«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления.

Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки











РЕФЕРАТ

Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления.




Выполнила: учитель истории

Дубровина А.С.



МБОУСОШ 1






Г.Заозёрный 2019




Содержание.


1 Вступление. 1 стр.

2 Виды самостоятельной работы, ее методы и цели 1-3 стр.

3 Выбор методов самостоятельной работы 3-4 стр.

4 Организация самостоятельной работы на уроках истории 4-11 стр.

.

5. Организация самостоятельной работы во внеурочное время. 14-17 стр.

6. Заключение. 17 стр.

7 Литература и Интернет- источники. 18 стр.




























1



Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития творческого мышления посредством самостоятельной работы учащихся. В развитии как мышления, так и самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.

Внимание к проблеме развития мышления учащихся объясняется тем, что она играет весомую роль в деле общего образования.

При построении развивающего обучения методика должна опираться на результаты психологической науки. Так как психологическое становление человека- это становление его деятельности во всех обслуживающих психологических процессах. Следовательно, развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения.

Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. В сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает.

Самостоятельность и развитое творческое мышление- это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительности в его осуществлении. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его- решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащихся пассивными, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.

В своей работе я описала методы и приемы самостоятельной работы, которые являются неотъемлимой частью процесса обучения, способствуют развитию творческого мышления.



2

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Методы самостоятельной работы выделяются на основании степени самостоятельности учеников в приобретении новых знаний и умений.

Характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учеником без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя.

Методы самостоятельной работы:

  • Работа с учебником, книгой,

  • Самостоятельное выполнение письменных заданий.

Наблюдая за самостоятельной работой, учитель будет выявлять типичные затруднения учеников в усвоении текстов учебников, проводить затем дополнительное разъяснения при закреплении и повторении пройденного в конце урока или на следующем уроке. На самостоятельную работу необходимо выносить не только упражнения, задачи в ходе урока, но и изучение целых параграфов, если их содержание вполне доступно для учеников данного класса. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на уроке с помощью учеников.

При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:

  • Формировать и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т.д,

  • Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности,

  • Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще,

  • Развитие качеств творческой личности, таких кА познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность,

  • Регулярный контроль успеваемости учащихся по предметам.

Психологи и дидакты выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования:

  • Постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя,

  • Только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно,

  • Постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания,

  • Работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.

Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения. Науку двигает борьба различных направлений, теорий и мнений.

Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:

  • Разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке,

  • Совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся,

  • Осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Виды самостоятельной работы:

Самостоятельные работы учащихся.

Структурно- логические связи

По образцу

Реконструктивно- вариативные

Частично- поисковые

Исследователь-ские

Внутрипредметные

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутри- предметную ситуацию.

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную внутрипредметную ситуацию.

Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную внутрипредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи

Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи.

Межпредметные

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную меж- предметную ситуацию.

Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию.

Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов в необычную межпредметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи

Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи.



3

Методы самостоятельной работы должны применяться в процессе осознанно, в тех ситуациях, когда они могут принести максимальную пользу в решении задач образования, воспитания и развития.

Ситуации, в которых применение методов самостоятельной работы наиболее рационально:

  • Для развития самостоятельности, творческого мышления в учебной деятельности,

  • Когда материал доступен для самостоятельного изучения,

  • Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы,

  • Когда имеются дидактические материалы для самостоятельной работы учеников и достаточно времени, чтобы ее организовать на уроке.

Эффективность самостоятельной работы зависит от организации, от умелого продумывания сочетания методов самостоятельной работы с другими методами обучения.



4

На уроках истории важно использовать различные элементы самостоятельной работы учащихся. Необходимо ориентироваться на всех учащихся, имея ввиду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.

Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения применяют тесты с выбором ответа и карточки- задания. В таких работах надо стараться включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При изучении истории учащиеся должны знать и понимать обозначения, термины и понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности класса и должна осуществляться обратная связь (учащиеся- преподаватель). Для этого используют исторические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке вначале излагается новый материал, а затем предлагается учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, занятиях, кружках. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекают всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Написание докладов и рефератов- высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала. В процессе подготовки учащиеся используют учебник, научно- популярную литературу, журналы. Учитель должен оказывать им постоянную помощь в подборе литературы, составлении плана, тезисов и т.д.

Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении задач, в работе с учебником в классе и дома. Культура мыслительной деятельности учащихся значительно повышается, они успешно овладевают теоретическими знаниями, более умело применяют их в своей практической работе.

Как правило, однообразие любой работы снижает у учеников интерес к ней. Но в курсе истории довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких ситуациях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответа. На первый взгляд кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объемную и кропотливую работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному для ученика виду деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке. Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т.е. список заданий делится на части- обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, она готовит ученика к тому, чтобы заслужить на самостоятельной работе хорошую или отличную оценку.

Для учителя такой вид работы тоже очень удобен. Во-первых, предлагая ученикам задания разного уровня, он обеспечивает достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как сильного, так и слабого ученика. Во- вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В- третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность отдельных учащихся, как усвоена тема в классе, на чем стоит заострить внимание на пути к итоговому уроку по этой теме.


Важным звеном процесса обучения истории является контроль знаний и умений учащихся. От того как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной деятельности. Поэтому в учебной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию.

Для проведения текущего контроля на уроках истории можно применять карточки- задания. При их составлении следует учитывать уровневую дифференциацию. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащихся: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задает достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень доступен и посилен всем учащимся. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Эти уровни должны быть открытыми, т.е. известными ученикам и понятны им. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность учащихся, на заинтересованность их в результатах своего труда. Так как, если цели известны и посильны, а их достижение поощряется, то ученик стремится к их осуществлению. Поэтому открытость уровней подготовки формирует сознательное отношение к учебной работе и позволяет опираться на самооценку ученика в выборе индивидуального пути его развития. Такой подход формирует у учащихся чувство уважения к себе и к окружающим, развивает ответственность, самостоятельность и способность к принятию решений. Кроме этого, освободив учащихся от непосильной суммарной учебной нагрузки, можно будет направить его умения в область склонностей и интересов, способствуя развитию его личности и полному раскрытию его способностей.

карточка состоит из 2 частей: обязательной и дополнительной. Обязательную часть составляют задания обязательного уровня, за выполнение которых ученик получает оценку «3»; дополнительную часть- более сложные задания, за выполнение которых ученик может получить оценку «4» или «5».


Важным условием эффективности самостоятельной работы является умение преподавателя руководить познавательной деятельностью учащихся. Познавательный интерес носит избирательный характер. Большой интерес можно развить к тому, что имеет жизненно важное значение, тогда и обучение нужно строить, связывая его с жизнью, чтобы перед учащимися вставали значимые задачи. Лучшим мотивом активной самостоятельной деятельности является интерес к предмету, к выбранной профессии. Поэтому нужно активизировать самостоятельную деятельность учащихся при помощи профессиональной направленности преподавания математики. Для этого можно использовать карточки- задания с производственным содержанием, где задания способствуют развитию профессионального кругозора учащихся





Деятельность преподавателя по формированию у учащихся умений и навыков работы с книгой будет успешной лишь в том случае, если она осуществляется целенаправленно и систематически. Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приемам самостоятельной работы. Отсутствие навыков работы с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке учащихся, снижает интерес к изучаемому предмету.

Любая самостоятельная работа учащихся с учебником должна осуществляться под руководством преподавателя. При этом он не должен самоустраняться или проявлять излишнюю активность, постоянно дополнять свои инструкции, мешая тем самым учащимся сосредоточиться. Наблюдая за работой всей группы, в то же время важно давать индивидуальные указания, уделять больше внимания нуждающимся в помощи. После выполнения самостоятельной работы преподавателю следует совместно с учащимися проанализировать ее, отметить недостатки, дать указания о том, как их устранить, привести примеры хороших работ. При выведении оценки нужно учитывать не только результаты работы, но и наблюдения за учащимися в ходе ее выполнения. Навыки вдумчивого и целенаправленного чтения, самостоятельной работы с книгой вырабатываются в результате многократных упражнений, поэтому нельзя ограничиваться проведением такой работы на 1-2 занятиях. Вопросы формирования умений и навыков самостоятельной работы с книгой следует включить в перспективно- тематический план всего курса. Работа с учебником должна проводиться на всех этапах учебного процесса (при изучении нового учебного материала, закреплении и углублении знаний учащихся, повторении и обобщении изученного материала).

При овладении учащимися новым материалом можно рекомендовать самостоятельное изучение ими отдельных вопросов программы, составление планов текстов, выписывание примеров, цитат, чтение дополнительной литературы, написание докладов, сообщении рефератов по отдельным вопросам данной темы и т.д. Нужно шире использовать учебник для углубления и закрепления знаний учащихся на уроке (составление простых и развернутых планов по материалам данного урока или данного и предыдущего урока, чтение параграфа после объяснения преподаватели и подготовка ответов на вопросы; выполнение упражнений по учебнику, работа со словарем и справочной литературой и др). При обобщении и повторении учебного материала учащимся предлагаются следующие задания: самостоятельное повторение важнейших вопросов темы; составление диаграмм, таблиц, схем, обобщающих пройденный материал; подготовка рефератов и докладов и т.д. Перед тем кА предложить учащимся самостоятельную работу с учебником, необходимо обучить их основным приемам такой работы. Любая систематическая умственная работа предполагает наличие, прежде всего, умения правильно читать и понимать прочитанное.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать у учащихся познавательную деятельность.

Одним из условий знания и понимания истории является усвоение исторических терминов, понятий, определений. Работа над определениями должна сопровождаться выполнением соответствующего чертежа, несмотря на то, что ко многим определениям рисунки в учебнике имеются. Для лучшего запоминания формулировок определений полезно обратить внимание учащихся на структурное сходство и частичное словесное совпадение некоторых определений.

Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль, назначение которого заключается в своевременном предотвращении и обнаружении уже совершенных ошибок. Существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении работы и степенью владения или самоконтролем. Формирование навыков самоконтроля- процесс непрерывный, осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения и начинается он еще в начальных классах. Одна из форм самоконтроля- исторические диктанты.

Задания в данном историческом диктанте составлены таким образом, чтобы они максимально содействовали развитию исторического мышления учащихся, т.е. выполняли развивающую функцию.







5

Особую трудность представляет самостоятельная учебно- познавательная деятельность учащихся после уроков. Некоторые ученики не умеют выполнять домашнее задание, правильно читать, разбирать прочитанное, делать выписки, учить устные предметы. Домашняя учебная работа- это самостоятельная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. Учитель, как правило не может регулировать сам процесс, но он обязан давать задание и учить рациональным методам самостоятельной работы на уроке. При планировании и сообщении домашнего задания необходимо обращать внимание на оптимальность его объема, сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы. В конце урока ученикам предлагается бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, они предупреждаются о возможных затруднениях, получают рекомендации о путях их преодоления.

Удовлетворение запросов интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету осуществляется в значительной степени через внеклассную работу, ведь на уроке учитель ограничен школьной программой и временем. Внеклассные занятия, в свою очередь, оказывают положительное влияние и на классные занятия.



6

Самостоятельность развивает творческую активность и творческую личность, которая может адаптироваться к современным условиям.































Литература.

  1. Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе».-М.: Просвещение, 1991г.

  2. Борода М.А. «Некоторые формы контроля на уроке».- история в школе, №3, 2003г.

  3. Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения истории».- М.: Просвещение, 2005г.

  4. Пичурин Л.Ф. «Воспитание учащихся при обучении истории».- М.: Просвещение, 2007г.

  5. www.1september.ru- сайт газеты «1 сентября»

  6. www.festival.1september.ru- сайт, на котором представлены работы учителей.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее