Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский политехникум»
СБОРНИК ЗАДАНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
ПО РАЗДЕЛУ «ОРФОЭПИЯ»
«ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для специальности
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
очная форма обучения
Разработчик: Зуева Оксана Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
2019г
Пояснительная записка
Сборник представляет собой перечень заданий для самостоятельной работы обучающихся, предназначенный для осуществления входящего, текущего и итогового контроля. Задания по разделу русского языка «Орфоэпия», изучающего правила литературного произношения и ударения.
Содержание данного пособия ставит своей целью углубить и расширить знания студентов по разделу «Орфоэпия», отработать умения, навыки по применению в устной речи правил литературного произношения, по использованию орфоэпического словаря, повысить культуру устной речи обучающихся.
Система заданий текущего контроля включает работу с образцом (ключом), с орфоэпическим словарём и позволяет выработать навыки самооценки и взаимооценки. Задания для итогового контроля представляют собой тестирование.
В сборнике приводится список рекомендуемой литературы, которая поможет обучающимся углубить и расширить знания по изучаемому разделу.
Структура методической разработки:
1.Пояснительная записка
2. Информационный блок.
1.1.Задание для входящего контроля.
1.2.Задания для текущего контроля.
1.3.Задания для практической работы по теме «Орфоэпические нормы»
1.4.Задания для уроков контроля
1.5.Тестирование по русскому языку по разделу «Орфоэпия»
3. Список литературы
1.Задание для входящего контроля.
1.Выберите правильный вариант ударения, произношения:
А′лкоголь - алкого′ль, блю′да - блюда′, вклю′чит - включи′т, дремо′та - дремота′, жа′люзи – жалюзи′, за′видно - зави′дно, и′нсульт - инсу′льт, и′скра - искра′, ката′лог – катало′г, ка′учук - каучу′к, кладова′я – кладо′вая, некроло′г - некро′лог, обеспе′чение – обеспече′ние, о′птовый - опто′вый, па′мятуя - памяту′я, позво′ните - позвони′те, повто′рит - повтори′т, вы пра′вы - вы правы′, прину′дить - принуди′ть, си′роты - сиро′ты, сли′вовый - сливо′вый, сре′дства - средства′, торты′ - то′рты, у′мерший - уме′рший, христиа′нин - христиани′н, ходата′йствовать - хода′тайствовать;
афёра – афера, гренадер – гренадёр, [д′е]фис – [дэ]фис, диспа′н[с’е]р- диспан[с’э]р, дуршлаг – друшлаг, инциндент – инцидент, коне[чн]о – коне[шн]о, маневр – манёвр, опека - опёка, почтамт – почтамп, скворе[чн]ик - скворе[шн]ник, ску[чн]о – ску[шн]о, [т′е]рмин – [тэ]рмин, ши[н′е]ль – ши[нэ]ль, яи[чн]ица - яи[шн]ица.
Оцените свои знания:
Количество ошибок | 0 | 1-2 | 3-4 | 5 |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
2.Задания для текущего контроля.
Задание 1. Прочитайте слова. Проверьте правильность произношения сочетаний согласных звуков (см. ключ).
Угасший, замерзший, расшитый, произнесший, происшедший, расширять, восшествие, безжалостный, сжатый, безжизненный, с жадностью, с шумом, разжать, наезжать, брызжет, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, рассказчик, резчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, подчеркнул, подчистить, отчуждение, отчитать, тридцать, отца, молодца, страстный, корыстный, участливый, участник, известняк, безучастный, грустный, праздник, известный, завистливый.
Ключ: уга[ш]ий, замер[ш]ий, ра[ш]итый, произне[ш]ий, прои[ш]едший, ра[ш]ирять, во[ш]ествие, бе[ж]алостный, [ж]атый, бе[ж]изненный, [ж]адностью, [ш]умом, ра[ж]ать, нае[ж’]ать, доп. нае[ж]ать, бры[ж’]ет, доп. бры[ж]ет, про[ж’]енный, доп. про[ж]енный, дребе[ж’]ать, доп. дребе[ж]ать, уе[ж’]ать, доп. уе[ж]ать, про[ш’]итатъся, подпи[ш’]ик, расска[ш’]ик, ре[ш’]ик, перебе[ш’]ик, [ш’]ет, о[ч’]асти, о[ч’]аянный, по[ч’]еркнул, по[ч’]истить, о[ч’]уждение, о[ч’]итать, три[ц]ать, о[ц]а, моло[ц]а, стра[сн]ый, коры[сн]ый, уча[сл’]ивый, уча[сн’]ик, изве[сн’]як, безуча[сн]ый, гру[сн]ый, пра[зн]ик, изве[сн]ый, зави[сл’]ивый.
Задание 2. Прочитайте слова. Проверьте правильность произношения сочетаний согласных звуков (см. ключ).
Братский, детский, солдатский, флотский, заводской, слободской, людской, господский; браться, собираться, бороться, видеться, биться, боится, верится, мечтается, несется, просятся, учатся, решаются, смеются, смотрится, держится, говорится, сторонится, добивается.
Ключ: бра[ц]кий, де[ц]кий, солда[ц]кий, фло[ц]кий, заво[ц]кой, слобо[ц]кой, лю[ц]кой, госпо[ц]кий;
бра[цъ], собира[цъ], боро[цъ], виде[цъ], би[цъ], бои[цъ], вери[цъ], мечтае[цъ], несе[цъ], прося[цъ], уча[цъ], решаю[цъ], смею[цъ], смотри[цъ], держи[цъ], говори[цъ], сторони[цъ], добивае[цъ].
Задание 3. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение буквы Е под ударением. Проверьте правильность произношения (см. ключ).
Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дареный, двоеженство, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, поименный, приглушенный, прирученный, свекла.
Ключ: а[ф’е]ра, б[л’о]клый — б[л’е]клый, быти[jе] — быти[jо], б[л’о]стка, вме[н’о]нный, вы[ч’е]рпывать, вышеприве[д’о]нный, вна[jо]м, грена[д’е]р, грубо[шо]рстный, двое[жэ]нец, да[р’о]ный, двое[жо]нство,
[жо]лоб, запе[чо]нный, забе[л’о]нный, заворо[жо]нный, [з’е]в, за[jо]м, инопле[м’е]нный, из[д’о]вка, изве[д’о]нный, однов[р’е]менный, одновре[м’е]нный, новорож[д’о]нный, киос[к’о]р, ник[чо]мный, остри[jо], отсе[чо]нный — отсеченный, отклю[чо]нный, осведом[л’о]нный -осведомленный, пре[jе]мник, пла[н’о]р — планер, пои[м’о]нный, приглу[шо]нный, приру[чо]нный, с[в’о]кла.
мягкое произношение вариантное произношен.иние твердое произношение [д’е]магог [д’е]по - [дэ]по [дэ]нди
Задание 4. Распределите слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед Е. Проверьте себя по словарю.
Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, атеист, ателье, аутсайдер,
бутерброд, бизнес, гипотеза, гротеск, дебаты, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, темп, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, фанера, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.
Задание 5. Пользуясь памяткой, распределите приведенные слова на 3 группы, в зависимости от варианта произношения ЧН. Проверьте себя по словарю.
Слова, где произносится [чн]
Слова, где произносится [шн]
Слова, где возможны оба варианта:
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, нарочно, ночной, отличник, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, двоечник, сердечный, скучный, скворечник, солнечный, сливочный, уличный, шапочный, яичница, прачечная.
Задания для практической работы по теме «Орфоэпические нормы»
Упражнение 1. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы:
а) Шопен, кашне, кафе, кофе, экстерн, детектив, безе, претензия, сонет, бактерия, дебаты, дефис, дециметр, ревю, регби, де-юре, де-факто, детерминизм, рейс, рейд, реквием, реле, денди, дебют, термин, тезис, академия, декада, фланель, шинель, бассейн, сессия, фонетика, новелла, декаданс, деградация;
б) конечно, скучно, яичница, античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, горчичник, подсолнечник, единичный, убыточный, перечница, лавочник, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, нарочно, ночной, отличник, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, двоечник, сердечный, скворечник, солнечный, сливочный, уличный, шапочный, прачечная.
Задание с подготовкой. Проверьте себя по словарю. Работа в парах. Взаимооценка.
Упражнение 2. Прочитайте, соблюдая орфоэпические нормы:
Дождалась, еретик, запорошенный, заперта, искра, клала, мастерски, мизерный, начал, начала, новорожденный, озлобленный, окон, опека, оптовый, ракурс, ракушка, снадобье, судей, танцовщица, не дали, памятуя, понял, поняла, по злобе, по средам, газопровод, кремень, до крови, петля, обеспечение, апостроф, баловать, премировать, углубить, усугубить, принудить, ржаветь, зубчатый, сливовый, кедровый, красивее, каталог, ходатайствовать, черпать, христианин, мышление, творог, завидно, задолго, договор, хвоя, согнутый, дремота, грушевый, квартал.
Задание с подготовкой. Проверьте себя по словарю. Работа в парах. Взаимооценка.
Упражнение 3. Прочитайте микротексты (по материалам новостей)
В результате сложных маневров самолёты наёмников смогли бомбардировать военный объект противника.
Выборы явились тестом на политическую зрелость. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.
Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.
Размер нашего уставного фонда – более 387 млрд. рублей. Выплата дивидендов производится каждый квартал. Наши товары конкурентоспособны, и разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей. Товар со склада продается в розницу и оптом, для оптовых покупателей делаются существенные скидки.
Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых отраслях экономики. Ведущие специалисты по маркетингу прекрасно знают конъюнктуру рынка. Мы являемся держателями акций крупнейших промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов.
При раскопках акрополя были обнаружены необычные находки. Среди них генная амфора и гербовая печать. Эксперты установили, что найденным предметам более двух тысяч лет. Желающие прикоснуться к таинству могут совершить экскурс по страницам каталога.
В Израиль из США прибыли эксперты ФБР. Они подтвердили намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.
Конкурс на лучшего диктора. Задание с подготовкой.
Анализ чужой речи с точки зрения её нормативности.
Задание: выполнить орфоэпический разбор выделенных слов
(работа в парах.)
Упражнение 4.
Выберите вариант, соответствующий орфоэпическим нормам современного русского литературного языка. Проверьте себя по словарю.
Грейфрукт – грейпфрут, дерматин – дермантин, дикообраз – дикобраз, житие – житиё, инциндент – инцидент, крестный отец - крёстный отец, крестный ход - крёстный ход, на′чала - начала′, новоро′жденный - новорождённый, облегчи′т - обле′гчит, осужденный - осуждённый, пирожное – пироженое, при′нял - приня′л, прецедент – прецендент, подчерк – почерк, противень – протвень, сандалии – сандали, сто′ляр – столя′р, танцо′вщица - танцовщи′ца, фо′рзац – форза′ц, хода′тайство - ходата′йство, убра′ла - убрала′,
укра′инский – украи′нский, уплачено - уплочено, флюрография – флюорография, це′мент - цеме′нт, что [что] - что [што], шофёры (мн. ч.) - шофера (мн. ч.), шпри′цы – шприцы′, ща′вель - щаве′ль, э′ксперт - экспе′рт.
Выделить причины орфоэпических ошибок. Работа в группах. Взаимопроверка.
Упражнение 5. Распределите слова по двум группам:
а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;
б) слова, в которых произношение отличается от написания
Асфальт, грейпфрут, прачечная, яичница, конечно, дуршлаг, инцидент, противень, коридор, компрометировать, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, почтамт, пирожное, поскользнуться, флюорография, скрупулезный, сандалии, туристский, заплатит, слава Богу, Господи.
Работа в парах. Самопроверка.
Упражнение 6. В примерах из произведений М. Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:
1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слёзы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.
Коллективная работа. Анализ чужой речи.
Упражнение 7. Составьте текст и озвучьте его.
Обучающимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача обучающихся за несколько минут составить связный текст и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.
Слова: километр, помощник, шинель, свитер, средства, инструмент, шофер, щавель, украинский, термос, начал; обеспечение, принял, договор, ходатайство, юриспруденция, агрессия, газопровод, интервью, рейтинг, начался, декада.
Работа в группах. Преподаватель назначает экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.
Задания для уроков контроля
Упражнение 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.
а) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод;
б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый;
в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;
г) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, начать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.
Упражнение 2. Распределите слова на 4 группы в зависимости от места ударения:
Ненависть, дозвониться, шарфы, избалованный, сливовый, документ, молящий, торты, процент, завидно, гербовый, портфель, средства, издавна, гусеница.
Аэропорты, варишь, партер, насорит, статуя, щавель, груба, дефис, цыган, баловать, кашне, диспансер, случай, правы, форзац.
Гражданство, порты, исстари, километр, бутик, алфавит, бармен, столяр, каталог, крашение, квартал, банты, звонит, принят.
Деталь, прибыла, украинский, добыча, путепровод, намерение, изобретение, плато, средствами, километр, копировать, начал, баловать.
Досуг, дремота, тефтели, коклюш, одолжить, опека, перипетия, осуждена,
каучук, феномен, эксперт, туфля, цемент, теплиться, ходатайство.
Береста, движимый, мельком, нанесена, начатый, ржавея, черпая, красивее,
подолгу, понятый, искриться, балуясь, квартал, углубить, ходатайствовать
Тестирование по русскому языку по разделу «Орфоэпия»
Тест 1.
1.Орфоэпия изучает:
а) соотношение букв и звуков; в) правила произношения;
б) лексическое значение слова; г) части речи;
2. Нормативное ударение должно быть на третьем слоге в словах:
а) красивее в) каталог
б) упрочение г) каучук
3. Нормативное ударение должно быть на первом слоге в словах:
а) столяр в) цемент
б) договор г) средства
4. Сочетание чн произносится как шн в словах:
а) табачный в) гречневый
б) скучный г) нарочно
5. Следует произносить ё в словах:
а) опека в) новорожденный
б) маневр г) афера
6. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется:
а) фонетика в) орфоэпия
б) морфология г) синтаксис
7. Нормативное ударение должно быть на третьем слоге в словах:
а) нефтепровод в) договор
б) ходатайствовать г) начала
8. Нормативное ударение должно быть на первом слоге в словах:
а) цемент в) звонит
б) искра г) статуя
9. Сочетание чн произносится как шн в словах:
а) скворечник в) прачечная
б) прочный г) античный
10. Следует произносить е в словах:
а) бытие в) новорожденный
б) желоб г) тверже
Тест 2.
1.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?
и′рис — ири′с 3) и′скра - искра′?
а′тлас — атла′с 4) клу′бы — клубы′?
2. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала.
3.В каком слове ударение падает на третий слог?
1) христианин 2) поняла 3) красивее 4) откупорить
4. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик
5. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) начала 2) экскурс 3) звонишь 4) коклюш
6. В каком слове ударение падает на первый слог?
баловать 2) цепочка 3) кремень 4) похороны
7. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) мельком 2) банты 3) хлопковый 4) надолго
8. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) диспансер 2) крапива 3) прожита 4) псевдоним
9. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) щебень 2) мизерный 3) лососевый 4) средства
10. В каком слове ударение на последнем слоге?
1) факсимиле 2) свекла 3) кашлянуть 4) фарфор
11. В каком слове ударение на первом слоге?
1) задала 2) таможня 3) пахота 4) ломоть
12. В каком слове ударение на втором слоге?
1) щепа 2) облегчить 3) аргумент 4) генезис
13. В каком слове ударение на третьем слоге?
1) намерение 2) обеспечение 3) ходатайство 4) газопровод
14. В каком слове ударение на четвёртом слоге?
1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь
15. В каком слове ударение на первом слоге?
1) арбуз 2) взяла 3) алкоголь 4) верба
16. В каком слове ударение на втором слоге?
I) забрала 2) звонят 3) загнутый 4) псевдоним
17. В каком слове ударение на первом слоге?
1) квартал 2) отрочество 3) кедровый 4) цыган
18. В каком слове ударение на втором слоге?
1) некролог 2) форзац 3) злоба 4) факсимиле
19. В каком слове ударение на последнем слоге?
1) заняла 2) мельком 3) средства 4) торты
Тест 3.
1. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1) цемент, брала, эксперт 3) статуя, свекла, поняли
2)дефис, оптовый, созыв 4) тортов, фетиш, звонит
2. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
I) кухонный, досуха, плесневеть 3) жалюзи, столяр, врала
2) ждала, досуг, ревень 4) агент, заем, шофер
3. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?
I) углубить, каталог, диспансер 3) приняли, апостроф, алфавит
2) намерение, закупорить, брала 4) дедовский, догнала, хозяева
4. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1)Тембр 2) морФема 3) шиНель 4) кРем
5. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1) муЗей 2)Тесты 3) акаДемик 4) Одесса
6. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) Тезисы 2) буТерброд 3) Терраса 4) Термос
7. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер
8. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?
1)макраМе, ШосСе, Теннис 3) каФе, коФе, гроТеск
2)моДернизация, шиНель,кашНе 4) инТеграция , Дефис, Деликатесы
9. В каком ряду слов буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?
1)дачный, скворечник 3) конечно, съёмочный
2)яичница, вечный 4) скучный, нарочно
10. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) шинель [н’] 3) энергия [н’]
2) бизнес [н’] 4) бутерброд [т’]
Список рекомендуемой литературы
1.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2011. – (Среднее профессиональное образование).
2.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Изд. 14-е, стер. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. – (Среднее профессиональное образование).
3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 9-е изд. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. (Серия «Высшее образование».)
4.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007
5.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: «Просвещение», 2011
6.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.
8. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / Сост. Михайлова О.А. – Екатеринбург, 2005
9.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Легион, 2008.
14