Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда»
Семинар - практикум
«ФГОС ДО: методы эффективного
взаимодействия с детьми»
Подготовил: старший воспитатель высшей квалификационной категории Акимова Н.В. |
Волгоград, 2017
Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.
Задачи:
определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;
помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками»;
повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.
Предполагаемый результат: Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Методы эффективного взаимодействия с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.
Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.)
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает.
А так же готов: поддержать, усложнить игру, вовремя предложить и добавить необходимый материал, выслушать вопросы, дать дополнительную информацию.
Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни.
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями:
-путем опыта - это самый горький путь,
-путем подражания – это самый легкий путь,
-путем размышления – это самый благородный путь».
Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.
Упражнение «Представление»
Нашу работу мы начнем с того, что я попрошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».
(ответы записываются на ватмане, прикрепленному к мольберту)
Игра «Паровозики»
Инструкция: «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты - это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза - проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.
Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?
Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция - вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.
Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:
Демократический
Либеральный
Авторитарный
Результаты анкетирования «Стиль педагогического общения»
Участники делятся на 3 группы, которым выдается «Модели взаимодействия педагогов с детьми», необходимо зачитать и определить к какому стилю педагогического общения они относятся. Время на подготовку 3 минуты.
Модели взаимодействия педагогов с детьми
| 1 | 2 | 3 |
Цель | Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками. Акцент на организационно-деловую, обучающую и дисциплинирующую сторону педагогического процесса и его результативность. | Учитывать желания детей. Педагог легко подчиняется противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
| Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, развитие индивидуальности. Акцент на воспитание у детей определенных нравственных качеств и черт характера. |
Лозунг | Делай, как Я | Делай, как хочешь | Сделаем ВМЕСТЕ |
Способы взаимодействия | Наставления, разъяснения, запрет, требование, нотация. | Уход за ребенком, наблюдение. | Принятие, понимание, поддержка. |
Тактика | Диктат, опека, жесткая дисциплина. Высокая степень контроля. Опора на интеллектуальные возможности детей. | Максимум свободы, минимум контроля | Сотрудничество, совет, просьба, побуждение к действию, предложение, «опосредованное» требование. Опора на положительное в личности ребенка. |
Роль | Педагог - начальник Взаимодействие строится «от педагога» | Педагог-миротворец Взаимодействие строится с учетом интересов детей и их взаимоотношений | Педагог-партнер Взаимодействие строится «от ребенка» |
Организация | Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети - только исполнители. | Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляя нерешительность и колебания. Непоследователен в предъявлении требований к детям. | Разъясняет вводимые правила поведения, оценки. Учит управлять своим поведением, принимать решения. Предоставляет возможность проявить самостоятельность, поощряет ответственность детей |
Позиция по отношению к ребенку | НАД ребенком (давление) | РЯДОМ, но НЕ ВМЕСТЕ (приспособление) | ВМЕСТЕ с ребенком ( равноправные отношения) |
Отношение к своим ошибкам | Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Попытается «спустить дело на тормозах», замаскировать допущенные им ошибки. | Не боится признавать свои ошибки, не придает этому особого значения. | Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно. |
Отношение к детям | Сухость в обращении с детьми. Слабый интерес к ребенку как к личности. Избирательно относятся к детям. Есть «любимчики», гордость группы и «неспособные», «серая масса» | Открыт для общения с детьми, предоставляет им много свободы. | Доброжелательное и ровное отношение ко всем воспитанникам |
Оценка детей | Низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Поддержку получают послушные, умные дети. | Ситуативен и непоследователен в оценочных высказываниях в адрес детей. Переоценивает их возможности. | Оценка объективная, «поддерживающая», стимулирующая дальнейшее развитие. Эмоциональная поддержка всегда, как бы ни поступили дети |
Ожидания | Беспрекословное послушание и повиновение. Желания детей для него мало значат. | Находится во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда ему удается. В связи с этим часто непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен. | Ждет эмоционального отклика, общения, проявления индивидуальности. Учитывает желания и интересы детей, особенности их взаимоотношений. |
Я вас благодарю за совместную работу
И сейчас вашему вниманию я хочу предоставить небольшой мультфильм «МОЯ ЖИЗНЬ», который будет служить эпиграфом к нашей дальнейшей с вами работе.
Что вы можете сказать, просмотрев мультфильм?
С кем можно сравнить поросенка?
Нравиться ли ему его жизнь? Почему?
Какую фразу он произнес в конце?
«Я бы хотел быть тем, кто я есть, потому что это мой мир и я в нем живу»
Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.
Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы взаимодействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми разного темперамента и возраста.
В рамках реализации ФГОС ДО на первый план выходит не воспитательное воздействие, когда ребенок выступает как пассивный объект воздействия педагога, а взаимодействие.
Начинающие педагоги порой рассматривают общение как просто разговор воспитателя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника.
«Я убежден, - писал Антон Семенович Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться».
Педагогам предлагается 4 возраста детей и формы общения. Необходимо соотнести возраст и форму общения ребенка со взрослым (на мольберте). Затем вместе с педагогами выявляем правильность ответов.
В зависимости от того, что мотивирует ребенка к общению можно выделить основные формы общения ребенка с взрослым:
ситуативно-личностное;
ситуативно-деловое;
внеситуативно-познавательное;
внеситуативно-личностное.
(Проверяем правильность ответов при помощи таблицы.)
Возраст ребенка | Форма общения ребенка с взрослым |
До 2х лет | ситуативно-личностное |
С 2х до 3х лет | ситуативно-деловое |
С 3х до 5 лет | внеситуативно-познавательное |
С 6-7 лет | внеситуативно-личностное |
Ситуативно - личностная форма. Несмотря на то, что ребенок еще не может быть инициатором общения, однако он способен улавливать эмоционально-окрашенную речь взрослых. Именно поэтому внимание и забота взрослых вызывают у детей радостные переживания, а агрессивность и злость - отрицательные эмоции и чувство страха.
Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности - игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
Внеситуативно - познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.
Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не только предметный мир, но и мир людей.
Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.
В зависимости от вида совместной деятельности педагога с детьми существуют различные методы взаимодействия с ними.
Мне хотелось бы поговорить о самых распространённых видах совместной деятельности и формах взаимодействия с детьми.
Виды совместной деятельности:
Взаимодействие в игровой деятельности;
Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности;
Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода.
(Педагоги делятся на 3 группы. Каждой группе раздаются перфокарты, для работы.)
Необходимо по полному описанию взаимодействия с детьми при различных видах деятельности заполнить таблицу. Один человек от группы выступает. Время подготовки 5-7 минут. Время выступления 2 минуты.
Эффективность взаимодействия
Для педагога | Для ребенка | Для какого возраста наиболее эффективно | Позиция педагога активная или пассивная | Примечание | Упражнение «Представление» (подходит ли какое – нибудь выражение, из ранее сказанных к вашему виду совместной деятельности) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее эффективны в работе с детьми косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.
Взаимодействие при игровой деятельности;
Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры.
Чтобы дети могли претворить в играх разнообразные замыслы, воспитатель должен большое внимание уделять формированию у них способов реализации задуманного. У большинства детей хорошо сформированы предметные способы отображения окружающего в игре, поэтому воспитатель лишь поощряет их за интересную выдумку в выборе предметного способа решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатель изменяет формы активизирующего общения, он больше разговаривает с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью задает детям вопросы по содержанию игры.
В игровой деятельности детей должна просматриваться последовательность и систематичность, иначе построить диалог с детьми будет сложно и даже проблематично. Игра для педагога – это время для наблюдения за детьми, их действиями, словами, общением со сверстниками. Он должен анализировать игровые замыслы детей, увидеть их переживания. Только в этом случае он сможет правильно скорректировать игру и не нарушит ее ход, а значить органично будет взаимодействовать с детьми.
Воспитатель на игровые занятия должен приходить с заготовками нескольких игр, для того чтобы дать подумать над темой игры и предоставить детям сделать выбор самостоятельно. Умело помочь остановиться на самой интересной. Это развивает их инициативу. Педагог вовремя должен увидеть потерю у детей интереса к игре и своими действиями поддержать его. Можно задействовать новые персонажи, изменить тактику игры, дать возможность детям самим предложить продолжение игры по их сюжету. А порою и воспитателю стать полноправным участником игры, это очень «заводит» дошколят и делает отношения между ними более близкими.
Совместная игра с взрослым может быть игрой-придумыванием. Чтобы такая игра не вылилась в индивидуальное придумывание каждого участника, начинать ее нужно не на пустом месте, а с известного какого-то сюжета. Дополнение игры делать на основании новых сюжетных событий, предложенных детьми и вовремя остановить детские фантазии, чтобы не сделать игру бесконечной. Умелое руководство педагога сделает его желанным участником любых игр, а сам процесс игры принесет полноценные плоды в развитии дошкольника.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности
Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи.
Совместную деятельность воспитателя с детьми надо организовать так, чтобы появилась особенная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребёнку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребёнка вопрос, когда дошкольник оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. Особенно выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод.
Организация дискуссий стимулирует поиск правильного решения. Необходимость объяснить способы действия товарища включает всех детей в процесс решения задачи (даже в тех случаях, когда ребёнок практически не действует). Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, что бы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется. Одновременно возникает и деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию, и в процессе решения игровой или практической задачи, помогают друг другу.
Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги …»
Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание педагог должен уделять неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять свою ошибку и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребёнка. Организация непосредственно образовательной деятельности должна способствовать тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем в воспитании.
Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением:
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
Роль детского сада в гендерном воспитании очень важна, но все же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.
К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.
А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Игра «Солнышки».
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Я дарю вам сегодня такие солнышки, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»
Заключение. Подведение итогов работы.
Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог - прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями. А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар - практикум подошел к концу, всем спасибо!
Схема семинара – практикума для педагогов ДОУ
«ФГОС ДО: методы эффективного
взаимодействия с детьми»
Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности.
Задачи:
определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;
помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками»;
повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.
Упражнение «Представление»
Цель: определить особенности установки педагогов на воспитание детей.
Игра «Паровозики»
Цель: Создать мотивацию на обсуждение вопросов ответственности педагога и его влияния на ребенка.
Модели взаимодействия
Цель: Определить наиболее эффективную модель взаимодействия. Выявить влияние педагогического стиля на формирование личностных качеств воспитанников.
Просмотр мультфильма «Моя жизнь»
Цель: Выявить умение анализировать смоделированные ситуации.
Формы общения ребенка с взрослым
Цель: Выявить умение выделять основные формы общения ребенка с взрослым в зависимости от возраста.
Виды совместной деятельности и эффективные формы взаимодействия с детьми.
Цель: Выявить умение педагогов отбирать наиболее эффективные формы взаимодействия с детьми.
Игра «Солнышко»
Цель: Создание позитивной установки на общение с детьми.
Предполагаемый результат:
Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.
Приложение 1
Анкета. «Стиль педагогического общения»
«Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
делится с вами своими мыслями, чувствами
говорит вам только то, что он сам захочет
оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
дети сами разберутся в своих проблемах
известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
похвалите и всем детям покажете его работу
проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
заставите его поздороваться
не обратите на него внимание
сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
помочь, подсказать, сделать замечание
заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
положительно – без неё невозможно полноценное развитие
отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
сказали бы «ну и не надо»
заставили бы выполнить работу
Предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Ответ Число балов по номеру вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
ИТОГО: ___
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
http://www.maaam.ru/detskijsad/anketa-dlja-pedagogov-1032.html