Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясногорская средняя общеобразовательная школа
Семинар – практикум
Тема: «Дисциплина в классе»
Выполнила: педагог-психолог
Сидько Татьяна Михайловна
Семинар – практикум
Тема: «Дисциплина в классе»
Цель: раскрыть педагогам мотивы поведения учеников.
Вступление
«Поезд»
Цель:
создание рабочего настроя в группе, эмоционального комфорта, усиление концентрации внимания.
Описание: участники рассчитываются на 1,2,3.
1 - один хлопок, два притопа.
2 - два хлопка, один притоп.
3 – произносит «УУУУ!!!».
Темп игры ускоряется.
2. Просмотр отрывка из фильма «Географ глобус пропил»
Что мы с вами увидели. Нарушение дисциплины. У каждого из вас свое мнение.
Давайте разделимся на на 4 подгруппы и поработаем. Составим Синквейн на тему: «Дисциплина»
А как вы считаете почему ученики нарушают дисциплину?
Давайте рассмотрим 4 мотива плохого поведения
классификация по С.В. Кривцовой, она выделляет:
Привлечение внимания – (хотят получить особое внимание учителя ,быть в центре внимания)
2 Власть (важно быть главным, пытаются установить свою власть над всеми – «Ты мне ничего не сделаешь»)
3 Месть – (главная цель ,месть за реальную или вымышленную обиду ,всем ,всему миру)
4 Избегание неудачи (боясь повторить поражение ,неудачу ,мечтают ничего не делать ,мечтают о покое).
А сейчас я попрошу каждую группу разобрать ситуацию и выделить мотив поведения ученика.
Ситуация №1
Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.
Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.
(привлечение внимания)
Ситуация № 2
«Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!»
(власть)
Ситуация № 3
Ученик второго класса Жора Еськов часто «за глаза» обзывал учительницу и всем говорил, что он ее ненавидит, как-то он написал ругательство в ее адрес на доске. Все это обижало и задевало учительницу, и однажды она спросила его: «Жора, что я сделала такого, что ты меня так не любишь?»
Глядя на учительницу полными ненависти глазами, второклассник ответил: «Вы никогда-никогда не посылали меня за журналом и не просили вытереть доску! Всех, кроме меня, просили! Вы меня презираете!»
(Месть)
Ситуация № 4
Миша сидит на задней парте в углу и не решает задачу после объяснения учителя, он просто закрыл учебник и смотрит в окно. Если его спросить: «Что не так? Почему ты не делаешь того, что делают все остальные?», Миша,избегая смотреть в глаза, неопределенно пожмет плечами и еще ниже сползет с сиденья, как бы стараясь спрятаться под парту.
(избегание неудачи).
А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу по вашим ситуациям (по принципу вертушки) ,одна группа заполнив ,передает другой и т.д, предлагаю вам карандаши разного цвета.
Социальные причины
Эмоции учителя
Желания учителя
Реакция ученика
А сейчас сравним ,что предлагает автор.
Автор предлагает обратить внимание на свое внутреннее состояние.
А сейчас давайте заполним 5 столбик ,профилактика.