«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Роль внутришкольного контроля повышения качества обучения

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ «ЛИКИНО-ДУЛЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ»
















«Роль внутришкольного контроля повышения качества обучения»










Автор: Крюкова Наталья Юрьевна













2018 г.

Внутришкольный контроль – всесторонее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях:

  1. координации всей ее работы в соответствии со стоящими задачами школы

  2. предупреждения возможных ошибок

  3. оказания необходимой помощи педколлективу.


Задачи ВШК:

  • отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе вариативные подходы к творческой деятельности учащихся

  • разработать форму учета достижений учащихся по предметам

  • разработать систему диагностики, изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося

  • обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе

  • эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации

  • создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов


Цель и задачи ВШК предполагают выход на новый образовательный результат и повышение качества образования.

По ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании».

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом, обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля, представлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда, уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.







Принципы внутришкольного контроля:

  • Предупредительный характер

  • Планомерность

  • Обоснованность

  • Всесторонность

  • Теоретическая методическая подготовленность




















Учебный процесс:

- Соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам

- Уровень знаний, умений, навыков учащихся

- Продуктивность работы учителя

- Качество внеурочной учебной деятельности

Воспитательный процесс:

- Уровень воспитанности

- Качество работы классного руководителя

- Здоровье и физическая подготовка учащихся

- Качество и количество общешкольных мероприятий

Методическая работа:

  • Методический уровень учителя

  • Повышение квалификации педагогов

  • Распространение передового педагогического опыта

  • Обеспечение учебной литературой

Научная и экспериментальная деятельность:

- Научная обоснованность работы

- Нововведения

- Научная деятельность учащихся

Психологическое состояние коллектива:

Сплоченность коллектива, психологический климат, атмосфера

Условия учебно-воспитаельного процесса:

- Охрана труда

- Санитарно-гигиеническое состояние кабинета

- Обеспеченность учебной литературой

Последовательность осуществления ВШК:

  • Обоснование проверки

  • Формулировка цели

  • Разработка алгоритма

  • Организация сбора информации

  • Обработка информации о состоянии объекта

  • Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.

  • Определение рекомендаций

  • Принятие управленческих решений

  • Определение сроков последующего контроля

  • Обсуждение итогов в коллективе.





Виды контроля:

  1. Фронтальный

  2. Тематический



Формы контроля:

а) по охвату объектов контроля:

- персональный;

- классно-обобщающий;

- предметно-обобщающий;

- обзорный и сравнительный;

- оперативный;

б) по признаку исполнителя:

- коллективная форма;

- взаимоконтроль;

- самоконтроль;

- административный;

в) по признаку логической последовательности:

  • текущий;

  • предварительный;

  • промежуточный;

  • итоговый;


г) по периодичности проведения:

- эпизодический;

- периодический;

д) по используемым методам:

- изучение школьной документации;

- посещение учебных занятий;

- посещение внекл. мероприятий;

- проведение контрольных работ;

- творческие отчеты;

- презентации из ППО работы;

- наблюдения;

- тестирование;

- групповые и индивидуальные

- собеседования и др.

Методы контроля:

  1. Наблюдение

  2. Тестирование

  3. Контрольные срезы

  4. Анализ

  5. Изучение документации

  6. Анкетирование



Методы контроля на уроках по ФГОС

  1. Устная контрольная работа - обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

  2. Дифференцированная проверочная работа - на доске записываются разноцветным маркером три варианта заданий различной степени сложности. Оценка «3» соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка «4» - синему, оценка «5» - красному.

  3. Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся - обучающиеся, выполнившие самостоятельную работу на «отлично», назначаются бригадирами. Группа разбивается на бригады по 3-5 человек в каждой, а внутри бригады на пары. Бригадир начинает опрашивать одну из пар своей бригады. Обучающиеся, ответившие «хорошо» бригадиру, могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.

  4. Перекрестные контрольные опросы - вызывается группа, состоящая из 6 человек, каждый из которых опрашивает 5 участников по пройденному материалу за четверть. И так каждый участник получает и задает по 5 вопросов. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

  5. Компьютерные тесты



















Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения – мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.


Виды тестов и функции теста

1. Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

2. Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных ответов или прочерк.

3. Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено обучающимися.

4. Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате обучающийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

5. Тесты идентификации. Аналогичны (4). В них используются графические объекты или аналитические описания.

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя – наполненностью содержания.





Внутришкольный контроль:



При оценке учителя в ходе ВШК учитывается:

-выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала,

проведение практических и контрольных работ, экскурсий и др.)

-уровень достижения образовательных стандартов, развития учащихся;

-степень самостоятельности учащихся;

-владение учащимися ОУУН;

-характер направленности образовательного процесса;

-овладение технологиями развивающего обучения;

-наличие положительного эмоционального микроклимата;

-способность к рефлексии, самостоятельному контролю за результатом собственной

деятельности;

-умение представлять свой опыт.

Методы контроля за деятельностью учителя:

-наблюдение;

-анализ, самоанализ уроков;

-мониторинг;

-тестирование;

-анкетирование;

-изучение учебной документации.


Нормативно-правовое обеспечение внутришкольного контроля за качеством результатов



Критерий

Показатель

Здоровье

Уровень здоровья учащихся

Личностные образовательные

результаты

Уровень социализированности и уровень воспитанности

Уровень учебно-познавательной мотивации

Уровень сформированности ценностей ЗОЖ

Метапредметные образовательные

результаты

Уровень реализации регулятивных УУД

Уровень реализации познавательных УУД

Уровень реализации коммуникативных УУД

Уровень развития ИКТ – компетентности

Предметные образовательные результаты

Качество и динамика обученности

Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки

Уровень обучаемости

Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее