«Зимний фестиваль знаний 2025»

« Роль и значение символов Российской Федерации в жизни страны»

Исследовательская работа по символике Российской Федерации

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2-4

Глава I. История создания и применение герба России…………………...5-8

    1. Герб как опознавательный знак……………………………….6

    2. Этапы создания российского герба…………………………...6-8

    3. Значение герба в жизни страны……………………………….8

Глава II.История и значение флага России………………………………...9-12

1. Флаг и его виды…………………………………………………9

2. Функции государственного флага…………………………….9-10

  1. История появления флага России……………………………10-11

  2. Значение цветов флага России…………………………………………………………..11-12



Глава III. История и значение использования гимна Российской Федерации……………………………………………………………………13-14

  1. История гимна…………………………………………………..13

  2. Значение использования гимна………………………………..13-14

Глава IV. Социологический опрос учащихся……………………………..15-17

Заключение………………………………………………………………….18-19

Список литературы…………………………………………………………20

Приложение…………………………………………………………………21-27









Введение

Красивая птица — двуглавый орёл

Величие нашей России,

Больших городов и маленьких сёл.

Нет равных народу по силе.

Наш Герб — наша гордость,

Достоинство, честь.

Врагам не сломить дух народный.

И реющий гордо Российский наш флаг -

Знак славы, Отчизны свободной!


Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация. Произнесите это слово вслух. И вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор… Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды жили и работали в этой стране, защищали Россию для будущих поколений. Мы с любовью зовём Россию Родиной, потому что родились в ней.

Знакомясь с жизнью наших далёких предков, мы стараемся понять, где и как они жили, какие соседи их окружали, и какие отношения между ними были, что заставляло наших предков браться за оружие. Изучаем их быт, обычаи, традиции. Ведь нельзя построить будущее, не зная прошлого.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы: Герб, Флаг, Гимн. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Государственные символы — это история нашей страны и ее сегодняшний день. Символы выражают особенности исторического пути и отличительные черты Российской Федерации в ряду других государств, а также, по своему содержанию и смыслу являются выразителями таких важнейших общечеловеческих ценностей, как гуманизм, согласие и мир. Уважать символику своего государства – гражданский долг каждого человека. Что такое символы? Это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.  У России символов много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. К государственным символам традиционно относят герб, флаг и гимн страны.

Приступая к работе, я поставил основную цель: провести исследование истории возникновения символов России: герба, гимна и флага; выявить значение государственных символов в жизни страны, граждан.
В соответствии с целью выделил следующие задачи:
1) извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников; 

2) провести социологический опрос учащихся 5-11 классов с целью выявления знаний о символах России;

3) пополнить свои знания об истории возникновения государственных символов;

4) распространять знания о государственных символах страны и их значении среди своих сверстников и учащихся школы.

Новизна и актуальность исследования связана с таким требованием времени, как воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей культуры, нравственности. Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения. 

Исследование проводилось в селе Малые Дербеты с 08.09.19 по 25.09.19.

Объект  исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

Предметом исследования является история, смысл и значение государственных символов Российской Федерации.



На основании вышеизложенного можно выдвинуть следующую гипотезу: пополнить свои знания об истории возникновения и значения государственных символов в жизни страны, возможно при условии

заинтересованности в получении знаний. 

Методы исследования
1. Метод теоретического анализа научной и познавательной литературы по проблеме.
2. Метод накопление и отбор фактов.

На основании вышеизложенного можно выдвинуть следующую гипотезу: Государственные символы Российской Федерации являются символом объединения судеб России, они олицетворяют традиции народа, его общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют нации быть сильной, нравственно - чистой и верящей в свое будущее.

Работа является теоретическим и практическим исследованием.

Теоретическая значимость – проведенное социологическое исследование позволит выявить, насколько в настоящее время школьники знают государственную символику (на примере учеников МКОУ «МДСОШ №2»
Практическая значимость – полученные результаты исследования могут быть использованы в практической работе на других уроках мною и одноклассниками, в повседневной жизни.







Глава I. История создания и применение герба России.

Из истории известно много примеров, когда воины ценой собственной жизни спасали Боевые Знамена воинской части. Во время одной из экскурсий в художественный музей я услышал о судьбе полка, который в первые дни Великой Отечественной войны выходил с боями из окружения. Почти все солдаты и офицеры погибли, но полк сохранил своё знамя. Его на собственной груди выносил с поля боя один из офицеров. Сохранили знамя – значит, сохранили полк. Его не расформировали, а пополнили новыми бойцами. Если бы знамя не сохранилось, могли бы расформировать целую дивизию. На основе этого эпизода мы можем сказать, что сохранение своего знамени особо важная задача для бойца. При взгляде на знамя, в нём просыпается чувство патриотизма, а значит борьба до победного конца за свою Родину.

Но не только на военном поприще символы играют большую роль, но и в обычной жизни. Так во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, выстоят и они. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной - значит, готов помогать ей, защищать её.

Герб – изобразительный опознавательный знак, представляющий собой определенное, постоянное принадлежащее владельцу сочетание цветов и фигур, составленное по правилам геральдики и служащее для того, чтобы обозначить владельца, то есть отличать его от окружающих.
Поскольку одним из основных чувств, позволяющих человеку воспринимать мир, является зрение, и с помощью зрения человек усваивает более 80 % информации, то именно опознавательные знаки позволяют запомнить неподдающиеся исчислению количество зрительных образов и отличить себя от других, своих от чужих и свое от чужого. Эти знаки использовали члены первобытного племени, покрывая свое тело татуировками, носили однотипные прически и амулеты, определенным образом сшитые украшения и одежды. При этом никакие другие средства не могли выполнять подобную функцию, поскольку письменности не существовало, люди говорили на разных языках и даже соседние племена не понимали друг друга. И хотя с тех пор прошли многие тысячелетия, знаки служат нам точно так же, как и служили нашим предкам.

В Европе культура употребления таких знаков привела к появлению гербов.

1.1. Государственный герб – это опознавательный знак государства, его официальный символ, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, ее флаг и гимн, - он обозначает страну, отличает ее от других стран. В нем отражена история.
1.2. Проведем небольшой экскурс в историю российского герба. Первое изображение российской государственной эмблемы, сохранившееся до наших дней, - двуглавого орла датируется 1497 г. И изображено оно на печати великого князя московского Ивана III Васильевича. Двуглавый орел – это символ единого русского государства, которым управляет князь. Я узнала, что исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел

был известен и древнеегипетской, и ассирийской, и древнеперсидской культуре и государству Птолемеев, и служил он знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания и бдительности. Двуглавый орел изображается с раскрытыми клювами и высунутыми языками (с 1539 г.). Такой орел называется «вооруженным». На гербе действительно имеется изображение всадника - «копейщика» (всадник с копьем). Изображение всадника воспринималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. Совмещение государственного и царского знаков в одном символе произошло в 1560-х годах. В 1577-1578 гг. над орлами появляется пятизубцовая корона, венчающая сразу две головы. Некоторые исследователи полагают, что так Иван IV, правивший в те годы, пожелал продемонстрировать свое единство, показать, что в государстве есть только одна корона и только один носящий ее – царь. В Смутное время (правление Лжедмитрия) головы орла стали венчать две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания.
С 1710 г. (Петр I) всадника на груди двуглавого орла начали толковать как изображение святого Великомученика и Победоносца Георгия (образ был хорошо известен в русской иконописной культуре). В те же годы Петр для государственного герба выбрал императорские короны – средство демонстрации полной самостоятельности России и ее абсолютной свободы в своих властных правах.
Судьба России переменилась в 1917 году. Первые же недели февральской революции породили неслыханную «войну символов». На правительственном уровне вопросы государственной символики были поручены ведению, созданному и возглавленному А.М. Горьким, Особому совещанию по делам искусств. Автором рисунка нового символа стал И.Я.Билибин. Новый символ России нельзя назвать гербом – это скорее государственная эмблема (двуглавый орел имел расправленные крылья,

направленные вниз без лишних атрибутов). Но Советское правительство считало, что в основу новой государственной символики, базировавшейся на идеологических принципах, должен быть положен красный цвет, пропагандировавшийся как интернациональный цвет борьбы за господство коммунистических идей во всем мире, и знаки, имеющие социальную окраску. Поскольку большевики позиционировали себя и управляемое ими государство как государство рабочих и крестьян, то основными знаками нового политического режима стали скрещенные серп и молот.
Возвращение исторических государственных символов произошло не сразу. 05 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага. Комитет по делам архивов организовал работу «круглого стола», на котором обсуждались вопросы генезиса и эволюции исторических государственных символов России. По вопросу возвращения Государственного герба было много споров и разногласий, т.к. многие видели в нем монархический символ, но глубинный смысл и универсальность символов герба помогли в разрешении возникающих сомнений.

1.3. Государственный герб России является официальным государственным символом Российской Федерации. Он представ­ляет собой четырехцветный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим ввepx  распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В ВС РФ он помещается на боевых знаменах воинских частей и военных кораблей 1 и 2 ранга – в порядке, установленном Президентом РФ. Законом установлены жесткие рамки использования изображения Государственного герба: он должен располагаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть. Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.







Глава II. История и значение флага России.

2.1. Слово «Флаг»- голландского происхождения и означает «корабельное знамя». Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа День Государственного флага России. Флаг – это материальный опознавательный знак; определенный предмет, который неизменно принадлежит некоторому владельцу и используется для того, чтобы отличать своего владельца от окружающих и сообщать конкретную информацию. Флаг представляет собой полотнище определенной формы, имеющее определенный цвет (или составленное из нескольких частей определенного цвета), иногда с помещенным на него изображениями определенных фигур или (изредка) надписями.
Флаги бывают разные. Одним из классов являются опознавательные флаги – это флаги, неизменно принадлежащие какому-либо владельцу (государству, городу, флоту, предприятию и т.д.) и применяющийся тогда, когда необходимо показать на присутствие владельца или принадлежность чего-либо владельцу (например, государственный флаг, поднятый на некой территории, указывает, что данная территория принадлежит тому государству, чей флаг над ней поднят).
2.2. Государственный флаг – это опознавательный знак государства, его официальный символ. Он исполнят те же функции, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, - обозначает свою страну, отличает ее от других стран.  А зачем нужен флаг, если есть герб? Гербы помещают на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат. Но когда необходимо указать на то, что стране принадлежит крупный объект – морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстоянии, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить ее может только флаг. Другое отличие состоит в том, что герб – в большей степени символ государственной власти, официальных полномочий (им пользуются преимущественно органы государственного управления для указания своих полномочий, правила его использования строго установлены и свобода его

использования ограничена), флаг же – символ единства граждан страны, поэтому правила его использования шире, свободнее. Флаги поднимаются не только в официальных случаях, но и при семейных, частных торжествах, в дни праздников и важных событий. Каждый гражданин, если он желает подчеркнуть свою принадлежность к стране, может воспользоваться для этого флагом: поднять его над своим домом, выйти на улицу с флагом, украсить себя лентами цветов государственного флага.
2.3. Как же появился наш флаг? В 1688 г. юный царь Петр I страстно увлекся морским делом. На бортах отремонтировано ботика появились три горизонтальные полосы – белой, синей и красной в равных количествах. В 1697-1700 гг. на первых русских военных кораблях появились полосатые бело-сине-красные флаги (юридически положение о флаге как флаге гражданского флота появилось 20 января 1705 г.). Принципиальным моментом стал 1720 г. – год вступления в силу Великого Морского устава, в котором был окончательно утвержден флаг российских торговых судов – полосатое полотнище, полосы которого располагаются в существующем до наших времен порядке: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Появление российского флага на суше было связано с организацией нескольких географических экспедиций, в ходе которых были открыты новые земли, провозглашены владением России. Даже временное правительство, пришедшее к власти в феврале 1917 г., изменившее герб и гимн, сочло флаг историческим народным символом и сохранило его. Но большевики предали первостепенное значение флагу. Символом революционеров стало красное полотнище (толкование – цвет крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи), окантованное желтым кантом крыже крестообразно располагались буквы РСФСР (1918 г.). В 1928 г., после вхождения РСФСР в состав СССР в качестве основной части, была отменена окантовка крыжа и изменено начертание букв.  Флаг СССР – красное полотнище, крыже которого – желтые скрещенные серп и молот, а над ними

– пятилучевая звезда. В конце 1980-х годов вопрос о российском флаге вновь встал со всей остротой. В годы Перестройки бело-сине-красный флаг стал появляться на митингах. И постепенно к 1989 г. стало увеличиваться число разнообразных эмблем, используемых различными общественными организациями. Поэтому О.Сидельников, автор первой серьезной публикации «О русском национальном флаге», подробно рассказал о символе Российского государства и выдвинул идею о возвращении русскому народу бело-сине-красного флага. И 5 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага. Бело-сине-красный Государст­венный флаг Российской Федера­ции является официальным госу­дарственным символом и только с этой точки зрения может претен­довать на высокое звание нацио­нального и народного в общепри­нятом смысле Он символизирует всех россиян, без различия социальных групп, отдельных нацио­нальностей, классов, прослоек или партий, которые могут иметь свои флаги.

Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном флаге Российской Федерации» он ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений ВС РФ, других войск и воинских формирований.

2.4.Что же означают цвета флага России?

Самым распространенным в торжественных случаях в России считался красный цвет. Красный и синий – были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубахами русских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до 20 века был красным. Синими на Руси были небо, вода, мир:

И мне в глаза ударит синий,

До боли синий, грустный свет.

И вдруг повеет той Россией,

Которой – мне казалось – нет!

(В.Сидоров)

Голубой считался цветом Богоматери. Белые и синие цвета выбрала себе русская православная церковь. На крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами. К молитве на флоте Петра Великого был белый флаг с малым синим крестом в середине. Белым называл народ свою веру, царя и Отечество. Свободным и открытым считался белый цвет. По русским понятиям красный цвет, символизировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый – «нетленное совершенство», мир, чистоту, правду. Благородство, совершенство, невинность.

В настоящее время чаще всего используется такая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.















Глава III. История и значение использования гимна Российской Федерации.

3.1. У гимна тоже своя история. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная , хвалебная песня». Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя. Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка- композитору и дирижеру А.В.Александрову.

В России функции гимнов выполняли несколько произведений, среди них- средневековой общеевропейский гимн «Тебя, Бога хвалим», его вместе с певчими пел ПетрI. В советский период истории России музыкальные символы претерпели эволюцию. Почти 26 лет гимном СССР-РСФСР был

«Интернационал» , а в 1943 г. он стал только партийным гимном. Для гимна СССР было решено использовать музыку «Гимна партии большевиков», написанную Александровым в 1939 г. Текст сочинили С. Михалков и Г. Эль-Регистан. Впервые «Союз нерушимый» прозвучал в ночь на 1 января 1944 г. , а с марта 1944 г. он исполнялся постоянно вплоть до 1990 г.

3.2. В конце 90-х годов разгорелись споры по поводу слов гимна. В 2000 году государственным гимном России вновь стал гимн Александрова с обновленным текстом С. Михалкова.  Подобно всем общенациональным символам гимн народа – это сокровище его национальной культуры. Как никакие другие музыкальные произведения он способен с наибольшей силой отражать образы прошедших эпох, утверждать  преемственность поколений, спла­чивать и вдохновлять нацию. Осо­бая торжественность и празднич­ность гимнов пробуждают и усили­вают национальное и государственное самосознание, а в междуна­родных делах ритуал исполнения гимнов, как и приветствия, флага­ми, служит выражением высших почестей представителям иност­ранной державы. Исполнение гим­на государства, так же, как и подъ­ем его флага, требует обязательно­го вставания гражданских лиц и выполнения воинского приветст­вия военными.

Государственный гимн Россий­ской Федерации является офици­альным

государственным симво­лом Российской Федерации. Он представляет собой музыкально-поэтическое произведение, испол­няемое в случаях, предусмотрен­ных российским законодательст­вом.

Государственный гимн Россий­ской Федерации должен испол­няться в точном соответствии с ут­вержденными музыкальной редак­цией и текстом. В ВС РФ он ис­полняется во время проведения во­инских ритуалов – в соответствии с общевоинскими уставами ВС РФ.





























Глава IV. Социологическое исследование и его результаты

Государство уделяет особое внимание вопросам изучения, пропаганды и правильности применения государственных символов. Воспитание подрастающего поколения в духе любви к своей Родине было и остается главным направлением работы государственных органов.

С целью привлечения интереса к национальной символике и исследования уровня знаний школьников по данной теме я провел социологическое исследование среди учащихся 5-9, 10-11 классов МКОУ «Малодербетовская СОШ№2». В опросе участвовали 108 учеников.

Социологическое исследование, проведенное в сентябре месяце 2019 г., позволило выявить ценностные установки учащихся по отношению к государственным символам страны, определить уровень знания государственных Флага, Герба, Гимна.

Результаты проведенного социологического исследования показали, в большинстве своем школьники знают, что официальными государственными символами Российской Федерации являются Герб (86%), Флаг (82%), Гимн (84%). При этом учащиеся не ограничились тремя основными официально принятыми государственными символами. В качестве символов (преимущественно учащиеся среднего звена) называли такие понятия, которые не относятся к основным государственным символам, но входят в общий фонд символов страны. Так, к символам России, по мнению 11% школьников относятся Конституция, Президент страны - 15%, национальная валюта - 9% и др.

В ходе опроса удалось определить уровень знания/незнания государственных символов в отдельности. Анализ показал, что лучше всего из символов знают Флаг. 82% опрошенных правильно назвали, что именно на нём изображено.

Уровень знания государственного Гимна определялся через открытый вопрос: «Напишите, пожалуйста, первые 2-3 строчки Гимна».

Правильно смогли написать первые его слова 85% опрошенных, неправильных ответов - 10%, затруднились написать - 5% школьников.

При исполнении Гимна всегда подпевают 48% учащихся; подпевают, но слов Гимна не знают полностью – 37%, не подпевают из-за незнания слов – 15%.

Опрос показал, что для большинства учащихся государственные символы являются их гордостью - 91%. Из общего числа опрошенных безразличными к государственным символам страны оказались - 5,1%.

Такие чувства, как гордость и восхищение (72%) в наибольшей степени связаны у школьников с Флагом, несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному Гимну (67%) и Гербу (64,5%). 

Симпатию каждый из трёх символов вызывает примерно у 29% опрошенных. И лишь 2,3% опрошенных отмечают, что не испытывают в отношении этих символов никаких эмоций и относятся к ним безразлично.

Информированность о государственной символике у старших школьников заметно выше, чем у учащихся среднего звена. Точно знают, что изображено на российском Гербе в среднем 85% опрошенных.

Более половины опрошенных (52%) считают, что «знание государственных символов делает человека патриотом своей страны». Для 33% знание символов страны «помогает чувствовать себя гражданином страны», а 9% -«позволяет гордиться страной». 6% школьников считают, что знание символов является «измерителем» в определении культурного и образовательного уровня человека.

Результаты исследования показали, что учащиеся МКОУ «Малодербетовская СОШ№2», в большинстве своем, знают государственные символы. Не только учащиеся старших классов, но и среднего звена считают, что знание государственных символов позволяет чувствовать себя патриотом, достойно представлять свою страну, гордиться ею, а также говорить об уровне образования и культуры человека. В то же время, не все из участников анкетирования, отметивших подобные ответы, сами знают государственные символы и их значение, они не так часто сталкиваются с государственными символами и предметами с их изображением в повседневной жизни. Символы воспринимаются, по-прежнему, как нечто официальное, достаточно далекое от жизни отдельно взятого человека.

Проведенное социологическое исследование подтверждает выдвинутую мною гипотезу о том, что необходимо привлечение внимания подростков и молодежи к истории и ценностям отечественной культуры, развитии патриотических, гражданских и нравственных чувств, изучение исторической памяти привлечение к изучению богатого наследия ярких личностей соотечественников, они олицетворяют традиции народа, его общность, то есть те обычаи и особенности, которые позволяют нации быть сильной, нравственно чистой и верящей в свое будущее. 























Заключение.

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем зависит только от нас. Сегодня наша страна живёт в XXI веке. В символах современной России отражается вся многовековая история нашего отечества. Двуглавый орёл гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.

Проведенное исследование убедительно показывает, что государственная символика России представляет собой актуальное явление. Она призвана консолидировать общество, давать каждому гражданину понимание особенности, уникальности своего государства через тщательно проработанные образы, олицетворяющие, в концентрированном виде, славу, государственную мощь и силу духа российского народа.

Закрепленные в основном законе государства – конституции положения о государственных символах Российской Федерации дают, по моему мнению, четкое понимание смысла их существования. Флаг, герб и гимн страны должны также «работать» и на международном уровне, способствуя поддержанию позитивного имиджа нашего отечества. Я уверен, что современные государственные символы России в полной мере отвечают решению этой задачи. И ими можно по праву гордиться. Они обладают убедительной силой воздействия на сознание человека, оказывают сильное эмоциональное влияние.

Знаки страны всего лишь символы. Но за ними – ошибки и успехи многих людей, поражения и победы наших отцов и дедов, заблуждения и открытия далёких предков, предательство и героизм людей.

Люди, не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого, от времени и пространства, в котором живут. Тем самым они и себя обрекают на забвение.

Полагаю, что современные государственные символы России, не застывшие раз и навсегда образования. Их история не заканчивается в наши дни. Государственные символы не самоцель, они изменяются вместе с государством, объективно отражают историческое движение вперед, прогресс в жизни народа. Важно при этом сохранить преемственность, опору на традиции, чтобы новые поколения ощущали связь с прошлым , гордились им.

Я знаю, что государственные символы России должен уважать каждый человек, ведь они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Я горжусь прошлым, настоящим и будущим моей страны. Эти государственные символы достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от нас.





















Список литературы:

1. 1. Конституция Российской Федерации.- 2012.

2. Алексеев Ю.А. Моя Родина – Россия.: Москва – 2002. С.64

3. Вилинбахов Г. Родословная Российского герба// Родина.- 1993.-№1

4. Вилинбахов Г. Герб России.- 1998.-№2

5. Дегтярев А. Я. История Российского флага. – М., 2000

6. Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже, царя храни…: История первого Российского гимна. – М., 1998.

7. Лебедев В. Большой Государственный герб России// Родина.- 1993.- №10

8. Можейко И.В. Государственная символика России. История и современность/И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева.- М.,2003.

9. Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М., 2002.

10. Романовский В.К. символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн., «ТИД Русское слово-РС», 2002. С.95.

11. Соболева Н.А., Артамонова В.А. Символы России. – М.,1993

12. www.statesymbol.ru

13. www.gov.ru

14. www.flag.kremlin.ru

15. www.politika.su







Приложение.




Большой государственный герб Российской империи 1882 года.























Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственного герба является печать правителя страны Ивана III на его грамоте 1497 года.














В январе 1918 года началась подготовка новой государственной печати и работа по созданию герба Советской республики. Проектов было много. Лишь к 1920 году был окончательно разработан герб РСФСР.
















Конституция 1924 года утвердила герб СССР, который в дальнейшем существенных изменений не претерпел – изменялось лишь количество витков ленты на венке из колосьев в зависимости от количества союзных республик, входивших в состав государства.










Государственный герб Российской Федерации был восстановлен 30 ноября 1993 года Указом Президента РФ.




Государственный флаг РСФСР 1918 года.







Государственный флаг РСФСР, утвержденный 9 января 1954 года.







Государственный флаг СССР. Появился после образования СССР и оставался таким до 1991 года.










Государственный флаг России, утвержденный 22 августа 1991 года.







11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее