«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Самостоятельная работа младших школьников как средство развития функциональной грамотности»

Самостоятельная работа учащихся не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания способом формирования активности и самостоятельности как черт личности. Это и развитие умственных способностей. Достаточно высокий уровень самостоятельности открывает возможность справиться с разными заданиями, помогает добывать новое в процессе обучения.

Чтобы понять, как строить такую работу с учащимися, целесообразно проанализировать разные трактовки понятия «самостоятельная работа», в результате чего мы приходим к следующему определению:

Самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств, выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Хаертдинова С.Я., учитель начальных классов КГУ «ОСШ № 22»

«Самостоятельная работа младших школьников

как средство развития функциональной грамотности»


Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан – 2050». Президентом была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

Важным инструментом внешнего оценивания качества образования являются международные сравнительные исследования TIMSS, PIRLS и т.д. Одним из главных показателей качества знаний и умений в аспекте международных исследований выступает функциональная грамотность. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне ее сформированности.

Как обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2020 годы, необходимо улучшить результаты казахстанских учащихся в международных исследованиях ТIMSS (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся) и PIRLS (изучение качества чтения и понимания текста).

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (т.е. исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.), которые учащиеся выполняют самостоятельно.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно взаимосвязанные между собой задачи.

Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа учащихся не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания способом формирования активности и самостоятельности как черт личности. Это и развитие умственных способностей. Достаточно высокий уровень самостоятельности открывает возможность справиться с разными заданиями, помогает добывать новое в процессе обучения.

Чтобы понять, как строить такую работу с учащимися, целесообразно проанализировать разные трактовки понятия «самостоятельная работа», в результате чего мы приходим к следующему определению:

Самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств, выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения

Успех зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ. Все зависит от развития познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных органических элементов учебного процесса, если для нее отведено специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки, наращиваются темпы при выполнении заданий. Вид самостоятельной работы, ее объем и содержание подчиняются основным принципам дидактики: доступности и систематичности, связи теории с практикой, принципам постепенности в нарастании трудностей, творческой активности, дифференцированному подходу к учащимся.

Мы в своей работе используем различные виды самостоятельной работы относительно поставленной дидактической цели:

1 группа - Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания. Работы этой группы применяются на уроках изучения нового материала, на этапе первичного закрепления материала под руководством учителя, на этапе повторения материала в сочетании с различными требованиями к воспроизведению (слайд)

3 класс. Тема урока «Умножение натуральных чисел на 0 и 1»

Задание № 1. Найти значения выражений.

  1. 36 : 6 · 0 9 · 1

  2. 1 · 49 : 7 54 · 1

  3. (6 : 6) · 355 1 · 706

  4. 8 · (5 - 5) 52 · (48 - 47)

  5. 170 · (325 - 324) (70 - 69) · 14

  6. (350 - 349) · 25 (100 - 99) · 100

Задание № 2. Заполнить пропуски.

  1. а · □ = а □ · 1 = с

  2. 73 · □ = 73 1 · □ = 340

  3. 100 · □ = 0 □ · 35 = 0

  4. 72 · □ = 72 а · □ = 0

  5. 96 · □ = 96 1 · □ = 405

Задание № 3. Математическая эстафета.

– Предлагаю вам пройти математическую эстафету, для этого нам нужны три команды. Первый ряд – это первая команда, второй – вторая команда, а третий – третья команда. На доске вы видите данные: а, 21, 0, 1, с; у, 27, 0, 1.

Вам нужно с этими данными составить как можно больше выражений, которые будут содержать действие умножение. Это необходимо сделать правильно и как можно быстрее. Итоги эстафеты.

3 класс. Тема урока «Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова»

№ 1. Спиши предложения, объясни значение выделенных слов.

Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели. Туристы идут в поход. Часы идут точно. Археологи нашли золотую чашу. Наступила золотая осень. В связке много ключей. Из земли бьет прохладный ключ.

№ 2. Прочитай словосочетания. Распредели их в два столбика. В первый – словосочетания с прямым значением, а во второй с переносным.

Шить иглой, щучий хвост, хвост очереди, золотой кулон, золотое сердце, стальная проволока, стальная воля, вода закипела, закипела от возмущения.

№ 3. Выпишите многозначные слова. Составьте с ними предложения.

Учебник, игла, ключ, небо, гребень, шляпка, коса, лук.

2 группа – Закрепление и уточнение знаний, работы реконструктивно-вариативного характера. Работы этой группы применяются на уроках закрепления знаний, умений, навыков, на повторительно-обобщающих уроках (слайд)

3 класс. Тема урока «Задачи в два действия»

Решение задачи из учебника

– Первый раз читаем задачу хором, а второй раз читаем про себя.

а) В одной корзине 32 кг яблок, а в другой – на 19 кг больше. Сколько килограмм яблок в двух корзинах?

– Что нам известно? (В одной корзине 32 кг яблок).

– Что мы еще знаем из задачи? (что в другой корзине на 19 кг больше)

– Что нужно найти? (Сколько килограмм яблок в двух корзинах).

Запись на доске:

I кар. – 32 кг яблок

II кар. – ? на 19 кг больше


32 кг ? на 19 б.


– Чтобы найти целое, нужно сложить части . Первая часть нам известна, вторая часть не известна, но мы можем ее найти. После того, как нашли, сколько килограмм яблок во второй корзине, можно найти, сколько килограммов яблок всего.

  1. 32 + 19 = 51 (кг) - во второй корзине

  2. 51 + 32 = 83 (кг) - всего

Ответ: В двух корзинах 83 кг яблок.

б) Измените вопрос к данной задаче и решите ее.

3 класс. Тема урока «Родственные слова. Корень слова и однокоренные слова»

№1.Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.

Лес, лесник, леска, лесной.

Парк, парковый, паркет.

Водичка, вода, водитель, водяной.

№2. Выпишите группы однокоренных слов. Выделите корень.

Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок.

№3. Найдите и выпишите родственные слова, докажите свой выбор.

Лиса, лист, лисий, лисица.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

Проверяем! Объясняем!

(Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем дугой).

№4. Закончи предложение, употребив однокоренное слово. Однокоренные слова разбери по составу.

В столовой стоит большой … 

Садовник поливает … 

Лесник бережет ... 

В солонку насыпали … 

В кормушке был …

Из конюшни вышел …

3 группа - Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач, эвристические (частично-поисковые) самостоятельные работы. Работы этой группы применяются на уроках повторения. Дифференцированные самостоятельные работы применяются на этапе проверки домашнего задания, при проверке результатов учебной работы на уроке.

3 класс. Тема урока « Решение уравнений, содержащих действие деление»

На доске вывешиваются карточки с числами: 8, 7, 56, х – для первого варианта. Числа 6, 7, 42, х – для второго варианта. Числа 9,7, 63, х – для третьего варианта.

Вам нужно с этими данными составить все возможные уравнения только с действием деление.

Сколько уравнений получилось?(4).

х : 7= 8 56 : х = 7

х : 8= 7 56 : х = 8

3 класс. Тема урока «Состав слова»

№1.Разберите слова по составу:

Подорожник, луковица, белозубый, веснушка, съездить, дно, прадедушка, дошколята, медовый, музыкант.

№2.Поисковая работа со стихотворением «Родина моя – Казахстан»:

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы,

Закаты, как в сказке, и звездные ночи,

Рассветы ясны, как красавицы очи.

Там свято хранятся традиции предков,

И люди плохие встречаются редко.

Там радость – так радость!

Беда – не беда,

Гостям в каждом доме там рады всегда.

Там разные нации в мире живут.

Там вечные ценности - знания, труд.

Самая лучшая ты на земле.

Родина-матушка, слава тебе!

– Определите тему стихотворения. Каков его основной смысл?

– Выпишите из стихотворения слова, соответствующие схемам:

1) корень + окончание;

2) корень + суффикс + окончание;

3) приставка + корень + окончание.

Разбери слова по составу (на раздаточном листе).

4 группа - Формирование умений и навыков практического характера. Работы этой группы применяются на уроках формирования умений и навыков, на таких этапах урока как проведение проверочных упражнений, при ознакомлении с новыми умениями, при тренировочных упражнениях по образцу, алгоритму, инструкции, при выполнении упражнений на перенос в сходную ситуацию, при выполнении упражнений творческого характера

3 класс. Тема урока «Деление суммы на число»

  1. Решите задачу разными способами:

В классе 12 девочек и 14 мальчиков. Для игры они разделились на 2 равные команды. Сколько детей получилось в каждой команде?

  1. Масса одной тыквы 9 кг. Чему равна масса четырех тыкв?

Дорисуй каждую схему так, чтобы она соответствовала задаче:



а)

9

9



б)



  1. Вставьте пропущенные в задаче числа, используя ее решение:

1 способ

  1. 9 · 7 = 63 (кг)

  2. 9 · 3 = 27 (кг)

  3. 63 – 27 = 36 (кг)

  1. способ

  1. 7 – 3 = 4 (ящ.)

  2. 9 · 4 = 36 (ящ.)

В магазин привезли…ящиков винограда по…кг в каждом. Продали…ящика. Сколько килограммов винограда осталось?

3 класс. Тема урока «Антонимы, их роль в речи»

1 уровень. 

К данным глаголам подбери антонимы

Говорить – …., идти – …, здороваться – …, открыть - …, плакать – …, веселый – ….,  

2 уровень. 

Подбери антонимы к словосочетаниям. 

Правая рука – …; низкий потолок – …; зайти в школу - …; собрать вещи – …; 

Счастливая девочка – … . 

  1. уровень. 

Вставьте пропущенные слова. Подчеркните антонимы. Тетя вчера приехала, а через неделю … . Он упал, но быстро … . Я быстро поднялся по лестнице, а потом … . Птицы летали высоко, а потом …

4. Работа в парах.

Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

Корень учения горек, да плод его ... .

Ученье – … , а неученье – тьма.

Сытый … , а богатый бедного не знает.

Работать – ... коротать, а отдыхать – ночь избывать.

Умная ложь лучше … правды.

5 группа - Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации, работы исследовательского характера. Работы этой группы применяются на уроках применения знаний, умений, навыков, на уроках проверки знаний, в проведении комбинированного урока. при написании доклада или реферата, при подготовительной работе к изучению новой темы.

3 класс. Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»

Задание № 1.Составьте предложения из данных слов. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения:

Погода, сырая, в октябре, стоит. Льют, дожди, месяц, весь. Ветер, дует, осенний. Шумят, деревья, в саду. Дождь, ночью, перестал. Снег, первый, выпал. Вокруг, нарядным, стало, все. Листья и трава, на тропе, хрустят, у дома.

Задание № 2.

Заполните пропуски в тексте. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Осень.

Пришла … осень. По небу плывут … тучи. Часто льет … дождь. Дует … ветер. С деревьев опадают …, …, …, . Дети ждут … снега.

Работа по группам:

1 группа:

– Со словом «желтый» составить и записать предложение по схеме: когда? с чего? что делают? какие? что? (Осенью с деревьев опадают желтые листья).

2 группа:

Со словом «птицы» составить и записать предложение по схеме: когда? кто? что делают? куда? (Осенью птицы улетают на юг)

3 группа:

Со словом «урожай» составить и записать предложение по схеме: когда? где? Кто? что делают? какой? что? (Осенью в садах и огородах люди собирают богатый урожай).

Задания для самостоятельной работы должны давать учащимся возможность выбора (самоопределения), поэтому необходимо сделать так, чтобы самостоятельная работа каждого ученика строилась в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Дифференцированное обучение предполагает учебную деятельность учащихся на разном уровне для овладения единым программным материалом в зависимости от индивидуальных особенностей и характера подготовленности. Оно содействует умственному развитию учащихся и формированию умственной самостоятельности и творческих успехов, учит школьников учиться, овладевать опытом творческой деятельности, содействует развитию мышления. Учение становится радостным, интересным, увлекательным, открывает большие возможности для формирования внутренней мотивации. Процесс овладения знаниями и умениями в условиях дифференцированного обучения становится также процессом становления самостоятельной личности. Дифференцированные самостоятельные работы я применяю на различных этапах урока и в разной форме (слайды с примерами работ):

2 класс. Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Этап урока: проверочная работа (индивидуальные поуровневые задания)

уровень 1

1. Спишите слова 1 столбика. Рядом напишите слова во множественном числе.

Дом- ………….

Береза- ………….

Поле- ………….

2. Образуйте из слов 1 столбика слова, которые отвечают на вопрос какой?

уровень 2

1. Измените имена существительные в предложении на имена существительные во множественном числе. Запишите.

На лесной полянке растет белый гриб, а также куст душистой смородины.

2. Составьте два предложения с именами существительными, которые стоят только в единственном числе.

уровень 3

1. Спишите предложение, поставив подчеркнутое слово во множественном числе.

Весной цветет душистый ландыш.

2. Исправьте ошибки.

Нашу местность трудно у знать земой. Паля и ляса по крыл пушыстый

Снек. Стоит ненасная пагода. Грусно смотреть на голые деревья.

2 класс. Тема: «Задачи в два действия на нахождение суммы и остатка»

Этап урока: Домашнее задание (дифференцированное задание)

уровень 1

1. Решить задачу по алгоритму.

- прочитать задачу.

У Маши было з воздушных шарика. Ей подарили еще 2 шарика. Один шарик лопнул. Сколько шариков осталось у Маши?

- краткая запись условия задачи

- решение задачи

- запись ответа задачи

2. сделай рисунок к задаче.

уровень 2

1. Составить и решить задачу по краткой записи

Пустил - 5 к. и 3 к.

Утонули - 2 к.

Стало - ?

2. Реши задачу разными способами

уровень 3

1. Составить и решить задачи по записи

8+2=10 (8+2)+8=18

2. Решить задачу графическим способом.

3. Выступить в роли учителя - объяснить, проанализировать и решить задачу со всеми учениками в классе.

2 класс. Тема урока: Зачет по теме «Речь и предложение»

Этап урока: закрепление: закрепление новых умений, показ образца формирования,

тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

уровень 1

1. Из двух утверждений выберите верное:

- речь бывает устная, печатная, письменная

- речь бывает устная и письменная

2. Из трех утверждений выберите верное:

- в конце каждого предложения ставится только точка;

- в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак;

- в конце предложения ставится тире

3. Прочитайте текст, разделите его на предложения и в конце каждого предложения
поставьте нужный знак.

Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.

4. Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Дежурный стер пыль. Трещат кузнечики в траве.

уровень 2

1. Из двух утверждений выберите верное:

- устная речь это то, что мы читаем и пишем

- устная речь это то, что мы говорим и пишем

2. Из трех утверждений выберите верное:

- предложение - это набор букв и слогов

- предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль

- предложение - это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу

3. Составьте и запишите три предложения из данных слов. Поставьте нужные знаки в конце предложения.

Мальчики, они, кораблики, мастерят

Делают, что, кораблики, красивые, какие.

4. Спишите предложения грамотно. Исправьте все ошибки.

У вады шумят камыши волны тихо плещут на Берегу

уровень 3

1. Из двух утверждений выберите верное:

речь- это шум волн, шорох листьев, звон капель

речь - это разговор, рассказ, вопрос

2. Из трех утверждений выберите верное:

- подлежащее отвечает на вопрос Что делает? Сказуемое - на вопрос кто? Что?

- подлежащее отвечает на вопрос какой?

- подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое отвечает на вопросы Что делает?

3. Напишите мини - сочинение по вопросам: -Куда ходили дети летом? - много ли
они набрали грибов? - Куда зашли дети? - Что с ними случилось? - Испугались ребята? - Кто вывел детей на дорогу?

4. Подчеркни главные члены предложения.

Ручьи и реки покрылись толстым льдом. Дети бегали и прыгали на зеленой траве.

2 класс. Тема: Взаимосвязь человека с животным и растительным миром.

Этап урока: формулирование выводов по изученному материалу ( коллективно - групповая работа)

уровень 1

1. Составить логическую цепочку о растительном мире

необходимые условия для жизни растений Б) о вреде и пользе растений

взаимосвязь с другими компонентами природы

уровень 2

1. Составить логическую цепочку о животном мире

А) необходимые условия для жизни животных

Б) о вреде и пользе животных

В) взаимосвязь с другими компонентами природы

уровень 3

1. составьте логическую цепочку взаимосвязи человека с природой

а) необходимые условия для жизни человека

б) связь человека с растительным миром

в) связь человека с животным миром

уровень 4

1. Составить и начертить таблицу: «Взаимосвязь человека с растительным и животным миром природы»

2. Сформулируй выводы по теме.

2 класс. Тема: «Транспорт. Виды транспорта»

Этап урока: творческое применение ЗУН (групповая работа)

уровень 1

1. Составить сообщение о видах транспорта

2. Правила ПДД (на улицах и дорогах)

уровень 2

1. Работа с дополнительной литературой. Подготовить загадки, пословицы

по теме: «Транспорт».

2. Правила ПДД (на перекрестках)

уровень 3

1. Составить кроссворд, где ключевое слово «Транспорт»


Еще одним важным видом самостоятельных работ на данном этапе являются комплексные работы, используемые для развития функциональной грамотности и подготовки к международным исследованиям, о которых было упомянуто выше (слайд-пример работы)

Комплексная работа для 2 класса

«Король грызунов»

Бобра часто называют «королем грызунов». Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами, мышами он выглядит величественно, по - королевски. Длина его тела достигает 70 сантиметров. И ещё 30 сантиметров приходится на хвост. А масса этого зверя до 30 килограммов.

Только два грызуна могут оспаривать королевский титул бобра. Дикобраз, который вырастает до 90 сантиметров и весит до 27 килограммов. И живущая в Южной Америке водосвинка. Она бывает длиной полтора метра, а вест 50 килограммов.

Впрочем, среди грызунов бобры выделяются не только внушительной внешностью. Они ещё и лучшие строители. Более того: в строительном искусстве опередили всех зверей! Разные звери умеют строить – кто норы, кто гнёзда наподобие птичьих. Но никакие из этих построек не сравнятся по сложности с сооружениями «короля грызунов». Жилища бобров – хатки. Звери строят их из сучьев и веточек, которые сплетают и скрепляют илом и глиной.

Живут бобры долго – до 25 лет.

У этих животных всё удивительно – и зубы, и шуба, и хвост. Удивительны постройки бобров и их детёныши.

(Плешаков А.А. Зеленые страницы 156 слов)


Литературное чтение

1. Цель: выявить умение понимать содержание текста.

Кого называют «королём грызунов»?

Отметь свой ответ

□ хомяк

□ суслик

□ бобр

□ дикобраз

□ водосвинка

2. Цель: выявить умение понимать последовательность смысловых частей текста.

В каком абзаце бобр сравнивается с другими грызунами, которые могу оспаривать королевский титул?

Отметь свой ответ

□ в 1-м

□ во 2-м

□ в 3-м

□ в 4-м

□ в 5-м

3. Цель: выявить умение поиска необходимой информации в тексте.

Как называют жилища бобров?

Отметь свой ответ

□ норы

□ гнезда

□ дома

□ хатки

□ берлога

4. Цель: проверить умение определить тему текста.

О чём главным образом хотел рассказать автор?

Отметь свой ответ

□ Длина тела бобра 70 сантиметров

□ Живут бобры долго – до 25 лет

□ Бобр – «король грызунов»

□ Дикобраз вырастает о 90 сантиметров

□ Водосвинка живёт в Южной Америке

5. Цель: выявить умение определять жанр произведения.

В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

Отметь свой ответ

□ Записки ученого

□ Рассказы о животных

□ Писатели о природе

□ Стихи

□ Сказочные истории


Русский язык

1. Цель: проверить умение учащихся определить количество звуков и букв в словах.

Из этих слов отметить то, в котором букв больше, чем звуков.

□ мышь

□ бобр

□ суслик

□ хомяк

□ дикобраз

2. Цель: выявить умение правильного произношения слов.

В каком слове ударение падает на первый слог?

Отметь свой ответ

□ грызуны

□ хомяк

□ суслик

□ бобры

□ водосвинка

3. Цель: выявить знания правил переноса слов.

Какое слово нельзя перенести?

Отметь свой ответ

□ хомяк

□ бобр

□ суслик

□ дикобраз

□ водосвинка

4. Цель: проверить умения орфографической зоркости.

В каком слове есть орфограмма ЖИ-ШИ?

Отметь свой ответ

□ грызуны

□ разные

□ живут

□ детёныш

□ строить

5. Цель: проверить знания учащихся о предложении.

Какая группа слов является предложением?

Отметь свой ответ

□ Постройки бобров

□ Длина его тела

□ Живут бобры долго

□ Приходится на хвост

□ Лучшие строители.



Математика

1. Цель: проверить умение учащихся решать текстовые задачи.

Узнай сколько грызунов в этом рассказе.

Отметь свой ответ

□ 3

□ 4

□ 5

□ 6

□ 7

2. Цель: проверить умение сравнивать величины по их числовым значениям

Кто тяжелее: бобр или дикобраз? На сколько килограммов?

Отметь свой ответ

□ бобр тяжелее дикобраза на 3 кг

□ бобр легче дикобраза на 3 кг

□ дикобраз тяжелее бобра на 57 кг

□ дикобраз легче бобра на 57 кг 3. Цель: проверить умение решать простые задачи на сложение.

Длина тела бобра достигает 70 сантиметров и еще 30 сантиметров приходится на хвост. Какова его длина?

Отметь свой ответ

□ 70 см

□ 30 см

□ 80 см

□ 90 см

□ 100 см

4. Цель: выявить умение сравнивать величины.

У кого из животных самая большая масса тела?

Отметь свой ответ

□ хомяк

□ суслик

□ бобр

□ водосвинка

□ дикобраз

5. Цель: выявить умение сравнивать числа и неравенства.

Сравни длину тела бобра и дикобраза.

Выбери равенство или неравенство.

Отметь свой ответ

□ 70+30=90

□ 70+3090

□ 70

□ 30

□ 70+30



Познание мира

1. Цель: проверить умение раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей различных групп животных.

К какой группе животных мы отнесем бобра?

Отметь свой ответ

□ насекомое

□ птица

□ рыбы

□ земноводные

□ грызуны

2. Цель: проверить знания природных зон.

В какой природной зоне обитают бобры?

Отметь свой ответ

□ пустыня

□ тропические леса

□ тундра

□ лесная зона

□ степь

3. Цель: выявить умение поиска необходимой информации в тексте.

Средний возраст бобра?

Отметь свой ответ

□ 5 лет

□ 10 лет

□ 15 лет

□ 20 лет

□ 25 лет

4. Цель: выявить знания об особенностях питания животных.

К какой группе животных можно отнести бобра по способу питания?

Отметь свой ответ

□ хищник

□ всеядный

□ растительноядный

□ насекомоядный

□ паразиты

5. Цель: проверить умение выбрать правильный ответ.

Где обитает водосвинка?

Отметь свой ответ

□ Антарктида

□ Россия

□ Африка

□ Южная Америка



Большое количество методических пособий разработаны в помощь учителям по развитию математической, естественнонаучной грамотности и грамотности чтения учащихся на основе заданий исследований PIRLS, TIMSS, которые размещены на сайте Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (www.nao.kz). В них даны методические рекомендации и включены примеры заданий, которые были использованы в международных исследованиях образовательных достижений учащихся.

TIMSS




У Боба 10 зедов. На завтрак он купил бутылку сока за 2,50 зеда и бутерброд за 3,85 зеда. Сколько денег осталось у Боба после того, как он заплатил за завтрак?



А. 3,65 зеда

В. 4,75 зеда

С. 6,35 зеда

Д. 16, 35 зеда


PIRLS


Рассказ «Комочек глины» Дианы Энгел


1. Ниже даны предложения, в которых говорится о том, что произошло с комочком глины. Пронумеруй предложения так, чтобы показать, в каком порядке происходили события. Номер 1 уже поставлен.


Дождь сделал комочек глины влажным и мягким.

Мальчик попытался превратить комочек глины в вазу.

Девочка сделала из комочка глины чашку.

Комочек глины высох.

1. Комочек глины лежал в ларе.


Помимо самостоятельных работ, используемых на уроках, для развития умений работать самостоятельно в своей работе с учащимися мы используем тетради Центра Развития Молодежи г.Екатеринбурга. 1-2 класс – «Интеллектуальные витаминки» и «Комплексные работы», В прошлом году, в 3 классе, мы работали по тетради «Учусь принимать решения» (слайд-пример работы)

В этом году, в 4 классе, продолжим работу по тетради «Комплексные работы» Название тетради говорит само за себя - это сборник интересных работ на разные темы. Самостоятельная работа учащихся по данным тетрадям дает возможность не только научиться выполнять задания разных видов, но и оценивать самого себя и свои успехи.

Более подробную информацию можно получить на сайте www.cerm.ru

Для оценки эффективности использования самостоятельной работы в учебном процессе я использую следующие критерии:

1.Сформированность умений и навыков самостоятельной работы

2.Сформированность приемов выполнения самостоятельной работы.

Сформированность умений и навыков самостоятельной работы определяется показателями: стремление к оптимальному выбору действий, к последовательности действий, к рациональному использованию времени и оценивается при помощи 3 уровней: высокого, среднего, низкого.

Сформированность приемов выполнения самостоятельной работы  оценивается также по 3 уровням по следующим показателям: определять цель задания, выбирать учебные действия, выбирать последовательность учебных действий, выполнять самоконтроль.

Результаты входной и итоговой диагностик показали, что за этот учебный год повысился процент учащихся с высоким и средним уровнем развития умений, навыков и приемов самостоятельной работы, уменьшился процент учащихся с низким уровнем (слайды с диаграммами)

Активное участие мои ученики принимают в интеллектуальных марафонах «Акбота», «Парасат»- в этом учебном году заняли 1, 2 место в «Акботе» , 4,5 – в «Парасате», а также мы вместе с ребятами участвуем в дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок», где они также занимают призовые места. Считаю это хорошей демонстрацией того, что дети умеют работать самостоятельно, хотят получать новые знания и умеют применять уже полученные (слайд)

Анализируя активное применение самостоятельных работ в учебном процессе, мы сделали следующие выводы (слайд):

1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках в сочетании с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

Исходя из вышеизложенного, можно дать некоторые методические рекомендации по организации самостоятельной работы младших школьников (слайд):

  1. Для того чтобы процесс усвоения материала был более прочным, самостоятельная работа должна проводиться систематически.

  2. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой постановкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю.

  3. Задания для самостоятельной работы должны требовать от учеников волевых усилий, тренировки их памяти, быстроты реакции, самооценки.

  4. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.

  5. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

  6. Задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес у учащихся.

  7. Необходимо учитывать, что для выполнения задания разным учащимся требуется разное количество времени.

  8. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить младших школьников творчески мыслить, подготовить их к жизни, практической работе. Новые ориентиры в начальном образовании направлены на порождение интеллектуальной инициативы и мышления учащихся. При этом важно использование новых методов, приемов, средств, форм организации самостоятельной работы учащихся. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков и развитие функциональной грамотности (слайд).

Спасибо за внимание!




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее