«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Роль социального проектирования при подготовке специалистов среднего звена

Социальный и учебный проект в образовательном процессе. Его значение для обучающихся и для окружающих.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

А. Е. Мартынова

Проект в переводе с латыни означает «брошенный вперед». Метод проектов, впервые появившийся в начале ХХ века, стал характерной особенностью современного общества. Этот способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного результата, активно внедряется в различные сферы жизнедеятельности человека. Применение проектного метода в педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов социально-педагогической деятельности. В то же время требует наличия у разработчиков определенного уровня квалификации, умения системно подходить к решению актуальных вопросов профессиональной деятельности.

Проектная деятельность – это один из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные, в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Социальный проект – наиболее сложный тип проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальное проектирование – цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе проектной деятельности происходит преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные студентами в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности молодых людей к социальному проектированию, а с другой – базой, основой проектирования. Должна быть специально организована учебная деятельность студентов, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности.

Творческая деятельность – это деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца.

Под целями проектного обучения подразумевают следующее:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха», когда не на словах, а в деле студент может почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания;

  • развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей;

  • развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Наши студенты всех курсов и отделений принимают активное участие в различных проектах. Помимо социальных проектов они занимаются и учебными проектами.

Проект – это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. При работе над проектами у студентов повышается учебно-познавательная мотивация, формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, в том числе и с различными источниками информации. Правильно организованная самостоятельная творческая деятельность учащихся по выполнению учебного проекта способствует повышению учебной мотивации, развитию познавательной активности.

Любое проектирование, в том числе и социально-педагогическое выдвигает и функционирует некий идеальный образ желаемого будущего, выявляет тенденции развития, планирует те изменения, которые откроют дорогу полезным и ограничат или ликвидируют возможности развития нежелательных тенденций. Первые затем должны превратиться в практические дела, обеспечить позитивное развитие. Этой цели и служат модели исходного состояния системы, процесса ее преобразования и желаемого состояния преобразуемых объектов или процессов, реализующего реально достижимую в конкретных условиях цель. Таким образом, проектирование, должно быть направлено на улучшение существующих образовательных систем, решение насущных проблем образовательных учреждений путем разработки проекта и претворения его в реальность.

Современные условия делают необходимостью внедрение социально-педагогического проектирования и моделирования в системе образования в нашей стране. И с каждым годом эта необходимость все более и более возрастает и каждое учебное заведение должно применять и внедрять в своей практике методы проектирования и моделирования. Ведь для того, чтобы добиться наилучших результатов в будущем, необходимо изменять и преобразовывать действительность. И в первую очередь это касается образования, так как именно от образования зависит будущее нашей страны и в наших руках сделать его гораздо лучше.

В условиях работы над проектом создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала будущих специалистов, развиваются определённые черты личности, которые не проявляются на обычных занятиях. Это и гуманное отношение к людям, милосердие, взаимопомощь, добрососедство и толерантность. Немаловажно в проектной деятельности осознание отдачи от вложения сил и средств для становления и утверждения другой личности, а также духовное, физическое, профессиональное самосовершенствование.

Литература:

  1. Аверин А. Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении / А. Н. Аверин. – М. : Омега, 2010. – 196 с.

  2. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. М. : СИНТЕГ – ГЕО, 2007. – 264 с.

  3. Викторова Т. Б. Социальное проектирование – социальное действие / Т. Б. Викторова // Дополнительное образование. – №1. – 2006. – С. 51-53.

  4. Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / В. И. Загвязинский / [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.pspu.ru/index.ru

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее