«Осенний фестиваль знаний 2024»

Семейные ценности

Разработка урока ОРКСЭ в 4-5 классах. материал может быть использован и во внеурочной деятельности

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Питерского района Саратовской области»





Урок ОРКСЭ в 5 классе

по теме:

«Семейные ценности»








































Тема: Семейные ценности.

Цель: способствовать формированию у обучающихся понятий семьи и семейных ценностей.

Задачи:

  1. Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности

  2. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять

существенное, обобщать;

  1. способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.

  2. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям православной культуры

  3. оценить роль семьи и семейных ценностей в обществе

Планируемые результаты:

  • Предметные: знание, понимание и принятие обучающимися семейных ценностей, религиозных семейных традиций

  • Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения; овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, классификации; готовность слушать собеседника, вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Виды деятельности:

просмотр видеоролика и его обсуждение, самостоятельная работа в группах с источниками информации, устные рассказы обучающихся о традициях своей семьи, составление сборника семейных заповедей, упражнение «ассоциация».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, любовь, понимание.


Оборудования: мультимедиа проектор отрывки из источников, альбомы, цветные карандаши.


Учебник:  Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур.- М, «Просвещение» 2012.

Литература: Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000 Субботин Ю.К. Православные таинства. М.,1990

Электронные ресурсы: http://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека









Тип : урок «открытия» новых знаний

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Мотивация.

  1. Чтение стихотворения

  2. «Адам и Ева» (слайд 3)

инсценируют 2 ученика

мотивация на процесс деятельности

2.

Актуализация знаний.


1. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию « семья»? (слайд 4)

2. Давайте посмотрим, что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?

  1. Упражнение «Ассоциация». (слайд № 5)

Итак, у каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? Если семья – это постройка, то какая..

  • Если семья – это цвет, то какой…

  • Если семья – это музыка, то какая…

  • Если семья – это геометрическая фигура, то какая…

  • Если семья – это название фильма, то какое…

  • Если семья – это настроение, то какое…





Ответы

Просмотр мультфильма «Моя семья»



можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)


Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать.
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей.
Личностные УУД: смысловая ориентация

4.

Открытие нового знания



Постановка проблемы












Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Что мы должны узнать при изучении данной темы?

(слайд 6)













Почему в православии семью называют малой Церковью? (слайд 7)







Кто из вас знает, что представляет из себя традиционная семья в православии (слайд 8) Как должны жить люди в церковном браке?


? Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд 9)) какие семейные ценности называются в ней? каков смысл обряда венчания? (слайд10) Почему венчание сопровождается молитвой мученикам? каковы обязанности членов семьи в православии?

Физминутка (слайд 11)

Как вы думаете, на чём держится семья? Какие семейные ценности вы можете назвать на примере истории семьи, являющейся примером для других православных семей

баллада С. Копыловой о Петре и Февронии (Видео)

Какие препятствия встретились на пути супругов? В чем проявилась их любовь и преданность? Почему русская православная церковь канонизировала Петра и Февронию?









Какие же ценности есть в ваших семьях? Чем дорожат члены вашей семьи?





Давайте составим общие семейные ценности. (слайд 12)

А какие буду самыми главными?

- Что такое «семья»?

- Для чего люди создают семью?

- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

- Как православная религия относится к семье




Чтение и анализ документов в 2 группах приложение)



Выступления групп










- Семейные ценности)








Беседа




взаимопонимание и любовь




Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них




Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.
Познавательные УУД: поиск, анализ, выделение и группировка необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, аргументированное высказывание мыслей.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения. Личностные: оценивать поступки, самоопределяться в жизненных ценностях оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей



Коммуникативные: смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее,

представлять информацию в сжатом виде; группировать, классифицировать факты и явлении


5.

закрепление знаний

Видеопритча «Моя семья»

Как вы понимаете слова соседа? Что не хватало их семье?

Задание: Составьте семейные заповеди. (слайд № 13-14)

О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат. Какие праздники, посвящённые членам семьи, вы знаете? (слайды15-18)

- Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. (слайд 19) Как вы думаете, почему именно этот цветок? - Что символизируют лепестки цветка? -На чём держатся лепестки? - Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? - Что же символизирует сердцевинка?-

Анализ притчи

Работа в парах

Личностные: Понимание культурного многообразия мира; Осмысление социального опыта ; Освоение гуманистических традиций и ценностей Регулятивные УУД


Планировать деятельность в учебной ситуации; выдвигать версии

Коммуникативные УУД Излагать своё мнение, аргументируя его.

7.

Рефлексия

1. Нарисуйте свою семью. (слайд 20)

2. Составьте синквейн со словом семья

3. продолжите фразу:

  • Я хочу услышать от мамы, папы, что я….

  • От бабушки, дедушки, мамы, папы я хотел бы унаследовать такие качества:

  • Я (мы) хочу (хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как….

Возвращение к проблемному вопросу

В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу (слайд 21). Почему именно свечу? (слайд 22)

*видеоролик «С днем семьи, любви и верности»

Работа по выбору






Работа по учебнику – смысловое чтение с.74

Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины.

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания.
Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: подведение итогов деятельности на учебном занятии.

8.

Домашнее задание

  1. Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

  2. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.

  3. Найти и выучить наизусть стихотворения о семье.

  4. -Есть ли в изобразительном искусстве сюжеты на тему «Семья»?(2-3 примера)

  5. Рассказать христианскую притчу о семье (слайд 23-24)


Задание по выбору

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее