«Осенний фестиваль знаний 2024»

Семинар на тему "Современный урок и здоровьесберегающие технологии"

Семинар по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Современный урок и здоровьесберегающие технологии"

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

















Современный урок и здоровьесберегающие технологии








Подготовила

руководитель

физического воспитания

Лесина Е.В.



2017


Содержание

1 Занятия физической культурой как основная форма образовательной деятельности.

2 Современные требования к занятиям физической культуры.

3 Задачи занятия физической культуры.

4 Психологические основные обучения на занятиях физической культурой.

5Практические аспекты организации и проведения современного занятия ФК в колледже.

6 Здоровьесберегающие технологии.

7 Понятие и определение здоровье сберегающей технологии в образовании.

8 Принципы здоровье сберегающей технологии в образовании.

9 Основные цели и задачи здоровье сберегающих технологий в образовании.

10 Литература.































1. Занятия физической культурой как основная форма образовательной деятельности.

Занятия физической культурой является такой формой обучения, которой охватываются в обязательном порядке все студенты. Занятия проводятся с определенным постоянным составом учащихся данной группы. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Занятия физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (90мин). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического развития студентов.

Профессиональное проведение занятий обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения студентами различных заданий преподавателя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на занятиях.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на занятиях физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Напримере на занятиях физической культуры мы развиваем координационные способности человека, выносливость, гибкость. Использования физкультминуток при умственном и физическом труде. Задача педагога состоит в том, чтобы студенты привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Как по содержанию, так и по организации занятия физической культуры имеют специфические особенности. Во время занятий студентам приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, преподаватель может сознательно изменять обстановку на занятии, когда студенты неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

Занятия физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм студентов. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должны осуществляться различные подходы к деятельности студентов.

Все эти особенности усиливают ответственность преподавателя за проведении занятий по физической культуре.

2.Современные требования к занятиям ФК.

Каждое занятие физической культуры должно отвечать следующим требованиям:

  • иметь определенную направленность и задачи: общее, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всего занятия или серии занятий;

  • быть правильно методически построенным;

  • быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим оно должно в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного занятия;

  • соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

  • быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

  • содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;

  • правильно сочетаться с другими занятиями в расписании учебного дня;

  • носить воспитывающий характер.


3.Задачи занятия физической культурой

Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества образовательной деятельности, проводимой на занятиях. Это достигается последовательным решением учебных задач, положенных в основу каждого занятия.

Занятия физической культурой имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные учебные задачи.

К общим образовательным задачам развивающей направленности относится получение студентами знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений, их применении, в завсимости от направленности и содержания занятия.

Выполнение образовательных задач может сочетаться с решением воспитательных задач. На занятиях физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Решение оздоровительных задач связано, прежде всего, с проявлением профессиональных умений преподавателя:

  • по управлению нагрузкой на занятии;

  • по применению оптимальных форм организации двигательной деятельности обучающихся;

  • уровнем методического обеспечения деятельности обучающихся;

  • соблюдением требований и норм САНиПИНа.


4. Психологические основы обучения на занятиях физической культурой.

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность студентов.

Перед современным преподавателем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на занятиях. Для этого необходимо, чтобы студенты испытывали интерес к выполнению физических упражнений, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствие от этих занятий.

Активность, проявляемая студентами на таких занятиях, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение, формируется на основе специальных действий преподавателя.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью студента.

Исходя из двойного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность студентов на занятиях физической культуры. К ним относятся:

  • биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

  • социальные факторы: особенности организации деятельности на занятиях; оценка деятельности другими людьми, прежде всего преподавателем; интерес к занятиям; чувство удовлетворенности занятиями и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к занятиям физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девушек и юношей также отличаются. Девушки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Юноши, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности.

Студенты на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Каждый преподаватель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его занятиях, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

Факторы, способствующие повышению активности студентов на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач занятия, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность студентов на занятиях.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на занятиях, в том числе и на занятиях физической культуры. Как правило, он формируется у студентов еще до начала занятия и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия студентов, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному занятию или личности преподавателя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия педагога.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности занятия и вызывающих удовлетворённость у студентов, выполняющих физические упражнения:

1 Занятия физической культурой всегда приносит удовлетворение и эмоциональный подъём, если студенты двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят преподавателя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность преподавателя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности студентов. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий педагога перемежались улыбками, словами поощрения студентов за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

2 Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у студентов сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на занятии следует, определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец занятия. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

3 Разнообразие используемых на занятии средств и методов.

Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить занятия. Включать различные новые физические упражнения например для развития одного и того же физического качества (выносливости, развития силы координационных способностей) менять обстановку, условий занятий; переход из спортивного зала на воздух (лыжная подготовка), обще-развивающие упражнения в водной части занятия, можно использовать как в спортивном зале так и на свежем воздухе

Правильная постановка задач занятия. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности студентов на занятии физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что преподаватель допускает ошибки, ставя задачи перед студентами.

Наиболее типичными из них являются следующие:

Преподаватель перечисляет упражнения, которые будут выполнять студенты на занятии, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится педагогом, значима для него, а не для студентов;

преподаватель ставит неконкретную задачу («научиться прыгать в длину», «будем учиться играть в баскетбол»);

преподаватель ставит непривлекательные задачи для студентов: конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами и их потребностями;

преподаватель ставит перед студентами задачу, недостижимую в пределах одного занятия. Это создает у студентов впечатление, что усилия, которые они затратят на данном занятие напрасны.

Оптимальная загруженность учащихся на занятие может быть достигнута рядом специальных организационно дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на занятие, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя со студентами в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая студентам наблюдение за качеством выполнения упражнений однокурсниками;

2) осуществление постоянного контроля преподавателя за студентами в процессе всего занятия (студенты предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на занятие, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех студентов, даже те, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на занятие, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных студентов следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников - организаторов.

Дидактические принципы.

Активность студентов на занятиях физической культуры определяется тем, как преподаватель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая - процессуально-техническую.

Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся.

Основными из них являются:

- принцип оптимальной трудности заданий:

упражнение даваемое студентам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, преподавателю необходимо учитывать следующие факторы: а) координационную сложность упражнения; б) величину затрачиваемых физических усилий; в) боязнь студентами не справиться с упражнениями; г) степень осмысления студентами сложности задания;

- принцип сознательности:

студенты должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;

- принцип связи обучения с практической жизнью:

сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для студента определенный жизненный смысл, поэтому преподаватель должен постоянно показывать студентам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание студентов не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;

  • принцип индивидуализации:

этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным студентом, а индивидуальные особенности каждого студента, которые следует учитывать преподавателю.

На занятиях физической культурой принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим преподаватель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия на студентов.


5. Практические аспекты организации и проведения современного занятия ФК в колледже.

1 Подготовка преподавателя к занятиям. Подготовку к занятиям преподавателя начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания преподаватель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями колледжа и климатическими условиями. В процессе подготовки к занятиям преподаватель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному занятию, преподавателю надо учесть итоги предыдущих занятий в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.

При подготовке к занятию составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи занятия, которые должны быть сформулированы четко и ясно.

В плане занятия отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из студента проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого преподаватель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять.

Заранее надо решить, где во время занятия будет находиться преподаватель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за занятием, руководить учащимися. Готовясь к занятиям, преподаватель выполняет все включенные в занятия упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.

Известно, что активность студентов помогает проведению занятия, поэтому преподавателю надо наметить пути ее повышения.

Если преподаватель включает в план занятия упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения занятия. Следует предусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на занятиях имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к занятию необходимо продумать страховку учащихся. Для этого преподавателю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Преподаватель обязан: уделять достаточное внимание своему внешнему виду, должен быть всегда в соответствующем костюме, чистым и опрятным, служить образцом для студентов.

Студентам, также как и преподавателю, следует тщательно готовиться к предстоящим занятиям. На занятие они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить задание преподавателя, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией занятия и т.д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятие, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы со студентами надо определить место для переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед занятием.

Установленный порядок должен соблюдаться и по окончанию занятия.

Планы занятий по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер занятия, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при планировании содержания занятия предусматривается организационно-методические указания или примечания.

2.Физическая нагрузка на занятиях.

При подготовке к занятию преподаватель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм студентов, вызываемое процессом занятия и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Занятие, состоящее из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на занятиях может быть различной, и преподаватель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки студентов. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Преподавателю на каждом занятие следует добиваться оптимальной в рамках уровней интенсивности физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся.

Существует конкретные способы для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, частоты СС, функциональных проб-тестов, д. р. Из указанных способов преподаватель чаще всего может использовать измерение пульса и выполнение функциональных проб-тестов.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки на занимающегося может быть следующей.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у студента измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 - 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного студента. И это и другое должно привлечь серьезное внимание преподавателя.

Преподаватель ведет постоянное наблюдение за самочувствием студентов.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают преподавателя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся.

Поэтому, составляя занятие и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными , а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся студентов, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на студентов со средней физической подготовкой.

Более сильным студентам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных учащихся внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.


Физическая нагрузка на занятие регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

3. Плотность занятий, стандартный вариант педагогических наблюдений.

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на занятие. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность занятия имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед занятием задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый преподаватель заинтересован в возможно большей плотности занятия, так как она позволяет ему лучше провести занятие.

Время на занятиях физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами преподаватель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения занятия и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала занятия следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация занятия, при которой одновременно занимается, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и т.д. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число студентов, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе преподаватель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного занятия, а преподаватель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего занятия были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом занятия.

Занятие, проведенное с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

4.Выводы:

1.Занятия физической культуры в колледже является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию студентов с первого по четвёртые курсы.

2.Занятие оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение занятия в целом.

3.Также на качество проведения занятия непосредственно влияет и сама подготовка занятия к нему, его способности организовать студентов и занятие в целом, вызвать у них интерес к обучению.

Хорошо подготовленное, организованное и проведенное занятие является достоянием затраченных сил и стараний преподавателя, залогом гармоничного развития студентов, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К занятиям физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться.

Без подготовки к занятию нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

Решение любых педагогических задач на занятиях физической культурой часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки организма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка - основное физиологическое правило.

Это указание обязывает преподавателя решать педагогические задачи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале занятия, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач занятия требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.

После того как проведена необходимая организационная подготовка учащихся и выполнено Павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма, и как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении занятия отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятий.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Определить понятие «здоровье сберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Термин «здоровьсберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.

Известно, что эффект для здоровья любой медицинской манипуляции в немалой степени определяется отношением к ней пациента, его ожиданиями. Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, от психолого-педагогического отличается не только методами и профессиональной подготовкой специалистов, но и тем, что освобождает человека от ответственности за своё здоровье, передавая эту ответственность врачу, медицине. Противоположный подход состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём (а значит - и о здоровье других людей). Это не предполагает запугивания, бывшего на вооружении у санитарного просвещения советских времён и активно используемого сейчас некоторыми врачами - наркологами и другими специалистами. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за своё здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Но перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - «себе дороже». Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не правильно!» Но как правильно? И здесь эстафете технологий здоровье сбережения передаётся от воспитательных программ - учебным. Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться, не болеть быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог.

7. Понятие и определение здоровье- сберегающих технологий

 в образовании.

Концепция здоровьесберегающей технологии

Здоровье сберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровье-сберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная - отвечает на вопрос: что?

Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем?

К ней относится материальная база (помещения, аудитории, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто?

Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав.

Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровье-сберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Концепция здоровье-сберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровье сохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием учащихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровье сохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровье-сберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.

Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно - деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:

1. Интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;

2. Гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;

3. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;

4. Демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и преподавателей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровье сберегающих образовательных технологий;

5. Научности, обеспечивающего научную организацию учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

7. Антропологичности, целостности человека, его психосоматического, социокультурного, духовного и физического единства; взаимосвязи и взаимовлияния социальной среды и личности в направлении развиваю щей культурно-созидательной деятельности.



8. Принципы здоровьесберегающих технологий

в образовании.

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.

3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если:

- она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы (информационную, инструментальную и кадровую);

- компоненты педагогических, психологических, медицинских, социальной среды, материально-финансового и правового обеспечения; формируются все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, ее физической культуры;

- содержание воспитания представлено (изложено, изучено, освоено) только конкретными методами в конкретных условиях и формах.

4. Принцип открытости функциональных и методических действий.

Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и преподавателей, является осознанной их деятельностью.

5. Принцип объективной оценки конечного результата.

Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

6. Принцип преемственности и завершенности.

Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.

Причем решение цели обязательно, трансформация структур-стратегий образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структур стратегию учащегося и преподавателя необходима. Более того, «закрытый» здоровье сберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему вне учебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни.

7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровье сберегающих технологий в образовании.

Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровье сберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.





8. Принцип оптимизации.

Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровье сберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Иначе говоря, принцип оптимизации требует, чтобы каждый элемент системы здоровье сберегающего образования, организации деятельности по ее обеспечению достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного наилучшего для данного учебного заведения и конкретных условий, в которых оно функционирует.

Оптимизация исключает гиперболизацию отдельных методов, приемов и средств деятельности, способов обучения и воспитания, преувеличение роли шаблонных, трафаретных методических разработок, которые не учитывают конкретных условий и возможностей субъектов образования; она ведет к творческому обоснованию здоровье сберегающего педагогического процесса на его научной основе; к поиску наилучших технологических вариантов.

Идея оптимизации обязательно предполагает устранение перегрузки учащихся и преподавателей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального сочетания трудовой деятельности и отдыха.

Оптимальность является таким принципом, который предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех принципов научной организации труда. Он не противоречит закономерностям функционирования технологии, а, напротив, конкретизирует ее важные психолого-педагогические стороны. Оптимизация условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса не представляет собой какой-то особый технологический метод и прием. Это целенаправленный подход к построению здоровьесберегающей системы образования на основе закономерностей и принципов обучения и воспитания, сознательный научно обоснованный (а не стихийный, не спонтанный) выбор наилучшего варианта построения учебно-воспитательного процесса в целом.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающей системы образования могут быть:

1. Эффективность и качество решения образовательно-воспитательных задач с учетом диагностично поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.

2. Оправданные затраты времени учащихся и преподавателей на достижение намеченных результатов.

3. Доступные затраты усилий учащихся и преподавателей на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий руководства, педагогического коллектива и каждого в отдельности преподавателя

- комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;

- конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни учащихся;

- выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;

- определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;

- выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и вне учебной деятельностью учащихся и преподавателей, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;

- создание благоприятных условий и морально-психологического климата в учебном заведении и многое другое.





9. Основные цели и задачи здоровьесберегающих технологий

в образовании.

Несмотря на высокую степень упорядоченности и жесткости, технологическая система предполагает не шаблоны, а варианты, выбор и реализация которых зависит как от личности руководителя образовательного учреждения, условий конкретного образовательного учреждения, так и от личности каждого преподавателя. Необходимо лишь соблюдение перечисленных принципов и учет сущностных характеристик здоровье сберегающих образовательных технологий. Усвоение их должно сделать очевидным открытый характер технологической схемы, служить фундаментом для творческой деятельности педагогов, ибо научно-концептуально обоснованная здоровье сберегающая технология - наиболее перспективное направление и надежный фундамент для формирования нового взгляда на систему образования в целом.

В образовательных технологиях постановка цели является главной проблемой. Цель должна ставиться так, чтобы ее было возможно диагностировать и проверить. Применительно к здоровьесберегающей технологии это уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков, например, в процессе использования традиционных и экспериментальных образовательно-воспитательных систем.

Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного. В отношении здоровьесберегающей технологии в системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а преподавателя - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность.

Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка).

Цель здоровье сохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества само реализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

Таким образом, информационная составляющая здоровьесберегающей образовательной технологии являет собой идеологию - логически обоснованную идею, опирающуюся на общие и технологические принципы, на основе которых моделируется организационно-функциональная деятельность, ибо любая система создается для того, чтобы она функционировала.

Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровье сберегающую технологию и ее операциональную составляющую, поможет ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовывать, определяет основные задачи.

К ним следует отнести:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованного соответствия учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения; переведения традиционной, в основном информативно-объемной системы образования в технологию обучающей интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка; создания интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.

3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

4. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

5. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.

6. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и вне учебной образовательно-воспитательной среде.

7. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры.

8. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

9. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровье сберегающих образовательных технологий.

10. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

11. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.

12. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

13. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.

14. Введение в учебный процесс (обязательного) гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни)









Литература

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Легкая атлетика: Учеб.для институтов физ. культуры. /под ред.Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2.Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, В.А. Комкоров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

3 Физическая культура: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учебн. заведений /Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Дополнительные источники:

1 Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2013.

2 Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2012.

3 Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2012.

4 Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2012.

5 Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2014.

6 Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2012.

7 Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2013.

8 Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2014.

9 Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2014.

Интернет-ресурсы:

1 Сайт учителя физ.культуры

http://www.trainer.h1.ru/

2 Газета "Здоровье детей"

http://zdd.1september.ru/

3 Газета "Спорт в школе"

http://spo.1september.ru/

4 Рефераты на спортивную тематику

http://www.sportreferats.narod.ru/

5 Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры

http://www.infosport.ru/press/fkvot/

6 Журнал «Культура здоровой жизни»

http://kzg.narod.ru/

26


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее