МКОУ «С(К)ОШИ
Роль учителя в организации коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ
Учитель Сурина Т.В.
г. Балахна
- Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде».
Компоненты коррекционно-развивающего сопровождения
Направления коррекционной деятельности
Основные направления педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ОО
- Педагогическая диагностика;
- Разработка программ индивидуальной и
фронтальной коррекционной работы;
- Мониторинг уровня речевого развития детей.
Диагностика детей с ОВЗ в ОУ
- Слоговая структура слова
- Фонематическое восприятие
- Навыки словообразования
- Навыки словоизменения
- Навыки языкового анализа
- Связная речь
+ дополнительно
- Лексический строй речи
Данные о ребенке, полученные в процессе комплексной диагностики, используются учителем при составлении индивидуальных программ развития детей с ОВЗ и выборе методов обучения и коррекции.
Реализация коррекционной работы
Педагогическая коррекция
Используются технологии:
- Постепенное введение заданий по степени нарастания трудности.
- Включение в занятие заданий, предполагающих работу различного доминантного анализатора.
- Частая смена видов деятельности воспитанников.
- Поэтапная помощь педагога.
- Включение в занятие упражнений по коррекции высших психических функций.
- Проблемные задания.
- Познавательные вопросы.
- Упражнения по организации внимания и контроля.
- Постановка проблемных задач.
- Использование таблиц, схем.
- Театрализация как метод реабилитации .
Реализация индивидуальной коррекционной работы
Урок
Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи
Характер нарушения
В чем проявляется
Дефекты произношения
Используемые методы, приемы для коррекции и развития
Отсутствие тех или иных звуков, их искажение, замены, смешение согласных, нарушение слоговой структуры слова
Нарушения лексической стороны речи
«Фонематические», «песенные» минутки, слоговое, с ритмическим отхлопыванием, хоровое проговаривание слов, визуализация слов, использование сигнальных карточек, кинезиологические упражнения и т.п.
Ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование, патологическое различие между пассивным и активным словарем
Словарная работа, группировка слов по смысловой и корневой родственности, прием актуализации словарного запаса, дифференциация лексического значения слов
Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи
Характер нарушения
В чем проявляется
Нарушения грамматического строя речи, связной речи
Используемые методы, приемы для коррекции и развития
Малая распространенность предложений, пропуск слов и словосочетаний необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении, порядка слов, разрыв словосочетаний
Распространение предложений, нахождение связи слов в предложении, выделение главной мысли, озаглавливание текста, выделение частей текста, введение учебного диалога, включение алгоритмов, работа с деформированным текстом, интегрированные задания и т. п.
Внеклассные мероприятия
- Общешкольные праздники;
- Внешкольные развлекательные мероприятия;
- Посещение творческих объединений;
- Выставки, конференции;
- Участие в конкурсах .
Система мониторинга индивидуального уровня развития детей
- Самостоятельные работы;
- Контрольные работы, зачёты;
- Домашние работы;
- Задания для изучения речевого развития .
Работа с родителями
- Индивидуальные консультации;
- Беседы по итогам диагностики;
- Посещение открытых уроков родителями.
Создание условий для взаимодействия и обменом опыта учителями ОУ
- Ведение документации;
- Консультации специалистов;
- Интегрированные уроки;
- Посещение «открытых занятий».
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Синквейн.
1 строка- существительное, выражающее главную тему 2 строка -два прилагательных, выражающих главную мысль 3 строка- три глагола, описывающие действия 4 строка- фраза, несущая определенный смысл 5 строка- одно существительное-вывод ( суть темы )
Учитель. Умный, внимательный. Наставляет, заботится, помогает. Человек, любящий своё дело. Друг.