Профессиональное саморазвитие педагога.
Каждый специалист, независимо от сферы профессиональной деятельности, желает достичь в данной области мастерства. Залог успеха в профессии напрямую зависит от саморазвития. Особую актуальность это приобретает для педагогов из-за специфики труда. Педагог не может находиться в статичном состоянии, так как приобретенные ранее профессиональные знания и навыки, которыми он владеет, по истечению времени становятся не соответствующими новым требованиям.
Самообразование является самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.
Функциями самообразования являются:
1) экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;
2) ориентировочная — определение себя в Культуре и своего места в обществе;
3) компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация "белых пятен" в своем образовании;
4) саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5) методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
6) коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7) сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8) омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
9) психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
10) геронтологическая — поддержание связей с миром и через них — жизнеспособности организма.
Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
На основе саморазвития каждый педагог создаёт свой самоанализ, который является основным источником информации о личности данного педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки.