Областная специальная коррекционная школа-сад для детей с ЗПР
Доклад на тему:
«Роль игровой терапии в развитии внимания
дошкольников с ЗПР»
Воспитатель: Кравец О.Ю.
Актобе 2013
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Успешное обучение и воспитание детей названной категории, в частности с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития и коррекции нарушенного внимания у дошкольников ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного развития ребенка с ЗПР в процессе обучения и воспитания.
Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
- неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности и т.д.;
- сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
- снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
- сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
- сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
- «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
- повышенная отвлекаемость.
Снижение устойчивости внимания может иметь разный характер. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, у других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания.
В основном эти дети отличаются крайней неустойчивостью внимания, легкой отвлекаемостью, слабой распределенностью и концентрацией, они быстро утомляются на занятиях. При утомлении, дети перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений.
Частые переходы от состояния активности внимания и полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без видимых причин. Однако, и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объем работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания.
Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. С точки зрения объекта восприятия для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек, упавший предмет –все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка. Одной из особенностей частых нарушений внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.
Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной активной возбудимости, то есть у детей с гиперактивным поведением. При гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность, импульсивность. Эти дети раздражительны, взрывчаты, проявляют агрессивность и негативизм, у них часто наблюдается ухудшение сна. При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных особенностей восприятия детей с задержкой психического развития - трудность выделения фигуры из фона.
Сравнительное экспериментальное исследование влияния посторонних воздействий (например, шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает.
Наиболее эффективный метод терапевтического воздействия для детей с нарушением внимания является игровая терапия, где общение ребенка и взрослого происходит в процессе игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста.
Изучая литературу, посвященную вопросам игровой терапии, можно сказать, что игра может использоваться как диагностический инструмент. Пронаблюдав за игрой ребенка, можно увидеть, что его тревожит на данный момент времени, каковы причины возникновения этой тревоги, с чем ребенок не согласен. Наблюдения игрового развития ребенка могут использоваться для выработки гипотез относительно других аспектов его развития, а так же для постановки целей и создания стратегий лечения. Игра может использоваться как средство коррекции различных сфер личности ребенка. Следует так же отметить, что диагностику психического развития ребенка, проведенную в виде игры, можно считать самым оптимальным, непринужденным методом. Игра раскрепощает ребенка. Дает возможность избежать сковывающего воздействия оценки, под которой поведение ребенка рассматривается как успешное либо удачное. Играя, ребенок отображает окружающий мир и свое отношение к нему. Игра, подобно всем другим типам поведения ребенка, следует предсказуемой последовательности развития.
В процессе перехода ребенка к дошкольному возрасту ему предъявляют более серьезные требования: надо в течении 15-20 минут выполнять задания на занятиях в детском саду, слушать довольно длинные сказки и рассказы, исполнять роль в игре. Да и для школы необходима внимательность. Поэтому следует помочь ребенку в развитии наиболее существенных сторон его внимания.
К 4-5 годам у ребенка значительно увеличивается объем внимания: он может даже в сложной ситуации действовать сразу с 2-3 предметами. Особенно явно это выступает в играх детей. У «доктора» целый набор инструментов и лекарств, у «продавца» -товаров. Однако вне игры далеко не все дети успешно распределяют свое внимание между несколькими предметами.
Так если ребенка 5 -6 лет попросить придумать рассказ про 2-3 стоящие перед ним игрушки, то не всегда он может справиться с этим. Часть детей сосредотачиваются только на одном предмете и рассказывают только про него. Некоторые дети невнимательно анализируют сами предметы, что приводит к несоответствиям в их рассказах. Поэтому умение направлять свое внимание сразу на несколько предметов и тщательно их анализировать следует специально формировать у дошкольников. В данном случае можно поиграть с ребенком в игру «Что изменилось?»
Важным свойством внимания, развитие которого особенно значимо для обучения в школе, является его устойчивость.
Детям можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать небольшую сказку. Если замечено, что ребенок теряет интерес к делу, хочет бросить его, нужно немного изменить задание ( перестроить гараж так, чтобы в него помещалась не только маленькая, но и большая машина).
Кроме того, устойчивость внимания весьма успешно развивается с помощью несложных игр. Нарисовать на листе бумаги несколько «пляшущих человечков» 3-4 видов, затем в течении 8-10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом только тех, которые стоят «смирно». Затем вы можете посчитать количество ошибок, допущенных ребенком и предложить ему посоревноваться с вами в точности выполнения заданий. Несколько ваших проигрышей повысят интерес ребенка к таким заданиям.
Важным свойством внимания, которое тоже следует направленно формировать в дошкольном возрасте, является его переключение. Большинству детей бывает сложно переходить от одной деятельности к другой. Поэтому несложные игры и упражнения, направленные на развитие переключения внимания, могут помочь с заданиями.
Формировать переключение внимания можно в процессе подвижных игр, двигательных упражнений. В таких играх ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому.
Центральная и основная линия в развитии внимания – это постепенный переход от полного господства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Не6произвольное внимание характерно тем, что оно вызывается наиболее новыми, яркими, интересными в данный момент для ребенка предметами.
Произвольное же внимание требует от ребенка умения сосредоточиться на задании и выполнить его, даже если оно не очень интересно и ново для ребенка.
Развивать внимание можно в любой совместной с ребенком игре. Например, если вы приобрели новую настольную игру, обязательно познакомьте ребенка с правилами по частям и просите повторять условия игры. Вообще играя с детьми, следует чередовать простые и более трудные задания. Это дает отдых и в то же время развивает ребенка.
Развивая внимание в дошкольном возрасте, мы закладываем основу для успешной успеваемости в школе. Играя с ребенком, мы воздействуем на него, воздействуем ненавязчиво и без принуждения, постепенно добиваясь своей цели. Ребенка нельзя заставить научиться чему либо. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.