Роль практических работ на уроках географии
География — единственный школьный предмет, формирующий у школьников комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит практическим работам на уроках географии в 6-11 классах, именно они обеспечивают школьнику выделять главную мысль, составлять план, описывать, объяснять, задавать вопросы, составлять схему, оценивать, определять и планировать свои учебные действия, конспектирование, реферирование. Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений:
-называть и показывать различные географические объекты;
-описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами;
-определять направления, географические координаты;
-измерять расстояния, азимуты;
-наблюдать за различными процессами, явлениями на местности;
-объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации;
-прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления.
Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В современной методической науке сложились различные классификации практических работ:
1.По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;
творческий.
3.По форме проведения выделяются:
индивидуальные,
групповые
коллективные работы.
4.По месту выполнения работы могут быть
«классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке.
Домашние работы могут выполняться дома,
практические работы на местности
5.По форме представления результата практической работы:
Текстовые работы.
Картографические работы, в том числе на контурных картах.
Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
Фотографии, видеоматериалы, мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации.
Общие требования к организации практических работ.
У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ и связаны они прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования.
1.Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.
2.Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
3.Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели.
4.Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.
Все практические работы должны быть оценены. Причем оценки за работу всему классу можно ставить или сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников. Важно чтобы итоги работы были оценены объективно
|
Приучить ребят в процессе обучения самостоятельно овладевать практическими знаниями — одна из основных задач школы, от удачного решения которой во многом зависит дальнейшее умственное развитие и воспитание молодежи.
Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.
Пример практической работы в 6 классе
Практическая работа №4
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту, составлять простейший план местности.
Цель работы: учиться определять стороны горизонта , двигаться по определенному азимуту, составлять простейший план местности.
Последовательность выполнения работы.
Подготовительный этап
Класс разделить на группы по 5 человек ,
каждой группе надо иметь необходимое оборудование (планшет, простой карандаш, линейка, ластик, компас) Каждый участник группы получает определенное задание.
2.Выходят на С-В школьного двора. Определяют по компасу стороны горизонта и ориентируют планшет.
3.Учащиеся определяют направление на предметы и измеряют расстояние.
Глазомерную съемку с планшетом можно провести двумя способами:
-снимать с одной точки-полюса (полярная съемка)
-двигаться по выбранному маршруту (маршрутная съемка)
Для успешного выполнения работы на уроке дома учащиеся изучают способы глазомерной съемки(полярной и маршрутной).
Составление плана школьного двора проводится на уроке, а окончательное оформление планов заканчивают дома.