению осмысливать свои действия.

  3. Воспитывать у учащихся настойчивость, волю, уверенность в своих силах, прививать любовь к шахматам. 

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Методы и приемы: показ, демонстрация, беседа, объяснение, самостоятельная работа, работа в парах, игровая практика, диаграммы. 

Наглядность и оборудование: интерактивная доска, демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат, демонстрационные карточки для игры, диаграммы. 


Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята! У нас сегодня необычное занятие. К нам на урок пришли гости. На этом уроке вы будете моими помощниками.


2.Постановка цели урока.

На уроке мы познакомимся с новой фигурой, но с какой я пока говорить не буду.


3.Актуализация знаний.

А сначала проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

Игра «Вопросы шахматной шкатулки» (презентация) 

У меня в руках шахматная шкатулка. В этой шкатулке есть вопросы. Я их прочитаю. На эти вопросы вы должны дать правильный ответ. 

Итак, начинаем.

  • Назови и покажи 4 центральных поля.

  • Назови и покажи поля второй горизонтали.

  • Назови поля диагонали.

  • Какого цвета поле а1 (угловое поле слева – снизу черное).

  • Белых полей на шахматной доске больше, чем черных (нет).

  • Ладья оценивается в 5 очков (да).

Ладья напоминает крепостную, неприступную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях – лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура превратилась в ладью.

  • Рокировка не является обязательной (да).

  • Король не может стоять рядом с другим королем (да).

Король. В сказочном царстве король всегда был главным героем. В шахматном царстве в каждом войске королей по одному: черный и белый. В честь короля Шаха игра стала называться шахматами.

  • Шах – это безвыходное положение для короля (нет).

  • Король – самая сильная шахматная фигура (нет).

  • Шахматное поле состоит из 80 клеток (нет).

  • Если проиграешь, не стоит расстраиваться (да).

  • Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться  (да).

4.Объяснение нового материала.


Решение кроссворда на интерактивной доске.

1. Что находится на шахматной доске. 

2. Назовите самую слабую фигуру.

3. Что делают ладья и король одновременно.

5. На математике и в шахматах решают…

6. Какая шахматная фигура связана с морем.


1. ф и г у р а

2. п е ш к а

3. р о к и р о в к а

4. з а д а ч а

5. л а д ь я


Правильно ли мы разгадали кроссворд?

Из букв составляется слово «ферзь».

Где слышали это слово? Что оно означает? 



1) Ферзь (перс. — визирь, советник;— самая сильная шахматная фигура). Считается, что материальная ценность ферзя равна 8-9 пешкам. Таким образом, он по силе превосходит ладью и лёгкую фигуру, уступает двум ладьям и примерно равен трём лёгким фигурам. В начале игры белый ферзь занимает поле d1, а чёрный — d8.

2)В современных шахматах ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, объединяя возможности ладьи и слона (при условии, что на его пути нет фигур). Находясь на одном из центральных полей, ферзь может атаковать до 27 полей одновременно, в углу доски — до 21 поля.

В далёком прошлом шахматы по своим правилам существенно отличались от современных. Одной из самых неприметных фигур был ферзь. Он ходил лишь на соседнее поле по диагонали. Неприятельские ферзи, подобно разноцветным слонам, никогда друг с другом не встречались, а короли легко избегали мимолётных угроз, выбирая недоступные для ферзя поля.

Так шли века, пока безвестный реформатор вдруг не спросил: «А чем собственно, 

ферзь занимается?» И всем стало ясно, что ферзь - бездельник. Тогда его превратили в самую деятельную фигуру, заставив работать за ладью и слона вместе взятых. «Ферзь всяческая» - такое название получила новая шахматная фигура в нашей стране.

Прочитайте высказывание «Без ферзя король беззащитен».

 Как вы его можете объяснить?

- Ферзь – самая сильная шахматная фигура.

- Итак, с какими правилами мы сегодня будем знакомиться? (с правилами ферзя). 


Физкультминутка (движения шахматных фигур)

Дидактическая игра.

  1. Игра «Волшебный мешочек». Какая фигура в мешочке? Определить на ощупь.

  2. Игра «Найти фигуру». Найти определенную фигуру в мешочке на ощупь.

  3. Игра со словами (на карточках). Какие шахматные фигуры скрываются в этих словах?

  4. Загадки.

1. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)

- Сколько шахматных фигур всего? (32)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных)

- Сколько клеток на шахматной доске? (64)

3. Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла. (Пешка)

- Как ходит пешка?

4. Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? (Конь)

5. Гладкий люблю я, расчищенный путь.

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)

- Так как же ходит король? (На любое соседнее поле)


5.Закрепление нового материала. Игровая практика

Ученики расставляют фигуры и начинают играть. Преподаватель объясняет правила игры.

- постарайтесь применить те правила ферзя, с которыми вы познакомились. 


6.Решение задач «Мат в два хода» (на интерактивной доске)


7.Подведение итогов занятия

  • Самым интересным было ….

  • Самым трудным было…

  • Я узнал, что….

  • Я научился…

  • Мне еще надо учиться…

  • Отмечаю активных учеников. 

8.Домашнее задание.

Разыграть с родителями 1-2 положения игр «Захват контрольного поля» и «Ограничение подвижности».

- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! До новых встреч!













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее