«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Роль практических работ на уроках географии

География — единственный школьный предмет, формирующий у школьников комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит практическим работам на уроках географии в 6-11 классах, именно они обеспечивают школьнику выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия, конспектирование, реферирование.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Роль практических работ на уроках географии

География — единственный школьный предмет, формирующий у школьников комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит практическим работам на уроках географии в 6-11 классах, именно они обеспечивают школьнику выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия, конспектирование, реферирование. Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.

Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:

-называть и показывать различные географические объекты;

-описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами;

-определять направления, географические координаты;

-измерять расстояния, азимуты;

-наблюдать за различными процессами, явлениями на местности;

-объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;

-прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.

Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В современной методической науке сложились различные классификации практических работ:

1.По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

  • репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

  • частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

  • творческий.

3.По форме проведения выделяются:

  • индивидуальные, 

  • групповые 

  • коллективные работы.


4.По месту выполнения работы могут быть 

  • «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. 

  • Домашние работы могут выполняться дома, 

  • практические работы на местности

5.По форме представления результата практической работы:

  • Текстовые работы. 

  • Картографические работы, в том числе на контурных картах. 

  • Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.

  • Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.

  • Фотографии, видеоматериалы, мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации.

Общие требования к организации практических работ.

У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования.

1.Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.

2.Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.

3.Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.

4.Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).

Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.

Все практические работы должны быть оценены. Причем оценки за работу всему классу можно ставить или сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников. Важно чтобы итоги работы были оценены объективно


Приучить ребят в процессе обучения самостоятельно овладевать практическими знаниями — одна из основных задач школы, от удачного решения которой во многом зависит дальнейшее умственное развитие и воспитание молодежи.

Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.

Пример практической работы в 6 классе

Практическая работа №4


Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту, составлять простейший план местности.

Цель работы: учиться определять стороны горизонта , двигаться по определенному азимуту, составлять простейший план местности.


Последовательность выполнения работы.

Подготовительный этап

  1. Класс разделить на группы по 5 человек ,

каждой группе надо иметь необходимое оборудование (планшет, простой карандаш, линейка, ластик, компас) Каждый участник группы получает определенное задание.

2.Выходят на С-В школьного двора. Определяют по компасу стороны горизонта и ориентируют планшет.

3.Учащиеся определяют направление на предметы и измеряют расстояние.

Глазомерную съемку с планшетом можно провести двумя способами:

-снимать с одной точки-полюса (полярная съемка)

-двигаться по выбранному маршруту (маршрутная съемка)

Для успешного выполнения работы на уроке дома учащиеся изучают способы глазомерной съемки(полярной и маршрутной).

Составление плана школьного двора проводится на уроке, а окончательное оформление планов заканчивают дома.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее