![МКОУ «С(К)ОШИ Роль учителя в организации коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ Учитель Сурина Т.В. г. Балахна](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_0.jpg)
МКОУ «С(К)ОШИ
Роль учителя в организации коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ
Учитель Сурина Т.В.
г. Балахна
![Сопровождение](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_1.jpg)
- Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде».
![Компоненты коррекционно-развивающего сопровождения](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_2.jpg)
Компоненты коррекционно-развивающего сопровождения
![Направления коррекционной деятельности](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_3.jpg)
Направления коррекционной деятельности
![Основные направления педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО Педагогическая диагностика; Разработка программ индивидуальной и фронтальной коррекционной работы; Мониторинг уровня речевого развития детей.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_4.jpg)
Основные направления педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО
- Педагогическая диагностика;
- Разработка программ индивидуальной и
фронтальной коррекционной работы;
- Мониторинг уровня речевого развития детей.
![Диагностика детей с ОВЗ в ОУ Слоговая структура слова Фонематическое восприятие Навыки словообразования Навыки словоизменения Навыки языкового анализа Связная речь + дополнительно](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_5.jpg)
Диагностика детей с ОВЗ в ОУ
- Слоговая структура слова
- Фонематическое восприятие
- Навыки словообразования
- Навыки словоизменения
- Навыки языкового анализа
- Связная речь
+ дополнительно
- Лексический строй речи
![Данные о ребенке, полученные в процессе комплексной диагностики, используются учителем при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ и выборе методов обучения и коррекции.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_6.jpg)
Данные о ребенке, полученные в процессе комплексной диагностики, используются учителем при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ и выборе методов обучения и коррекции.
![Реализация коррекционной работы](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_7.jpg)
Реализация коррекционной работы
![Педагогическая коррекция Используются технологии:](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_8.jpg)
Педагогическая коррекция
Используются технологии:
- Постепенное введение заданий по степени нарастания трудности.
- Включение в занятие заданий, предполагающих работу различного доминантного анализатора.
- Частая смена видов деятельности воспитанников.
- Поэтапная помощь педагога.
- Включение в занятие упражнений по коррекции высших психических функций.
- Проблемные задания.
- Познавательные вопросы.
- Упражнения по организации внимания и контроля.
- Постановка проблемных задач.
- Использование таблиц, схем.
- Театрализация как метод реабилитации .
![Реализация индивидуальной коррекционной работы Урок](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_9.jpg)
Реализация индивидуальной коррекционной работы
Урок
![Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи Характер нарушения В чем проявляется Дефекты произношения Используемые методы, приемы для коррекции и развития Отсутствие тех или иных звуков, их искажение, замены, смешение согласных, нарушение слоговой структуры слова Нарушения лексической стороны речи «Фонематические», «песенные» минутки, слоговое, с ритмическим отхлопыванием, хоровое проговаривание слов, визуализация слов, использование сигнальных карточек, кинезиологические упражнения и т.п. Ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование, патологическое различие между пассивным и активным словарем Словарная работа, группировка слов по смысловой и корневой родственности, прием актуализации словарного запаса, дифференциация лексического значения слов](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_10.jpg)
Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи
Характер нарушения
В чем проявляется
Дефекты произношения
Используемые методы, приемы для коррекции и развития
Отсутствие тех или иных звуков, их искажение, замены, смешение согласных, нарушение слоговой структуры слова
Нарушения лексической стороны речи
«Фонематические», «песенные» минутки, слоговое, с ритмическим отхлопыванием, хоровое проговаривание слов, визуализация слов, использование сигнальных карточек, кинезиологические упражнения и т.п.
Ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование, патологическое различие между пассивным и активным словарем
Словарная работа, группировка слов по смысловой и корневой родственности, прием актуализации словарного запаса, дифференциация лексического значения слов
![Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи Характер нарушения В чем проявляется Нарушения грамматического строя речи, связной речи Используемые методы, приемы для коррекции и развития Малая распространенность предложений, пропуск слов и словосочетаний необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении, порядка слов, разрыв словосочетаний Распространение предложений, нахождение связи слов в предложении, выделение главной мысли, озаглавливание текста, выделение частей текста, введение учебного диалога, включение алгоритмов, работа с деформированным текстом, интегрированные задания и т. п.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_11.jpg)
Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи
Характер нарушения
В чем проявляется
Нарушения грамматического строя речи, связной речи
Используемые методы, приемы для коррекции и развития
Малая распространенность предложений, пропуск слов и словосочетаний необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении, порядка слов, разрыв словосочетаний
Распространение предложений, нахождение связи слов в предложении, выделение главной мысли, озаглавливание текста, выделение частей текста, введение учебного диалога, включение алгоритмов, работа с деформированным текстом, интегрированные задания и т. п.
![Внеклассные мероприятия](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_12.jpg)
Внеклассные мероприятия
- Общешкольные праздники;
- Внешкольные развлекательные мероприятия;
- Посещение творческих объединений;
- Выставки, конференции;
- Участие в конкурсах .
![Система мониторинга индивидуального уровня развития детей](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_13.jpg)
Система мониторинга индивидуального уровня развития детей
- Самостоятельные работы;
- Контрольные работы, зачёты;
- Домашние работы;
- Задания для изучения речевого развития .
![Работа с родителями Индивидуальные консультации; Беседы по итогам диагностики; Посещение открытых уроков родителями.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_14.jpg)
Работа с родителями
- Индивидуальные консультации;
- Беседы по итогам диагностики;
- Посещение открытых уроков родителями.
![Создание условий для взаимодействия и обменом опыта учителями ОУ](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_15.jpg)
Создание условий для взаимодействия и обменом опыта учителями ОУ
- Ведение документации;
- Консультации специалистов;
- Интегрированные уроки;
- Посещение «открытых занятий».
![Результативность профессиональной педагогической деятельности](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_16.jpg)
Результативность профессиональной педагогической деятельности
![Синквейн. 1 строка- существительное, выражающее главную тему 2 строка -два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка- три глагола, описывающие действия 4 строка- фраза, несущая определенный смысл 5 строка- одно существительное-вывод ( суть темы )](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_17.jpg)
Синквейн.
1 строка- существительное, выражающее главную тему 2 строка -два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка- три глагола, описывающие действия 4 строка- фраза, несущая определенный смысл 5 строка- одно существительное-вывод ( суть темы )
![Учитель. Умный, внимательный. Наставляет, заботится, помогает. Человек, любящий своё дело. Друг.](http://fsd.compedu.ru/html/2019/03/17/i_5c8dd8a4745a6/img_phpx7cAiJ_rol-uchitelya_18.jpg)
Учитель. Умный, внимательный. Наставляет, заботится, помогает. Человек, любящий своё дело. Друг.