ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №35 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КИРОВСКОЕ ШАХТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Семинар-практикум
«Повышение профессиональной компетенции педагогов в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Подготовил воспитатель:
В. Ю. Миколюк
Задачи
Совершенствовать приемы и методы социально-личностного развитиядетей дошкольного возраста, умениеприменять полученные теоретическиеи практические знания в своей профессиональной практике. Способствовать расширению коммуникативно-речевых умений педагогов, навыков успешного общения. Развивать творческие способностипедагогов.
Ход
Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас сегодня на нашем семинаре-практикуме, который посвящен проблемам изучения социально-личностного развития дошкольников. Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умения применять их в своей педагогической деятельности. Итак, мы начинаем!
1.Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я в свободное время люблю».
– Правила данной игры: по кругу мы передаём мяч. У кого в руках мяч,
продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю…» .
Притча.
Я предлагаю вам послушать притчу.
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах”.
Общение важная составляющая жизни каждого человека.
Теоретико-практическая часть.
Педагогам предлагается просмотр мультфильма «Мораль» из цикла «Смешарики: Азбука доброжелательности». В мультфильме о смешариках отражены проблемы, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Мультипликационный герой говорит: «Любую совместную работу нужно правильно организовать. Хорошая совместная работа поважнее любой сказки будет. Сообща – значит лучше». Что же такое сотрудничество». Как правильно его организовать? Как формировать социально-коммуникативную компетентность дошкольников? Какие технологии использовать?
1). Социально-коммуникативная компетентность.
Разработчики ФГОС делают акцент на социализацию детей:
«Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе».
Умение выстраивать отношения со сверстниками развивается в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом дальнейшего развития личности ребенка. Давайте подумаем, что является положительным показателем во взаимодействиях ребенка с окружающими?
2. Вопросы для педагогов:
Как ребенок должен относится к себе? (Позитивно, ребенок должен иметь положительное представление о собственном «я»: кто я? Какой я?)
Что должен испытывать ребенок, когда решает разнообразные задачи? (Быть уверенным в себе, верить в свои силы, чувствовать поддержку).
Какую позицию должен занимать ребенок в системе взаимодействия с другими детьми? (Ребенок должен побывать в разных позициях: руководитель, подчиненный, равноправный партнер).
Каким должно быть отношение ребенка к партнеру по совместной деятельности? (Дружелюбным, добрым, открытым).
Как ребенок должен реагировать на действия других детей, в том числе недружелюбные? (Не бояться, реагировать спокойно).
Что лежит в основе взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми? (Уважение).
Какие умения нужно сформировать у ребенка, чтобы он мог сотрудничать? (Умение уважительно относиться к окружающим; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; понимать их эмоциональное состояние).
Отвечая на вопросы вы перечислили основные составляющие социально-коммуникативной компетентности, которая формируется в рамках социально-коммуникативного развития ребенка.
Педагогам предлагается, назвать слово, которое ассоциируется с понятием «сотрудничество». Участники не могут повторять уже названные слова.
Вы подобрали слова наиболее близкие к понятию «сотрудничество». Существует много определений данному понятию. Например, сотрудничество – один из типов взаимодействия индивидов, возникающий в совместной деятельности, при котором участники:
Осознают общую цель;
Планирую процесс ее достижения;
Распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера;
Осуществляют взаимоконтроль;
Несут коллективную ответственность за полученный результат. Сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности.
3). Самодиагностика.
Предлагаю, провести самодиагностику и определить с чего нужно начинать работу по формированию социально-коммуникативной компетентности у детей.
Вопросы для педагогов:
Взаимодействие и сотрудничество – это одно и то же? Обоснуйте. Сотрудничество подразумевает объединение интеллектуальных или физических сил для получения некоего результата, достижение которого будет в чем-то необходимо всем сотрудничающим сторонам. Взаимодействие же означает лишь то, что двое или более людей находятся в физическом, интеллектуальном или эмоциональном контакте. Но при том, это отнюдь не всегда подразумевает объединения усилий, а может, напротив, быть борьбой или соперничеством.
С какого возраста можно целенаправленно обучать детей сотрудничеству? (Целенаправленно обучать детей сотрудничеству можно с трёх лет, так как в этом возрасте ребёнок способен к установлению сотрудничества со взрослым: принятию общей цели, распределению обязанностей, соотнесению результата и цели.)
Обоснуйте.
В каких видах деятельности можно организовывать взаимодействие детей с целью развития у них социально-коммуникативных навыков?
(Коллективную деятельность, организованную образовательную деятельность (занятия), Опытно-экспериментальную деятельность, игровую деятельность, театрализованные игры, сотрудничество с семьёй).
Игра «Микрофон». Педагогам предлагается муляж микрофона. В произвольном порядке им предлагается передавать «микрофон друг другу и рассказать о проблемах, с которыми они сталкиваются, используя технологию сотрудничества.
Итак, проблемы, которые возникают при организации образовательной деятельности на основе технологии сотрудничества, связаны со следующими причинами:
Задания, которые педагоги дают детям на занятиях, фактически не предусматривают возможности для их совместного выполнения;
Преобладают фронтальные формы организации дошкольников;
Совместная деятельность строится по принципу: воспитатель показывает образцы взаимодействия, дети повторяют, не осознавая смысл сотрудничества; Педагоги не уделяют должного внимания формированию групп для совместной деятельности, что вызывает эмоциональные переживания у детей;
Исполнительская модель, отсутствие взаимосвязи между формами организации воспитанников на занятии препятствует формированию опыта детского сотрудничества
Назовите универсальное средство социально-личностного развития и воспитания дошкольников.
Ответы участников.
Да, это игра. Дошкольный возраст считается классическим возрастом для игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя поначалу просто рядом, а потом объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними, которые в свою очередь имеют большое значение в формировании психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Психологический практикум
Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Дети должны понимать, что можно сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Вашему вниманию предлагаю одну из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников — коммуникативную игру.
Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей, эмоциональной сферы. Особо важно, что с помощью этих игр у детей: ™ снимаются телесные зажимы; ™ происходит эмоциональная разрядка; ™ развиваются воображение, мимика и жестикуляция; ™ активизируется внимание; ™ проявляются навыки правил поведения;™ повышается самооценка.
Работу по социально – коммуникативному развитию условно можно подразделить на 4 блока, которые включают в себя:
игры, направленные на сближение детей друг с другом;
игры для развития эмоций;
игры на социальное восприятие в процессе взаимодействия детей друг с другом;
игры на развитие коммуникативных навыков.
Также в работе используются:
чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживании;
нравственно – этические беседы.
Обсуждение педагогических ситуаций
Коммуникативные игры
Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст: от 4 лет.
Оборудование: клубок ниток.
Дети (педагоги) садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку (педагогу) клубочек, при этом произносит начало фразы:
— Когда я вырасту, я буду…
— Мне скучно, когда…
— Не люблю, когда…
— Самое интересное — это…
— Мой лучший друг…
— Мне нравится…
— Взрослые не любят, когда…
— Летом я люблю…
— Когда я пойду в школу…
— Мама сердится, если…
— Мое самое любимое дело —это…
— Мама всегда хвалит за…
— Зимой лучше всего…
Ребенок (педагог) ловит клубочек, наматывает нитку на палец, заканчивает фразу и произносит начало другой фразы, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок (педагог) затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий. Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходств найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.