РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
МБДОУ ДС №27 «Филиппок», город Нижневартовск
Аннотация
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что: ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы; имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Ключевые слова: формирование, осознанное обучение, учебная деятельность
Keywords: formation, conscious learning, educational activity
Задачи ДОО по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе
Задачи ДОО по работе с семьей на этапе подготовке ребенка к школе. Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОО – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОО должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.
Тематика консультаций и родительских собраний разнообразна и, как правило, посвящена работе с родителями по подготовке детей к школе, для оказания им педагогической и психологической помощи. Нужно донести до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребенка важно предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими в культуре средствами и способами познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – осознанное обучение, учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребенка, базис его личностной культуры.
Школа – не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире (здесь и сейчас), работать с другими людьми и приобретать необходимые знания, поэтому обучение должно ориентироваться на интересы и потребности детей и основываться на их личном опыте (Джон Дьюи).
Большинство родителей не готовы к тому, чтобы сознательно и ответственно подходить к подготовке к школьному обучению и формировать положительный опыт ребенка, закладывая тем самым основу для школьной дезадаптации и неуспешности. Зачастую родители воспринимают игру как форму отдыха и развлечения, поощрения ребенка за хорошую «учебу». Педагоги детского сада разъясняют родителям, что игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре ребенок развивается в первую очередь как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной деятельности, его отношения с людьми. Наряду с игрой ребенок должен знакомиться со сказкой. Значительный вклад в психическое развитие вносят также продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что: ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы; имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие: выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представление ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя). Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности.
Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, пассивно поведет себя на занятии, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Большое значение в подготовке к школе имеет воспитание у детей «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе, в том числе и многонациональном.
Поэтому одно из условий формирования положительных взаимоотношений – поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении, которое должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь педагог.
Взаимодействие с семьей для успешной подготовки ребенка к школе
Семейная среда особенно значима для ребенка с точки зрения эмоциональной и душевной поддержки. Поэтому педагоги, должны поддерживать воспитательную компетентность родителей будущих первоклассников. Под компетентностью подразумевается информированность, система усвоенных знаний, понятия, которыми человек может оперировать на практике. Следовательно, актуальной задачей педагогов в работе с родителями есть терпеливое предоставление родителям возможности эмоционально прожить как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер.
Так же важно практически показать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье. Как показывает опыт, это возможно, если применять практические методы общения с родителями, игровое моделирование способов поведения.
В числе приоритетных задач можно выделить следующие:
способствовать осознанию родителями собственного опыта, взглядов, стереотипов в воспитании, которые помогают или препятствуют благоприятному проживанию предшкольного периода жизни;
повышать эмоциональную чувствительность взрослых к значимым переживаниям ребенка;
помогать родителям овладевать игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.
Примерная тематика консультаций для родителей:
Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника.
О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника.
О пользе игры для социального взросления ребенка.
Как поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения ребенка.
Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком.
Игры в семье на познавательную тему.
Как с помощью игры помогать ребенку выражать «запретные» чувства.
Как обогащать чувственный опыт ребенка.
Безопасные игры в квартире, во дворе, на даче для здоровья.
Домашняя подготовка к школе в играх «на ходу».
Свободное время семьи для художественного творчества или готовим руку к письму.
Очень интересны родителям встречи с психологом на практикумах, дискуссиях.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планируется, потом происходит параллельное и взаимопроникающее его осуществление в детском саду и семье.
Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли или не произошли у ребенка по тем или иным причинам, становятся основой проектирования очередного шага согласованной индивидуальной работы.
Особенности педагогического взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников
Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам дошкольного образовательного учреждения. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:
- изучение семей детей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. При этом речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям.
Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи показал, что осуществление полноценного взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:
· готовности педагогов к взаимодействию с родителями,
· настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей,
· определения значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие,
· разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников,
· создания материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- практическая помощь семье в воспитании детей;
- организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
- активизация их педагогического самообразования и др.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.
Наиболее оптимально отношения «педагог-родитель» складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».
На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Психологические обследования детей, поступающих в первый класс, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важнейших параметров психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещающим дошкольное учреждение. Даже принимая во внимание многие недостатки современного дошкольного общественного воспитания, понимая необходимость его реформирования и улучшения, нельзя не отметить, что в детском саду ребенок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к культурным ценностям.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Содержание, формы и методы методического сопровождения взаимодействия детского сада и семьи по формированию социальной готовности ребенка к школе
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.
В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:
1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в ДОО.
2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями:
а) изучение семей;
б) педагогические беседы и тематические консультации;
в) родительские собрания;
г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;
д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей;
е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.
3. Повышение педагогических умений воспитателей:
а) планирование работы с родителями;
б) педагогическое самообразование педагогов;
в) педагогический опыт;
г) консультации и семинары с воспитателями.
Изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.
Формы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения.
Рассмотрим подробнее каждую из форм.
1. Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной на стенде «Скоро в школу». Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как подготовить ребенка к школе.
Рубрики обновляются ежемесячно: «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье», «Значение игры в семье при формировании волевых качеств», «Режим будущего школьника» и др.
2. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей.
3. На собраниях рассматриваем такие темы как:
«Значение режима дня в жизни старшего дошкольника».
«Как подготовить ребенка к школе».
«Воспитание волевых качеств у ребенка».
4. Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, можно проводить семинары-практикумы, такие как «Контрольная для родителей», «Знаете ли вы своего ребенка?».
5. Совместное проведение досугов (праздников, развлечений, спортивных мероприятий). Целью такой работы является оптимизация детско-родительских отношений, изучение возможностей детей и поиск путей помощи своему ребенку.
Примером является занятие «Веселая игра с колокольчиком», совместное рисование «Карандашный мостик», мастер-класс «Волшебная сказка – оригами», семейная ролевая игра-путешествие «Остров семейных сокровищ».
6. Организация работы клуба «Заботливые родители». Целью работы клуба является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Принимая участие в работе клуба, родители начинают более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. Тематика работы клуба разнообразна: «Оптимизация детско-родительских отношений», «Сохраняем и укрепляем здоровье детей», «Влияние музыки на психическое развитие ребенка», «Коррекционная педагогика для всех».
В работе клуба принимают участие специалисты: учителя-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по плаванью, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участники выступления отбирают доступный материал с яркими примерами.
Теоретический вопрос обычно готовят воспитатели, а практический представляют специалисты. Они демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми.
По каждой теме воспитатели выставляют печатный материал в родительские уголки.
Можно выделить две основные задачи обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения:
Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей.
Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребенком.
Решая эти задачи, можно применять в практике следующие методы:
- Обсуждение различных точек зрения на различные аспекты подготовки ребенка к школе. Это позволяет настроить родителей на размышление. Вопрос может быть таким: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воле, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?».
- Решение проблемных задач семей воспитанников. Что помогает родителей на поиск наиболее подходящих форм поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации.
- Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будите устанавливать контакт, с плачущим ребенком.
- Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения к нему, выбирают наиболее удачные конструкции.
- Анализ родителями поведения ребенка. Помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
- Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: « Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком». Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
- Игровое взаимодействие родителей и детей. В различных игровых формах деятельности (рисование, лепка, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке.
Экспериментальные наблюдения показывают: когда родители в игре моделируют варианты своего поведения, их взгляд на проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открыли такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем.
Эффективность деятельности педагогического коллектива детского сада заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата. Нужно из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Каждое дошкольная организация должна самым тщательным образом продумать все свои шаги в рамках образовательного процесса, определить стратегию и тактику новой достаточно сложной деятельности, отражая ее в планах, который включает в себя самые разнообразные форма сотрудничества с родителями.
Данная система работы способствует повышению педагогической компетентности родителей, усилению эффективности организованного воспитания и обучения детей коррекционной группы, правильному выбору родителями программы обучения и воспитания ребенка в школе.
С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Эти изменения предполагают большую нагрузку на организм ребёнка, как умственную, так и физическую.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения в школе заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение.
Литература:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. - 423 с.
Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 234 с.
Запорожец, А.В., Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 2010. - №5. - С. 43-49.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012г. — 384с.
Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей.// Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. - 640 с.
Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 366 с.
Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. - 134 с.
Трофимова О.А. Формирование мотивационной готовности к обучению старших дошкольников. / О.А. Трофимова. – Екб. – 2007. – 145 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html